Поправка на ветер
...По замечанию Александра Шохина, высказанному им на совместном "круглом столе" Координационного совета бизнес-объединений и Высшей школы экономики, который почтил своим присутствием вице-премьер Александр Жуков, нам еще год остался до реализации последней советской Комплексной программы научно-технического развития на 1985-2005 годы. И именно теперь правительство задумалось о целевых показателях развития и выстраивании бюджета под конкретные задачи...
...В обществе, как выразился на том же "круглом столе" ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, отсутствие целеполагания у верхов порождает отсутствие целепонимания у низов. А потому экономическая проблема оборачивается политической и социальной. Отсюда и спрос на сформулированные цели снизу и впервые появившееся предложение на их четкое определение, обеспеченное деньгами, сверху...
Низы хотят, а верхи могут определиться с целями развития страны. Элементы плановой экономики приходят на помощь рынку и дисциплинируют бюрократию.
"Целься лучше!" - призывал Владимир Маяковский подрастающее поколение 20-х, маршировавшее в линялых трусах, пионерских галстуках и с деревянными ружьями. Поколение выросло и всю жизнь было вынуждено то целиться во врага, то нацеливаться на плановые показатели. Плановая экономика давала сбои, ее совершенствовали, обсчитывали со всех сторон с помощью ЭВМ, создавали так называемую СОФЭ, систему оптимального функционирования, но законы экономики оказывались сильнее эконометрии, а расхлябанный рынок побеждал дисциплинированную АСУ. По замечанию Александра Шохина, высказанному им на совместном "круглом столе" Координационного совета бизнес-объединений и Высшей школы экономики, который почтил своим присутствием вице-премьер Александр Жуков, нам еще год остался до реализации последней советской Комплексной программы научно-технического развития на 1985-2005 годы. И именно теперь правительство задумалось о целевых показателях развития и выстраивании бюджета под конкретные задачи.
Внешне все действительно напоминает плановую экономику. Государство задает высшие цели ("Все для блага человека" или, допустим, "Рост ВВП"), министерства бьются над конкретизацией задач и критериями их достижения, проводят декомпозицию задач до уровня конкретных бюджетных программ. Но здесь, в царстве какой-никакой рыночной экономики, в основе программирования лежат не материальные балансы и ресурсы, а деньги, живые деньги. Попросту говоря, делится бюджет. Но так, чтобы было понятно, ради чего, зачем и под какие цели. И какой из всего этого следует оргвывод - то есть ответственность за измеряемые результаты.
Например, в результате творчества судебных приставов рухнул фондовой рынок немаленькой страны с небольшой, но динамично развивающейся и жадной до инвестиций экономикой. Кто виноват? Неужели служба, регулирующая деятельность на фондовом рынке? Ответ понятен. Потому правительство, по словам Александра Жукова, само будет отвечать за все, но ответственность все-таки разобьет по конкретным ведомствам. Какова цель в данном случае? Правильно - не допустить обрушения рынка и падения капитализации экономики всей страны. Если действовать в соответствии с этой целью и устанавливать четкие критерии, кабинет министров поостережется молчаливо одобрять силовые акции по отношению к бизнесу.
Собственно, желание видеть горизонт развития и способы его достижения - это нормально. В обществе, как выразился на том же "круглом столе" ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, отсутствие целеполагания у верхов порождает отсутствие целепонимания у низов. А потому экономическая проблема оборачивается политической и социальной. Отсюда и спрос на сформулированные цели снизу и впервые появившееся предложение на их четкое определение, обеспеченное деньгами, сверху.
На "круглом столе" президент ОПОРы, объединения малых бизнесменов, Сергей Борисов невольно произнес двусмысленную фразу: "Чиновник должен быть включен в экономический процесс". Понятно, что он сейчас и так включен - любовно выстраивает административные барьеры на пути физических и юридических лиц. Но Борисов, конечно, имел в виду другое: чиновник должен понимать, для чего он расходует деньги, как он тем самым стимулирует экономику и отвечает за недостижение показателей, в том числе важных для того же малого бизнеса. Например, в результате деятельности бюрократа доля ВВП, производимого малым и средним бизнесом, не увеличилась. Значит, он должен ответить за неурожай. Повысил долю - молодец, можешь переходить в режим ночного сторожа экономики с тысячестраничным томиком госбюджета наперевес.
Все это выглядит, как смелые фантазии Сен-Симона, Фурье и Оуэна, вместе взятых, только перековавшихся из социалистов-утопистов в капиталистов-утопистов. Прицеливаться в будущее вообще всегда лучше с поправкой на ветер политической конъюнктуры. Суха теория в программах, но вечно зеленеет древо российской внутренней политики. Тем не менее в России бояться политики - значит экономикой не заниматься. Поэтому правительство ждет от министерств и ведомств целей, показателей, путей и критериев их достижения к 1 апреля 2005 года. Исходя из этого, и будет верстаться бюджет. Если только кто-то не сочтет происшедшее первоапрельской шуткой.