"Стратегия 2020": Запоздалые реформы для несуществующего правительства
Предложения экспертов смогут стать планом действий для нового кабинета министров, - считают авторы "Стратегии-2020"
Эксперты представили окончательный текст "Стратегии-2020", по сути, план реформы социальной и экономической сфер России. Сейчас избранный президент РФ Владимир Путин и действующий глава государства Дмитрий Медведев вместе с несколькими ключевыми членами правительства работают над стратегией, к июлю должна быть готова дорожная карта с проектами нормативных актов.
Предложения экспертов смогут стать планом действий для нового кабинета министров, который еще только предстоит сформировать. Впрочем, авторы уверены, что стратегия будет воплощена в жизнь вне зависимости от состава кабинета министров. К реформам будет подталкивать сама экономическая реальность, объясняют они. России нужна новая модель роста и новая социальная политика. Все должно быть нацелено на поддержку человеческого капитала и удовлетворение потребностей "креативного класса" - такой вывод содержит анализ "Стратегии-2020". По мнению специалистов, поворот к новой политике должен обеспечить так называемый бюджетный маневр, суть которого в сокращении неэффективных расходов и увеличении финансирования социальной сферы.
Новые модели роста
По словам ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, в новой стратегии предлагаются запоздалые реформы - те, которые не были реализованы за последние 20 лет. В частности, они касаются сокращения социального неравенства и преодоления бедности, реформ образования и здравоохранения, развития финансового и банковского секторов и др. России необходим качественный рост экономики. Страна не может жить исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов: это обрекает ее на все большее технологическое отставание. Преодолеть этот разрыв и должна помочь "Стратегия-2020", полагают эксперты.
В документе предложены шесть основных направлений формирования в РФ новой модели экономического роста. В первую очередь, это создание условий для появления в экономике "длинных" денег и доступного рыночного кредита. Кроме того, России необходимо поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности, благоприятствующей развитию частного сектора (за счет стабилизации и сокращения бюджетной нагрузки к ВВП и оптимизации налоговой системы в интересах экономического роста).
Третьим направлением стало формирование условий для существенного роста деловой активности и уровня внутренней конкуренции. Также авторы предлагают повышать эффективность использования трудовых ресурсов в условиях сокращения экономически активного населения, привлекать трудовые ресурсы и повышать внутреннюю мобильность населения. Соответственно, надо использовать конкурентные преимущества в сфере человеческого капитала, недоиспользованные в прошлом периоде, расширять емкость рынка и заняться поиском новых ниш в мировом разделении труда за счет стимулирования несырьевого экспорта и международной кооперации российских фирм.
Авторы стратегии рассчитали минимальные макроэкономические параметры для реализации важнейших задач России. Это рост ВВП РФ от 5% в год и снижение инфляции до уровня ниже 5%. В докладе говорится, что дефицит федерального бюджета сократится к 2020 году до 0,4% ВВП, если российские власти согласятся на бюджетный маневр "плюс 4 минус 2". Речь идет о росте госфинансирования развития инфраструктуры и человеческого капитала на 4% ВВП к 2020 году при сокращении неэффективных и избыточных расходов минимум на 2% ВВП уже к 2014 году.
Бюджет все также планируется рассчитывать, исходя из цен на нефть. В 2012 году расчетной должна стать цена 105 долларов за баррель, затем она будет снижаться до 95 долларов за баррель в 2015 году. По мере диверсификации экономики и источников дохода бюджета бюджетные правила поменяются. Резервный фонд рекомендуется наполнить до уровня 6% ВВП, что позволяет финансировать в течение трех лет снижение цен на нефть на 20%. Эксперты также предложили повысить с 2013 года минимальный капитал банков до 1 млрд рублей, а к 2020 году - до 3 млрд рублей. В настоящее время минимальный капитал для действующих банков составляет 180 млн рублей. Глобальная идея авторов доклада - не наращивать налоговую нагрузку на бизнес, которая приводит к ухудшению делового климата, "бегству от налогов", расширению зоны неформальной экономики. Увеличение налоговой нагрузки на труд противоречит общемировой тенденции, когда для повышения конкурентоспособности экономики налоговая нагрузка на труд и капитал снижается, а на потребление - растет, считают авторы.
В стратегии даются рекомендации и относительно налогов в нефтегазовом секторе. Нефтяные сверхдоходы следует вновь сохранять в специальных фондах, как это было до кризиса 2008-2009 годов, считают авторы стратегии. Предложено отменить экспортные пошлины на нефть, заменив их повышенными ставками НДПИ. Действующие пошлины поддерживают разрыв между внутренними и мировыми ценами на нефть и нефтепродукты. Если же внутренние цены подтянуть к мировым, субъекты рынка получат правильные ценовые ориентиры и стимулы к росту энергоэффективности, уверены авторы доклада. При этом они признают, что в краткосрочной перспективе эта мера может негативно отразиться на экономическом росте и повысить социальную напряженность. Поэтому внедрять ее надо осторожно и пошагово.
По мнению авторов "Стратегии-2020", одной из главных угроз для российской экономики будет падение мирового спроса на энергоресурсы России. Как утверждают авторы, с 2006 года развитые страны сокращают абсолютные объемы потребления нефти, но пока рост спроса в развивающихся странах перекрывает его снижение в развитых. Однако общие темпы прироста потребления все равно снижаются и составят в 2012-2020 годах 0,7-0,9% в год, вместо 1,4% в 2001-2010 годах. И тогда России не поздоровится, считают экономисты. В условиях, когда цены на нефть, вероятно, уже не будут расти темпами, схожими с первой декадой тысячелетия, а нагрузка на основной канал перераспределения рентных доходов - бюджетный - даже при текущих высоких ценах на нефть уже выглядит чрезмерной, очевидно, что России придется искать новые источники устойчивого экономического роста, считает Владимир Колычев, аналитик АКБ "Росбанк". Эту задачу и преследовали авторы стратегии. Конкретные предложения, инициативы и способы их реализации могут вызывать вопросы и споры среди экспертов, однако в целом ставка на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики за счет либеральных реформ и повышения качества государственных институтов бесспорно должна стать краеугольным камнем экономической политики нового правительства. В то же время список вызовов, стоящих перед Россией, - не нов, а факторы, сдерживающие экономический рост, - недоразвитые институты, коррупция, высокая и растущая доля государственного сектора, монополизация рынков и т.д. - преследуют страну уже не первый президентский срок, однако значительного прогресса в их решении так и не удалось добиться. "Остается надеяться на то, что в непривычных для текущего истеблишмента условиях более жестких бюджетных ограничений и возросшего давления со стороны "недовольных горожан", будет сделан правильный выбор", - полагает Колычев.
15 лет в запасе
В настоящий момент не все предложения "Стратегии 2020" поддержаны правительством. Так, независимым экспертам и властям пока не удалось прийти к соглашению о сценарии реформы пенсионной системы. Эксперты предлагают сбалансировать пенсионную систему за счет мер по отношению к работникам и будущим пенсионерам: увеличить стаж и повысить пенсионный возраст. Кроме того, по их мнению, пенсионная система сегодня не учитывает нужд представителей среднего класса. Пенсионный возраст хотят увеличить до 63 лет. Однако вводить новшество предполагается лишь с 2035 года, когда средняя продолжительность жизни будет больше, чем сейчас. Необходимо также ускорить формирование накопительного компонента пенсии. Это предложение было поддержано премьер-министром, однако правительство пока не приняло решения о его реализации. Между тем эксперты обещают, что при внедрении разработанных мер, средний размер пенсии будет составлять три-четыре прожиточных минимума.
По мнению экспертов, реформировать пенсионную систему нужно прямо сейчас, и повышения пенсионного возраста не избежать, хотя это и решает проблему финансирования пенсий лишь частично. По оценке научного руководителя НИУ ВШЭ Евгения Ясина, это позволит погасить существующий дефицит Пенсионного фонда России не более чем на 30%. "Пенсионная реформа сегодня является тем пунктом, по которому единства мнений не существует", - считает Ясин. Однако заниматься ей все же нужно. "Еще лет 15 у нас есть, но затем проблема станет неразрешима", - предостерег эксперт. Россия вступила в последние два года в фазу сокращения численности населения трудоспособного возраста, и это будет продолжаться довольно долго, добавил ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау. По его словам, это ставит серьезные задачи не только в пенсионной сфере, но и требует технологического обновления вкупе с ростом производительности труда. Кроме того, по мнению экономистов, требуется перенастройка пенсионной системы на средний класс.
Без политической реформы и возврата к демократическим механизмам на всех уровнях власти быстрое социально-экономическое развитие России невозможно - таков основной вывод доклада по "Стратегии-2020". Для достижения целей предлагается три сценария: модернизация экономики, создание новых рабочих мест, рост доходов и уровня жизни россиян - достичь этих целей можно, лишь доведя до логического конца политические реформы. Вполне возможно, что на фоне мировой экономической нестабильности теперь уже обновленная "Стратегия-2020" успела устареть, полагают эксперты. "Стратегия сейчас совершенствуется. Конечно, уже поздновато, но считаю, что стратегию надо было сделать чуть больше: не на шестилетний срок, а на 12 лет, то есть "Стратегию-2025 или 2030", - считает Иван Родионов, профессор РГГУ.
Главный посыл экспертов - кризис 2008-2009 годов со всей определенностью продемонстрировал, что прежний этап социально-экономического развития завершен. Чтобы проводить непопулярные реформы, нужен "новый Гайдар", который возьмет ответственность на себя, и "новый Ельцин", который пообещает, что реформы не будут болезненными. Но их появление сейчас уже невозможно. Даже если народу пообещают, что реформы не будут болезненными, никто этому уже не поверит, уверен Лев Якобсон, первый проректор НИУ ВШЭ.
Впрочем, реформы неизбежны, поскольку к ним подталкивает экономическая реальность, считает Владимир Мау. "Чтобы проводить реформы, нужен спрос", - говорит эксперт. Например, программа Гайдара была выполнена на 100%, причем заканчивал ее Примаков, который категорически ее не принимал. Другой пример - стратегия развития Германа Грефа до 2010 года, которую реализовали меньше чем наполовину. Она была написана под одни экономические условия, а на деле условия оказались другими. Цены на нефть резко пошли вверх, и необходимые доходы образовались и без структурных реформ. Не помогло воплощению программы в жизнь и то, что сам Греф в это время работал в правительстве. Поскольку сейчас спрос на реформы есть, программа будет выполнена при любых "кадрах", считает Мау.