Тратить или не тратить: вечный вопрос стабфонда
Российский стабфонд существует уже около двух лет, и чем больше финансовых средств в нем аккумулируется, тем более острыми становятся дискуссии по поводу того, стоит или нет расходовать эти деньги. В обществе преобладает позиция, что их необходимо тратить, однако остается дискуссионным вопрос, на что именно. Одновременно ряд крупнейших экономических экспертов и представителей органов власти придерживаются мнения, что эти средства ни в коем случае нельзя расходовать, тем более – внутри России. Участники круглого стола на тему "На что и когда потратить стабфонд – год спустя", который состоялся в среду, 29 марта, в Государственном университете - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), попытались выработать единую позицию по данному вопросу.
Открыл заседание ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, перечисливший основные дискуссионные вопросы, связанные со стабфондом. К ним он отнес вопросы, какими должны быть структура стабфонда, его необходимый объем, а также как можно использовать накопленные в нем средства. Я.Кузьминов осветил три основные позиции, которых придерживаются участники идущих дискуссий. Одна из них состоит в необходимости увеличения текущих расходов стабфонда, прежде всего на выполнение социальных обязательств РФ. Вторая заключается в формировании инвестиционного фонда и софинансировании из его средств ключевых секторов экономики. Наконец, третья позиция связана с формированием фондов, связанных со стабфондом, которые имели бы целевой характер использования аккумулированных в них средств (резервный фонд и фонд будущих поколений).
С основным докладом в ходе круглого стола выступил министр финансов РФ Алексей Кудрин. Он отметил, что идея создания стабфонда не является уникальной для России, она реализована во многих странах. По его словам, стабфонд для РФ - это, во-первых, так называемая "подушка безопасности" для экономики страны на тот случай, если цена на нефть окажется слишком низкой, а во-вторых, защита российского рынка от чрезмерного роста инфляции и дополнительного укрепления национальной валюты. Хотя по прошествии двух лет работы стабфонда первая задача остается важной, на первый план выходит вторая задача, подчеркнул министр.
Он уверен, что в экономике не может быть "длинных" денег, она не может иметь низкую кредитную ставку для предприятий, а также она не может быть инновационной при росте инфляции в 10-11% в год. Экономика должна быть абсолютно прогнозируема, и это особенно важно для инновационного бизнеса, на 10-20 лет вперед, уверен А.Кудрин. При этом для диверсификации российской экономики необходимо прежде всего снизить инфляцию до 3-4% в год, заявил он. Министр отметил, что создание инвестиционной экономики заключается не только в этом, однако такой уровень инфляции является необходимым условием.
Он считает, что до сих пор рост инфляции в России не снизился, так как Правительство РФ не ставило эту задачу на первое место. А.Кудрин заявил, что добиться роста инфляции в 4-5% в 2008 году и 3-4% в 2009 году "абсолютно нетрудно, это абсолютно выполнимая задача", и у российского правительства есть все механизмы для ее решения. Он отметил также, что сегодня усилия Минфина привели к тому, что эта задача выдвинута на первое место, и "теперь правительству улизнуть от ее решения будет значительно сложнее". Скорее всего, правительство мобилизует свои усилия для достижения этой цели, так как усилий одного Минфина недостаточно, предположил А.Кудрин.
Он отметил, что учет природы инфляции позволит добиться ее снижения. Министр уверен, что инфляция имеет абсолютно монетарный характер, и эту природу всегда можно увидеть за ростом цен в конкретных секторах экономики. По словам А.Кудрина, обычно за развитие инфляции в стране отвечают центральные банки, а в таких странах, как Россия, где велико влияние на экономику нефтедолларов, - центральный банк совместно с правительством, и в этих странах силами правительств созданы системы, подобные стабфонду РФ. Они регулируют необходимый объем денежной массы в экономике, соответственно, достижение целей снижения инфляции, и как следствие, создания благоприятных условий для бизнеса. Министр подчеркнул, что правительство всегда, при любых ценах на нефть, должно обеспечивать прогнозируемые условия работы для бизнеса: уровень инфляции и курс национальной валюты.
А.Кудрин считает необходимым для России переходить на другой индекс инфляции. Сейчас она считается "декабрь к декабрю", и в прошлом году, напомнил министр, она составила 10,9%, тогда как если считать средний уровень инфляции за год, то ее рост составил 12,7%. Он признал, что при использовании такой методики исчисления инфляции правительству будет сложнее выполнить задачу по замедлению ее роста, однако именно такой показатель отражает реальные потребности экономики.
Кроме того, А.Кудрин полагает важным рассчитать ненефтяной баланс бюджета страны: все деньги, поступающие от добычи нефти, необходимо перечислять на отдельный счет, откуда можно будет использовать их только на покрытие дефицита ненефтяного бюджета. Такой подход, уверил министр, не предполагает сокращения расходов бюджета, а лишь определение дефицита ненефтяного бюджета с целью добиться того, чтобы этот дефицит не увеличивался.
Относительно управления средствами стабфонда А.Кудрин сообщил, что их можно размещать только во внешних активах. При этом инвестиции в корпоративные акции, заметил министр, – "это нормально, это следующий этап после инвестиций в государственные облигации". Сейчас как раз можно переходить к этому этапу, заявил он.
А.Кудрин перечислил ряд заблуждений относительно стабфонда. Первое, по его словам, заключается в том, что средства, аккумулированные в стабфонде, можно тратить. "Это фактически будет печатанием денег", - заявил министр. Второе заблуждение состоит в том, расходование средств стабфонда внутри страны ускорит рост экономики. Если бы это было сделано в 2005 году, заметил А.Кудрин, рост инфляции достиг бы 18%, и это разрушило бы экономику. Третье заблуждение касается того, что направление средств стабфонда на инвестиции не вызовет роста инфляции. Не имеет значения, на что расходовать стабфонд, итог будет один, уверен министр. Придерживающиеся четвертого заблуждения утверждают, что инфляция обесценивает стабфонд. Однако, пояснил А.Кудрин, эти средства – не проведенная эмиссия, они размещаются во внешних активах и аккумулируются в долларах. Еще одно заблуждение связано с тем, что избыточная инфляция приведет к банковскому кризису. Стабильность ситуации в банковской сфере – это забота ЦБ, и он через ставку рефинансирования "должен подпитывать банки", ответил на это министр. Наконец, еще одним заблуждением является мнение, будто средства стабфонда можно использовать на закупку новых технологий, реализацию инновационных программ. А.Кудрин заявил, что в этом случае все потребности бизнеса будут ликвидированы за счет государства. "Это убьет спрос для российских производителей лет на двадцать", - считает он.
Выступая в ходе работы круглого стола, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин заявил, что бизнес-сообщество смирилось с тем, что "стабфонд – это не то, что можно потратить". Он отметил, что сегодня стабфонд динамично растет и уже составляет 10% ВВП. А.Шохин заметил, что существует множество лазеек, позволяющих использовать средства стабфонда (изменение цены отсечения, финансирование дефицита Пенсионного фонда, создание инвестиционного фонда).
Президент РСПП поддержал идею создания ненефтяного бюджета. Он также считает важным зафиксировать и другие технологии использования стабфонда: прежде всего, следует определить возможный предельный объем стабфонда как "подушки безопасности" (например, 10% от ВВП или возможность покрыть расходы бюджета в течение трех лет в случае резкого падения цен на нефть и проч.). В любом случае, уверен А.Шохин, использовать средства стабфонда нужно крайне аккуратно: расходовать можно только проценты от их управления. Также необходимо определиться с созданием фондом будущих поколений. Если стабфонд будет использоваться для текущего финансирования расходов бюджета, это повлечет за собой неизбежное повышение инфляции, неконтролируемый обменный курс национальной валюты, чрезмерное укрепление курса рубля, заявил он.
Экс-советник президента Андрей Илларионов в целом согласен с позицией министра финансов. Однако его недоумение вызвала установка на достижение роста инфляции в 3-4%, так как "хорошая инфляция – это нулевая инфляция".
Он сообщил, что целями создания стабфонда были удержание инфляции на минимально низком уровне; недопущение резкого и значительного роста курса национальной валюты; попытка избежать резких структурных изменений в экономике. Заблуждением, по словам А.Илларионова, является то, что стабфонд создавался как "подушка безопасности".
По его словам, прирост инфляции в России за последние 5 лет составил 137%, тогда как в странах с аналогичной российской ситуацией в экономике – 4,1%. Курс российской валюты за последние пять лет вырос на 90%, в странах с аналогичной российской ситуации в экономике – на 2,3%. В структуре российской экономики удельный вес ТЭК вырос с 10% до 25% ВВП. В целом в стране наблюдается за последние пять лет замедление темпов экономического роста. Таким образом, подытожил А.Илларионов, цели создания стабфонда не достигнуты. Однако он признал, что без стабфонда результаты развития российской экономики были бы еще хуже.
Кроме того, по его словам, одна из основных задач стабфонда состояла в предохранении страны от "экономического ожирения". Однако этого избежать также не удалось: "аргентинская" болезнь (воздействие власти на структуру экономики исходя из собственных представлений) повлекла за собой болезнь "венесуэльскую" (национализацию частных компаний), что привело к "саудовской" болезни (использование угроз в сфере энергетики против своих соседей) и, наконец, к "зимбабвийской" (разрушению политических и экономических институтов в стране).
А.Илларионов считает, что достичь нулевой инфляции и удержать растущую национальную валюту было бы возможно с установлением цены отсечения в 10 долларов за баррель, однако он признал, что правительство на это не пойдет. Цена отсечения снижена не будет, что повлечет за собой нарастание денежной массы в экономике, рост инфляции, что в итоге приведет к падению темпов экономического роста в России, резюмировал он.
Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам РФ Олег Вьюгин в ходе своего выступления остановился на принципах безопасности макроэкономической политики, которых необходимо придерживаться России. Прежде всего, по его словам, следует выбрать наиболее вероятную среднюю долгосрочную цену нефти, затем – решить, каким должен быть обменный курс национальной валюты, обеспечивающий стабильность платежного баланса. При этом ЦБ должен проводить интервенцию только при существенном отклонении рубля от этого курса. Также следует рассчитать необходимый для снижения инфляции уровень нейтрализации дополнительных доходов от нефти в стабфонд. Таким образом, считает он, возможно избежать роста инфляции и дефицита ненефтяного бюджета страны.
Говоря о принципах инвестирования средств стабфонда, О.Вьюгин отметил, что необходимо разделить его, создав резервный фонд и фонд будущих поколений. Он считает, что резервный фонд можно расходовать только на компенсацию выпадающих доходов, тогда как средства фонда будущих поколений, при условии устойчивых цен на нефть, на реализацию проектов, обеспечивающих долгосрочную институциональную основу экономики России.
Ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Сергей Заверский считает, что средства стабфонда можно использовать для закупки новых технологий и оборудования. При этом утверждение, что это якобы нарушит конкуренцию, он считает не совсем верным, так как в некоторых секторах экономики вообще нет конкуренции. Руководитель экономической экспертной группы при Министерстве финансов РФ Евсей Гурвич уверен, что нельзя требовать, чтобы стабфонд решил все проблемы, перечисленные А.Илларионовым. Он в целом согласен с необходимостью выделения внутри стабфонда резервного фонда и фонда будущих поколений.
Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин отметил, что в ходе заседания прозвучало два сенсационных заявления, с которыми он полностью согласен: во-первых, что инфляция имеет исключительно монетарный характер, а во-вторых, что инфляцию следуют считать по иной методике. Он полагает, что какую-то часть нефтяных доходов можно заложить в бюджет. Кроме того, Е.Ясин считает, что необходимо более четко обосновать, под влиянием каких факторов можно уменьшить объем стабфонда. Он уверен, что стабфонд вовсе не нужно тратить, так как он создавался совершенно для иных целей, вопрос в том, каким должен быть его объем. Так, если темпы роста экономики страны высоки и отмечается значительный денежный спрос, можно повышать денежное предложение и сокращать размеры стабфонда.
Хотя в основном участники дискуссии согласились с позицией А.Кудрина относительно российской финансовой политики в целом и аккумулирования средств стабфонда и методики исчисления инфляции в частности, они не пришли к единому мнению по поводу того, стоит или нет расходовать средства стабфонда. Все мнения сводились к двум основным позициям: средства стабфонда тратить нельзя и их следует расходовать на закупку инновационных технологий и оборудования, аналогов которых нет в России. Министр финансов признал состоявшуюся дискуссию "полезной".