Мозгами проложим дороги себе
Каждый горожанин регулярно срезает углы — по пути в магазин, на работу и к дому. Газоны обрастают сетью тропинок, по которым то и дело курсируют людские потоки. Так почему же сразу не прокладывать пешеходные дорожки по проторенным тропам? Этим вопросом задался выпускник Высшей школы экономики, запустивший проект "Дорожки Москвы" — портал, опыт которого может быть интересен жителям других городов России.
Вчерашний студент Федор Новиков сегодня изучает предмет развития городов в магистратуре нью-йоркского университета. Там его учат, как планировать кварталы, распределять людские потоки, в том числе автомобильные и пешеходные. Федор уверен: московские тропинки по газонам — симптом недоразвитости городской пешеходной сети. Он знает их в лицо и делит на разные виды — угловые, припарковочные, дополняющие...
— Чтобы попасть из одного места в другое, пешеходам приходится делать многометровые крюки, — говорит он. — Люди обходят заборы, стройки, парки, скверы и жилые кварталы. Пытаясь сэкономить время, они срезают углы по газонам. Коммунальные службы стихийных дорожек не любят. Они засаживают их травой и ограждают заборами. Но зачем? Дорожки должны стать подсказкой городским службам, а не мишенью для уничтожения. Если люди срезают углы, значит, их не устраивает существующая тротуарная сеть.
По словам Новикова, москвичей вынуждают тратить больше времени на дорогу. Но это только вершина айсберга. Неправильная планировка районов напрямую влияет на экономику, способствует появлению неприглядных палаток и лотков. Предприниматели ставят торговые точки на самых ходовых местах. Люди с радостью пользуются их услугами, зная, что в магазин им идти не очень удобно.
— Но при планировке района можно все это учитывать. Не стоит загонять дома в глубь кварталов — лучше строить их вдоль улиц, как это делают в Европе, — отмечает Новиков.
Впрочем, это только планы. Для начала молодой энтузиаст хочет составить полный перечень стихийных тропинок. За неделю работы сайта www.dorojki-msk.ru инициативу поддержали около двух сотен человек. Москвичи активно присылают фотографии тропинок своих округов и дают советы по улучшению инфраструктуры города.
— Потом вместе с нашими посетителями мы нарисуем карту идеальной пешеходной сети и отнесем ее в префектуры и управы, наглядно показав, как можно улучшить наш город, — говорит Федор. — Впрочем, в некоторых районах и так все хорошо. Кое-где вытоптанные дорожки асфальтируют или засыпают гравием. Так делали в Савеловском районе, Вешняках, Измайлове.
В Митине коммунальщики сами, без подсказки со стороны энтузиастов, прокладывают дорожки прогрессивным способом — поверх протоптанных народом тропинок. Так в жилом комплексе "Митинский парк" дорожки проложили не сразу: сначала засеяли газоны травой и оставили почти на год. И только когда на зеленой глади четко обозначились вытоптанные гражданами популярные маршруты, поверх них положили асфальт. Осталось найти управу на безбашенных водителей — любителей ставить машины на газон...
— У нас даже появился специальный вид тропинок — припарковочные. Ставя машину на обочине или на газоне, водители выходят из машины прямо на траву, — замечает Федор Новиков. — Почему не сделать в этих местах аккуратные дорожки? Я не понимаю.