Замах на 187 млрд
Участники конкурса на разработку концепции «большой Москвы» подсчитали, во сколько может обойтись этот проект. Получилось от 86 млрд до 187 млрд евро.
Трое из девяти участников конкурса на разработку концепции развития московской агломерации оценили инвестиции, необходимые для освоения новых территорий. Их оценки огласил вчера декан Высшей школы урбанистики Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Высоковский, анализировавший работы конкурсантов.
Французское бюро Antoine Grumbach et Associes дает самую большую цифру — 187 млрд евро. В стоимость входит строительство правительственного центра, транспортной инфраструктуры, жилья, спецсвязи, коммуникаций, говорит член этого авторского коллектива Сергей Ткаченко. Архитекторы исходили из того, что население новых территорий сейчас составляет порядка 0,8 млн (с учетом прилегающих населенных пунктов) и вырастет примерно вдвое.
Испанское бюро Ricardo Bofill оценило лишь инвестиции в правительственный центр с инфраструктурой — порядка 100 млрд евро.
«Архитектурно-дизайнерская мастерская А. А. Чернихова» исходила из того, что в новой Москве возникнет 1,45 млн рабочих мест, ее оценка — 86 млрд евро.
Представители правительства РФ и мэрии затруднились прокомментировать эти цифры. Москва еще не подсчитывала затраты на новые территории — даже страшно представить их, комментирует высокопоставленный чиновник мэрии. По его словам, если придется перевозить органы власти в срочном порядке, это потребует огромных инвестиций, из-за которых город вынужден будет сокращать другие программы. Бюджет Москвы в этом году планируется на уровне 1,46 трлн руб.
Из официальных оценок пока известна только одна: правительственный центр на 3,5 млн кв. м предполагается построить за 350 млрд руб. — не дороже 100 000 руб. за 1 кв. м. И вернуть эти деньги за счет использования площадей, которые сейчас занимают чиновники в старой Москве. Но это только административные здания, без учета жилья, социальной и транспортной инфраструктуры. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин говорил, что на дороги в новой Москве необходимо от $15 млрд (чтобы развить такую же транспортную инфраструктуру, как в Москве) до $32 млрд (для комфортной улично-дорожной сети).
Цена вопроса, названная архитекторами, сопоставима с суммой консолидированных бюджетов всех субъектов Федерации — таких денег у России нет, считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.