Технологии смешанного обучения появятся в лицее ВШЭ
Под эгидой министерства образования Московской области с участием российских и зарубежных экспертов 25-26 июня пройдет первая международная конференция «Экосистема современного образования», посвященная новой образовательной технологии — «смешанному обучению» (blended learning). В чем особенности этой технологии и как она приживается в России, в интервью РИА Новости рассказала директор-организатор Лицея НИУ ВШЭ Наталия Любомирская.
— Наталия Вениаминовна, что такое смешанное обучение? Когда оно появилось в России?
— Этой технологии около десяти лет. Считается, что она появилась в США, когда начали дешеветь гаджеты. Учителя стали записывать свои уроки на видео и рассылать по электронной почте ученикам, чтобы они смотрели их дома в удобное время. Получается «перевернутый класс» (flipped classroom): домашнее задание выполняется в классе при содействии учителя, а лекции ученики разбирают дома — сами планируют свое время, заодно совершенствуя ИКТ-компетентность.
Подход оказался эффективным, и сейчас на Западе практически все школы используют смешанное обучение, а параллельно развиваются электронные образовательные ресурсы.
В России смешанное обучение тоже используют, но в основном в бизнес-образовании. В общем образовании до недавнего времени его не было вообще. Проект, посвященный смешанному обучению в школах, стартовал в октябре 2012 года, в нем участвуют школы нескольких регионов, в том числе Московской области и Пермского края, организаторы — некоммерческое партнерство «Телешкола» и издательство «Просвещение». В новом учебном году к эксперименту присоединится только что созданный Лицей ВШЭ.
— Какие еще формы взаимодействия учителя с детьми характерны для смешанного обучения, помимо домашнего просмотра лекций?
— Домашний просмотр влечет за собой внедрение в учебный процесс других элементов. Меняется характер взаимоотношений между учителем и классом. На уроке учитель проверяет, кто не посмотрел ролик, кто не понял материал, — для этого можно заранее дать на дом вопросы. По результатам опроса он делит детей на группы и предлагает каждой из них соответствующее задание.
Деление на группы может происходить не только в зависимости от уровня усвоения материала, но и от педагогических целей, особенностей развития, психики и здоровья каждого ребенка. Для каждой группы учитель выстраивает индивидуальный маршрут. В идеале класс можно разделить на зоны, в каждой из которых занимается отдельная группа. И тогда первая группа, например, начинает работать с учителем, вторая в это время находится в зоне самостоятельной работы, третья — у компьютеров и т.д. В течение урока группы перемещаются между зонами.
Еще один формат — «личный выбор». Он рассчитан на старшеклассников и позволяет реализовать идею вариативности, когда школа не может предоставить нужный ученику курс. Тогда этот курс изучается дистанционно — в нашем проекте его предоставляла «Телешкола», — но под руководством учителя, который давал ребенку очные консультации.
— Что необходимо учителю и школе для внедрения смешанного обучения?
— Главное — желание учиться новому. Набор технических требований легко выполним. Чтобы организовать «перевернутый класс», ребенку нужен домашний компьютер с выходом в интернет. Для других моделей требования чуть выше — например, для деления класса на зоны нужны большие помещения. Школы могут выбирать разновидности смешанного обучения в зависимости от своих возможностей.
Если учитель использует новые технологии, это должно отражаться на его зарплате, да и моральное стимулирование немаловажно.
— Как эта технология влияет на качество образования?
— Учитель оказывается в ситуации, когда главное для него — не предмет или программа, а дети. Индивидуальный подход реализуется на деле. Значит, надо по-другому планировать, оценивать, вообще работать по-другому.
Смешанное обучение дает возможности для организации практической деятельности в соответствии с новыми образовательными стандартами. Речь идет не просто об использовании компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов, а о том, чтобы взглянуть на учебный процесс через призму деятельности ребенка.
Внедряя смешанное обучение, учитель должен уметь не только работать в классе и оценивать достижения детей, но и планировать — а у нас роль планирования недооценивают. Без него смешанное обучение превращается просто в использование электронных ресурсов.
— Нужна ли поддержка государства для продвижения смешанного обучения в России?
— Выбирая школы для пилотного проекта, мы обращались в региональные министерства (департаменты) образования. Они выбирали лучшие школы и сообщали им о необходимости участия — в этом смысле роль государства важна. А дальше начиналась проектная работа, где многое зависит от инициативы людей. В одной пермской школе завуч сама уговаривала как можно больше учителей поучаствовать в проекте и настаивала на том, чтобы не исключать из него тех, кто, на наш взгляд, не справлялся.
— Почему в названии конференции, посвященной смешанному обучению, присутствует слово «экология»?
— Потому что мы говорим о рациональном использовании временных ресурсов и грамотной организации образовательной среды. Этот ракурс будет основным при анализе результатов работы школ-участников пилотного проекта.
Подготовил Борис Старцев, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости