• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возможность конфликта интересов сохранилась

Время новостей. 2004. № 53. 30 марта

Александр Шохин, президент Высшей школы экономики:
- Система управления федеральными органами исполнительной власти пока не упростилась, и возможности конфликта интересов в ней сохранились. Прежде всего потому, что все функции так или иначе выстроены под министерствами. Мы всегда говорили, что правоустанавливающие функции нужно отделить от надзорных и от функций по оказанию публичных услуг. Но речь не шла о том, чтобы вычленить из министерств соответствующие департаменты, оставив их при этом в подчинении тех же самых министров.

Александр Шохин, президент Высшей школы экономики:
- Система управления федеральными органами исполнительной власти пока не упростилась, и возможности конфликта интересов в ней сохранились. Прежде всего потому, что все функции так или иначе выстроены под министерствами. Мы всегда говорили, что правоустанавливающие функции нужно отделить от надзорных и от функций по оказанию публичных услуг. Но речь не шла о том, чтобы вычленить из министерств соответствующие департаменты, оставив их при этом в подчинении тех же самых министров. Речь шла, в частности, о том, чтобы надзор, например, осуществлялся в том числе и за самими министерствами. Это мог бы быть надзор, препятствующий избыточному вмешательству в деятельность агентств или же ведению хозяйственной деятельности министерством вместо агентств. А сейчас получилось так, что реального разделения полномочий не произошло.
Кроме того, непонятно, кому отходят правоустанавливающие функции в службах, ведь они, как известно, потеряли права на правоустановление. Например, Федеральная служба по финансовым рынкам стала надзорно-контрольным органом, тогда как деятельность упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг была связана с выпуском большого числа нормативных документов. Кто будет этим заниматься после реформирования структур исполнительной власти? Правительство? Минэкономразвития? Либо это будет делать сама федеральная служба, которая может получить эти полномочия от президента через дополнительный указ? Причем в последнем варианте происходит смешение правоустанавливающих и контрольно-надзорных функций. Может быть, понадобится создание некой правительственной межведомственной комиссии.
Наконец, у агентств до сих пор не просматривается поле деятельности. Можно было бы смело их не создавать. Но коль скоро принято иное решение, функции у агентств обязательно появятся. Может быть, как раз те избыточные функции, которые ликвидировала предыдущая комиссия по административной реформе. Таким образом, возникает опасность, что избыточно созданные структуры будут плодить избыточные функции.
Исходя из этого, думаю, что пока сделан только первый шаг в реформировании структуры органов исполнительной власти. Потребуются корректировки. Некоторые из них можно ожидать в ближайшее время, другие придется производить после нескольких месяцев работы.