• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разговор с А.Шохиным

ТВЦ. 1 декабря 2004

В: Александр Шохин у нас в гостях. Александр Николаевич, добрый вечер. Вы слышали, о чем я говорил в начале. Вот с Вашей точки зрения, будет ли вся эта история с "ЮКОСом" выглядеть приличнее, справедливее, может быть, с какой-то стороны, если главный актив "ЮКОСа" — "Юганскнефтегаз" — приобретет обратно государство? Некогда за бесценок проданный частному владельцу. Теперь тоже не задорого возвращенный обратно.

АЛЕКСАНДР ШОХИН (президент Высшей школы экономики): Ну, во-первых, о цене. Цена за "Юганскнефтегаз" с одной стороны меньше рыночной оценки, которую делали независимые оценщики, западные оценщики. Но с другой стороны она намного больше той первоначальной цены, которая пару месяцев назад гуляла в средствах массовой информации где-то 3-4 миллиарда долларов. Безусловно, девять миллиардов, стартовая цена аукциона, это близко к той рыночной оценке, хотя и на несколько миллиардов меньше. Поэтому говорить о том, что цена низкая не приходится. Хотя, даже для "Газпрома" или для "Сургутнефтегаза", это крупнейшие компании, которые могут поднять такого рода деньги, это цена на самом деле значительная. И если "Газпром" идет на этот аукцион, ему придется подзанять довольно много денег. Все эти 9 миллиардов практически будут заемными. Другое дело, что "Газпром" в состоянии занять такие деньги и многие банки, вот "Дойче Банк", вроде бы уже им обещает.

Но если говорить о справедливости, что вот когда-то "ЮКОС" был его акционерами приобретен не задорого, сейчас не задорого же возвращается государству, то я, честно говоря, не считаю, что это самое главное сейчас. Ведь государство могло и задорого продать "ЮКОС", выставив стартовую цену аукциона на уровне среднерыночной цены, и еще столкнув лбами покупателей, частных покупателей. В бюджет могли быть зачислены огромные суммы денег.

В: Но государство этого не сделало.

АЛЕКСАНДР ШОХИН (президент Высшей школы экономики): Тем не менее, государство решило идти по пути участия в аукционе. С одной стороны государство продает этот актив, с другой стороны покупает через "Газпром". Хотя окончательного решения о том, что именно "Газпром" будет победителем, нет. Напомню просто, что традиционная система аукционов в России приватизационных в том числе, заключается в том, что победитель заранее известен. Но я замечу, что коль скоро "Газпром" принял решение участвовать в этом аукционе, стало быть, и другие государственные компании смогут участвовать в этом. Когда пару лет назад "Славнефть" с аукциона продавалась, приватизировалась, то было принято решение, что госкомпании в приватизации не участвуют. Действительно закон не позволяет государственным компаниям участвовать в приватизации. Но здесь в случае с ЮКОСом приватизация — стало быть, другие госкомпании, а именно, китайская государственная компания Си-Эн-Пи-Си, которой до сих пор не удавалось поучаствовать в приватизационных конкурсах на основании что это тоже государственная хоть и иностранная компания, вполне может дать заявку. А специфика китайской государственной компании состоит в том, что...

В: Отсекали китайцев...

АЛЕКСАНДР ШОХИН (президент Высшей школы экономики): Вот на "Славнефти" мы их и отсекли. Но ссылались на то, что ни Роснефть, ни "Газпром", ни китайская госкомпания не могут участвовать в приватизации. А сейчас впервые крупная сделка не приватизационная и вполне возможно, что, если не будет вопрос на политическом уровне урегулирован, то китайцы могут на миллиардик — другой больше предложить.

В: Александр Николаевич, мы сейчас говорим о "Газпроме", как о государственной организации. А каков процент акций принадлежит государству. Кто владеет "Газпромом" в процентном отношении?

А.ШОХИН (президент Высшей школы экономики): Государству принадлежит 38 с небольшим процентов акций, но еще примерно 16% акций "Газпрома" это так называемые казначейские акции. То есть это те акции, которыми владеют дочки "Газпрома". И, в принципе, они косвенно, через "Газпром" также контролируются государством и в Совете директоров "Газпрома" большинство у представителей государства.

В: Я к чему это спрашиваю, не получится так, что вот тот же спрос сменит собственника, да, у ЮКОСа? Тоже частное лицо.

А.ШОХИН (президент Высшей школы экономики): Нет. Этого не будет. Дело в том, что сделка по покупке "Юганска", если в ней будет участвовать "Газпром", если он выиграет этот аукцион, превращает ЮКОС в государственную компанию, которая полностью контролируется государством.

В: Александр Николаевич, совсем мало времени осталось. Очень коротко, секунд за 20 ответьте мне. Что наша экономика, какие времена сейчас переживает? Президент сказал, что мы сложный этап, вроде как оставили позади.

А.ШОХИН (президент Высшей школы экономики): Действительно, с формальной точки зрения, экономика развивается вполне прилично, и даже тот временный спад в третьем квартале, который встревожил президента, он преодолен и октябрьские цифры более обнадеживающие, чем сентябрьские. Но я бы считал, что, несмотря на то, что статистика дает вполне приличные результаты, было бы неправильно успокаиваться на этом.

В: Благодарю вас. Александр Шохин был сегодня приглашенным экспертом. Мы говорили о намерении "Газпромнефти" приобрести главные акции ЮКОСа "Юганскнефтегаз". Эту покупку, если она будет совершена, можно будет оценить как победу госвласти в борьбе с одним из самых сильных олигархов, который некогда оказывал на власть сильное давление. О том, что такая практика более недопустима президент напомнил во вторник еще раз.