Пять аргументов против госкапитализма Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, президент Государственного университета — Высшей школы экономики Александр Шохин в диалоге с пользователями "Эксперт Online" обсуждает проблемы НДС, наступления госкорпораций, забастовок и вступления в ВТО
Вы являетесь президентом ГУ—ВШЭ. Если бы сейчас вы сами были абитуриентом, куда бы вы поступили? В ВШЭ? На какой из факультетов?
— Я президент ГУ—ВШЭ 12 лет. Если бы я поступал сейчас, наверное, поступил бы на МИЭФ. Это совместное предприятие с Лондонской школой экономики, дающее право на двойной диплом. Конечно, и по другим специальностям в "вышке" обеспечена фактическая конвертируемость дипломов, но наличие одновременно дипломов одного из ведущих российских вузов и зарубежного дает мощное конкурентное преимущество на рынке труда.
В последние годы в "вышке" создаются новые факультеты, вводятся новые специальности, и каждый раз это ответ на вызовы, которые ставит перед системой образования экономика. В частности, скоро начнем готовить менеджеров по спорту (Олимпиада в Сочи, наверное, поглотит специалистов). На кафедре, которую я возглавляю, запущен проект подготовки по программам MBA и магистров по инвестиционным коммуникациям (IR и GR). Вообще, самое главное для ведущего университета — держать руку на пульсе, обеспечивать связь образовательного процесса с запросами рынка труда и быть исследовательским университетом. "Вышка" является ведущим think tank по большому количеству направлений, по которым мы консультируем и правительство, и корпорации, и регионы, и администрацию президента. Поэтому для нас очень важно не только иметь оптимальную структуру факультетов и специальностей, но и дать возможность студентам включиться в исследовательский процесс и реальную работу еще на стадии обучения.
Меня очень интересует вопрос НДС: когда его отменят или, на худой конец, заменят более вменяемым налогом? Я понимаю, что он призван развивать экспорт, но в существующих условиях он не дает возможности развивать именно внутренний рынок отечественным производителям. Для моего предприятия это самый разорительный налог, который никоим образом не соотносится с результатами деятельности организации.
— На встрече с президентом в феврале, посвященной диверсификации российской экономики, и я в своем вводном выступлении, и многие мои коллеги, руководители крупнейших сырьевых компаний, которых часто обвиняют в том, что они заинтересованы в сохранении этого налога, ставили вопрос о резком снижении НДС или об отмене. Позиция РСПП была сформулирована следующим образом: снизить НДС до 10 процентов, чтобы и компенсировать недостатки его администрирования, и, самое главное, убрать одно из главных препятствий к углублению переработки сырья на территории России и на пути инновационного развития экономики. Мы готовы обсуждать с правительством альтернативы, включая возможную замену НДС налогом с продаж. Мы надеемся, что буквально до конца этого года проведем заседание рабочей группы по налогам Совета по конкурентоспособности при председателе правительства, который возглавляет министр финансов Алексей Кудрин, и мы договоримся о технологии обсуждения этого вопроса, чтобы попытаться к следующему налоговому периоду (2009 год) сформировать конкретные решения.
Считаете ли вы, что, если установить на всей территории России минимальный уровень оплаты труда для граждан, скажем, в 100 рублей в час, тем самым будет решен целый комплекс проблем, в том числе повышение уровня жизни рабочих, наполнение бюджета? Тогда имеет смысл отменить губительный НДС, переместив нагрузку на возросшую базу налогов с зарплаты.
— В этом вопросе есть несколько конкретных подвопросов. Первое. Минимальная почасовая оплата вместо минимальной месячной зарплаты. Бизнес готов обсуждать эту тему, но при этом мы понимаем и позицию наших социальных партнеров, профсоюзов, которые борются за минимальный объем выплат по зарплате в увязке с прожиточным минимумом. Поэтому здесь нужно искать компромиссы. Другой аспект — это уровень оплаты труда. Могут ли налоги на зарплату и другие налоги заменить НДС? В принципе экономика высоких доходов — это наша цель, но в условиях, когда половина экономики является неформальной, то есть находится в так называемой серой зоне (в том числе из-за высоких налогов на прибыль, на фонд зарплаты и так далее), трудно рассчитывать на то, что прямые, а не косвенные налоги в ближайшее время станут основой налоговой системы.
В 2007 году в России активизировалось забастовочное движение: автозаводы, порты, добывающие предприятия. С чем это связано?
— Изменилась ситуация на рынке труда, и резко обострился дефицит всех категорий кадров. Одновременно рост зарплат почти вдвое превышает рост производительности труда. В итоге есть две тенденции на рынке: работодатели хотят увязать рост зарплат с ростом производительности, а работники часто ориентируются на "лучшие" показатели рынка труда по зарплате. При этом часто вне поля зрения наиболее энергичных профсоюзных лидеров находятся другие вопросы, связанные с социальным благополучием предприятий и их работников: создание новых рабочих мест, переподготовка и повышение квалификации работников, экология, решение социальных проблем территории присутствия компании, ну и, наконец, вопросы конкуренции, которая становится глобальной (рост издержек на рабочую силу может привести к проигрышу в конкуренции и к банкротству предприятия в условиях реального открытия российской экономики еще даже до вступления в ВТО). Поэтому в 2008 году забастовки будут иметь место, наверное, в не меньшем объеме, чем в 2007-м, но я рассчитываю на здравомыслие всех социальных партнеров и на то, что споры будут перенесены на уровень трехсторонних соглашений между властями, работодателями и трудовыми коллективами. Кроме того, необходимо и уточнение законодательства, которое должно более четко регламентировать и права на забастовки, и ответственность за них в критических отраслях экономики. Мы видели наступление госкапитала в добывающих отраслях. Многие считают, что следующей будет металлургия.
Каковы могут быть методы огосударствления металлургии, а главное, с какой целью?
— Мне уже много раз приходилось формулировать свою позицию по различным формам национализации бизнеса и о роли госкорпораций. К счастью, могу сейчас говорить словами Путина и Медведева: госкапитализм — это не наш путь. Как бы мягко государство ни расширяло свое присутствие в экономике (даже если это схема "Сибнефти", когда государство покупает актив с премией к рынку), оно не может заменить частный бизнес в качестве предпринимателя. Конечно, высокие цены на российские сырьевые товары могут сгладить любую неэффективность управления в госкомпаниях, но надо ли ждать мировых кризисов, чтобы это понять? Как президента РСПП меня не может не беспокоить, что для многих собственников продажа бизнеса государству по справедливой цене — это хорошая eхit-стратегия. Но для экономики в целом это может оказаться тупиковым вариантом развития. Поэтому я сильно надеюсь, что до огосударствления металлургии и других секторов, пока этим процессом не охваченных, дело не дойдет. Кроме того, надо иметь в виду, что "национальные чемпионы" могут быть конкурентоспособными на мировых рынках, если они становятся транснациональными корпорациями, то есть приобретают производственные активы за пределами России, повышая свою устойчивость и на рынках поставок, и на рынках сбыта, и на рынках услуг. Во многих странах — в США, в ЕС — приняты и принимаются законы, резко ограничивающие возможности для "суверенных фондов" и госкомпаний иностранных государств приобретать активы на их территории. Это еще один аргумент против огосударствления новых отраслей. К тому же надо иметь в виду, что госкорпорации, которых в этом году создано достаточное количество, создаются по индивидуальным законам, выводящим их из-под действия общего корпоративного, бюджетно-финансового и прочего законодательства. В то время как даже естественные монополии функционируют у нас в форме ОАО. Было бы правильно вернуть госкорпорации в лоно экономического права.
К 2011 году главное конкурентное преимущество российских компаний — низкие цены на энергоносители — исчезнет. За счет каких преимуществ отечественный бизнес собирается противостоять иностранным конкурентам после этого?
— За четыре года до либерализации цен и тарифов на энергетические ресурсы российские предприятия должны успеть провести коренную модернизацию своей технологической базы. Энергоемкость российского ВВП в три-четыре раза выше, чем в индустриально развитых странах, с такой структурой экономики о конкурентоспособности тоже не приходится говорить. Но нужно помочь российским предприятиям быстро осуществить технологическую модернизацию, обнулить таможенные пошлины на технологическое оборудование, не производимое в России на постоянной основе, по факту восстановить инвестиционную льготу, необязательно вернувшись к старой схеме, но через набор реальных налоговых стимулов для инвестиций в основной капитал, решить вопрос с тем же НДС, снять инфраструктурные ограничения (подключение к сетям на основе инструментов ГЧП). Но кроме того, есть устойчивые конкурентные преимущества России, которые надо капитализировать: транзит, интеллектуальный потенциал, эффективное использование природных ресурсов.
Когда же мы наконец войдем в ВТО? Какие основные проблемы остались?
— Подход у бизнеса такой: вступаем не к сроку, а работаем на результат. Условия присоединения к ВТО — это не только компромисс России и стран — членов ВТО, ведущих с ней переговоры, но и компромисс между различными отраслями российской экономики: ориентированными на экспорт и на внутренний рынок. Сейчас достигнут компромисс по этим направлениям. Но переговоры продолжаются, страны, заключившие с Россией двусторонние соглашения о доступе на рынки, вытаскивают из шкафов старые скелеты и пытаются ввести их в игру. Так, ЕС опять вернулся к теме бесплатных пролетов над Сибирью. Кроме того, появляются новые участники переговоров, (например, Камбоджа, товарооборот которой с Россией не превышает 10 млн долларов в год); многие из них выставляют условия, поразительно напоминающие условия наших ведущих торговых партнеров. Поэтому сейчас главное — держать удар, здесь шаг влево, шаг вправо приравнивается к поражению.
Мы вступили в ВТО. Переходный период прошел. Высокотехнологичные отрасли (авиастроение, автомобилестроение, машиностроение) и сельское хозяйство не успели перестроиться и стали неконкурентоспособными. Что мы в таком случае будем делать?
— Во-первых, переходные периоды рассчитаны на семь лет по многим отраслям. Во-вторых, мы еще не вступили в ВТО, так что временной запас чуть больше. Но если за семь-восемь лет не реформировать те отрасли, которые вы перечислили, тогда экономическая политика властей окажется, мягко говоря, неэффективной. Кроме того, надо иметь в виду, что российская экономика уже открыта по большинству позиций: средневзвешенная ставка ввозной пошлины чуть больше 11 процентов. По завершении переходных периодов она будет составлять порядка 6 процентов. Сравните с цифрой ежегодного укрепления рубля в корзине валют — 5-6 процентов. Последний фактор является более серьезным в борьбе за выживание российского бизнеса, нежели методы протекционистского тарифного регулирования. Поэтому как нет одного врага у российского бизнеса, так нет и одного рецепта его успешного развития.
Вы являетесь президентом ГУ—ВШЭ. Если бы сейчас вы сами были абитуриентом, куда бы вы поступили? В ВШЭ? На какой из факультетов?
— Я президент ГУ—ВШЭ 12 лет. Если бы я поступал сейчас, наверное, поступил бы на МИЭФ. Это совместное предприятие с Лондонской школой экономики, дающее право на двойной диплом. Конечно, и по другим специальностям в "вышке" обеспечена фактическая конвертируемость дипломов, но наличие одновременно дипломов одного из ведущих российских вузов и зарубежного дает мощное конкурентное преимущество на рынке труда.
В последние годы в "вышке" создаются новые факультеты, вводятся новые специальности, и каждый раз это ответ на вызовы, которые ставит перед системой образования экономика. В частности, скоро начнем готовить менеджеров по спорту (Олимпиада в Сочи, наверное, поглотит специалистов). На кафедре, которую я возглавляю, запущен проект подготовки по программам MBA и магистров по инвестиционным коммуникациям (IR и GR). Вообще, самое главное для ведущего университета — держать руку на пульсе, обеспечивать связь образовательного процесса с запросами рынка труда и быть исследовательским университетом. "Вышка" является ведущим think tank по большому количеству направлений, по которым мы консультируем и правительство, и корпорации, и регионы, и администрацию президента. Поэтому для нас очень важно не только иметь оптимальную структуру факультетов и специальностей, но и дать возможность студентам включиться в исследовательский процесс и реальную работу еще на стадии обучения.