• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

БЮРОКРАТИЯ И КОРРУПЦИЯ — ГДЕ КУРИЦА И ГДЕ ЯЙЦО?

Газета. 4 февраля 2008

ЕВГЕНИЙ ЯСИН,

научный руководитель ГУ-ВШЭ Тут не может быть двух мнений: бюрократия рождает коррупцию. Естественно, бюрократия есть в любой стране, а вот коррупция далеко не во всех. И вся разница заключается в том, что если бюрократия находится под общественным контролем и в стране есть демократия, то там нет коррупции. А скажите, какой общественный контроль существует у нас в стране? У нас с этим очень плохо, да и сами граждане не настроены заниматься этим.

Вообще изначально все общественные институты и формировались как институты общественного контроля. И самое главное — это политические партии и парламент, и когда работает судебная система. Ведь все это, строго говоря, и придумано для того, чтобы был общественный контроль не только за бюрократией, но и за самой властью. А у нас сейчас все это находится в каком-то заасфальтированном состоянии. Конечно, под асфаль- том что-то, может быть, еще и живет, но в достаточно заморенном виде, уж и во всяком случае, не тогда, когда проходит избирательная кампания. Более того, прямо на наших глазах, по-моему, делается все, чтобы уничтожить общественный контроль. Поменялась избирательная система, а что касается СМИ… Конечно, нельзя сказать, что они совсем не работают, и хотя возможность публикации в прессе или показа по ТВ критических материалов все-таки есть, но только так, чтобы не затрагивать власть и не создавать излишнюю остроту. А ведь при советской власти был такой порядок: появилась публикация — надо реагировать. Сейчас этого нет.

АЛЕКСАНДР ШОХИН,

президент РСПП Коррупция невозможна без бюрократии, и поэтому скорее курица — это бюрократия, а яйцо — это бизнес. Да, коррупция — это дорога с двусторонним движением, но вряд ли бизнес, особенно публичные компании, выходящие на IPO, привлекающие стратегических инвесторов

и так далее, заинтересованы в своей массе в коррумпировании чиновников.

Даже если бы не требовалось принимать решения, в том числе и те, на которые бизнес по закону имеет право.

Поэтому борьба с бюрократией и борьба с коррупцией — это почти синонимы. Если иметь в виду рост бюрократического класса и рост номенклатуры в разных формах (в том числе и бюрократии от бизнеса), то исходя из этой логики можно лишь говорить о том, что у нас заявлена борьба с коррупцией, но в действительности она еще не вступила в стадию именно борьбы.

Думаю, начнется это с создания специального государственного органа по борьбе с коррупцией, который скорее будет демонстрировать намерения, нежели предпринимать реальные шаги. Ведь создание органа — тоже нарастание бюрократии, а это фактор, способствующий коррупции.

Так что на самом деле борьба начнется лишь тогда, когда роль бюрократии и роль государства в экономике будет доведена до минимально приемлемого уровня, связанного с установлением правил игры и контролем за их равным исполнением всеми экономическими агентами. И сначала мы пройдем через этап административных методов борьбы с коррупцией, а затем дойдем до понимания: институциональные механизмы — это и есть основа борьбы с ней.

ИГОРЬ ТРУНОВ,

адвокат На мой взгляд, когда отсутствует гражданское общество, то и курица, и яйцо — это одно и то же. Бюрократия и коррупция в условиях отсутствия контроля со стороны гражданского общества и демократических институтов — вещи неразделимые: одно просто не может быть без другого, и коррупция в таких условиях распускается автоматически.

Высказывание Макиавелли о том, что человек только вынужденно бывает хорошим, я отношу к бюрократии. В том смысле, что хорошей она бывает только вынужденно — когда общество может создать условия для контроля за ней.