Аспирантура ГУ-ВШЭ может стать моделью для ведущих вузов РФ
Декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко о том, для чего Высшей школе экономики нужна аспирантура полного дня.
Аспирантура полного дня откроется в Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ) в 2010 году, в рамках проекта университет будет платить аспирантам не только дополнительную стипендию за счет внебюджетных средств, заработанных самим вузом, но и зарплату за работу в проектах, что позволит аспирантам больше времени посвящать науке. Набор аспирантов на обучение по новой программе завершается 15 сентября. О том, для чего Высшей школе экономики нужна аспирантура полного дня, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой рассказал декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.
— Александр Юльевич, что значит аспирантура полного дня, чем она отличается от обычной?
— Аспирантура полного дня будет отличаться от привычной аспирантуры несколькими важными моментами. Во-первых, предполагается, что аспирант в течение всего дня действительно находится на факультете, на кафедре, в исследовательском центре Высшей школы экономики, то есть в том подразделении, где он выполняет свое диссертационное исследование. Формально и сейчас считается, что российские аспиранты в период обучения, если это дневная форма, работают над своей диссертацией в тесном контакте с коллегами с кафедр и факультетов, и это является их основным делом. Но суровая реальность очень далека от этого. Прежде всего, потому, что тот уровень стипендиального обеспечения, который на сегодняшний день может позволить себе российское государство, ставит аспирантов перед тяжелым выбором, который большинство из них делает не в пользу интенсивных занятий наукой. В результате написание диссертаций превращается в некое факультативное занятие, которому они посвящают свое время по остаточному принципу. Так вот, второе отличие аспирантуры полного дня заключается в том, что те аспиранты, которые пройдут соответствующий дополнительный отбор и будут приняты, будут получать высокую стипендию. В дополнение к этому они будут иметь обязательства перед ГУ-ВШЭ — работать в одном из исследовательских проектов, близких к теме их диссертационных исследований, где им также будет выплачиваться заработная плата. Таким образом, мы создадим аспирантам «финансовую подушку безопасности», примерно в том размере, в котором на сегодняшний день обеспечиваются аспиранты аналогичных колледжей в странах континентальной Европы. Наконец, третье важное отличие: аспиранты будут находиться в постоянном контакте друг с другом, будет создана атмосфера, которая максимально способствует коллективному сотворчеству. И для того, чтобы процесс научного поиска еще больше интенсифицировать, есть еще один — четвертый — важный момент. Все аспиранты полного дня будут не просто получать возможность, но будут обязаны не менее одного семестра провести в одном из партнерских университетов за рубежом, чтобы иметь возможность дополнительно ознакомиться с литературой, принять участие в научных семинарах, в конференциях, наработать себе определенную академическую репутацию.
— Какие требования будут предъявляться к аспирантам, которые будут учиться по новой программе?
— Первое требование: они, безусловно, как и другие претенденты, должны сначала поступить в аспирантуру, то есть сдать весь набор экзаменов, которые сдают все поступающие. После чего с теми, кто желал бы посвятить себя академической карьере, кто достаточно амбициозен, будет проведено дополнительное собеседование, на котором мы будем оценивать уровень мотивации, их портфолио (есть ли публикации, есть ли выступления на серьезных конференциях, над какой темой работал, какие имеет результаты) и, наконец, какая тема предполагается для диссертационного исследования. Это основные моменты, которые будут критериями для приема в аспирантуру полного дня. Плюс свободный английский язык.
— Какой набор будет на аспирантуру полного дня?
— В этом году ГУ-ВШЭ планирует принять в аспирантуру полного дня до 25 человек по ряду экономических, менеджериальных и социологических специальностей. Я полагаю, что эта цифра достаточно высока, чтобы любой молодой исследователь, который хотел бы серьезно включится в интенсивный научный поиск, мог попробовать поступить в аспирантуру полного дня.
В следующие годы, в зависимости от того, как этот проект будет развиваться, ВШЭ будет увеличивать количество мест.
— Александр Юльевич, расскажите подробнее о «финансовой подушке безопасности»?
— На сегодняшний день базовая стипендия будет составлять 25 тысяч рублей. Примерно столько же аспирант сможет получать, работая в исследовательских проектах. Единственное ограничение — аспирант будет обязан работать только в Вышке и только в том случае, если проекты согласуются с темой его исследований. Я думаю, что это логично. Если Вышка вкладывает значительные силы и средства для того, чтобы обеспечить все условия для плодотворной работы, то университет со своей стороны также может требовать от них определенной отдачи.
— Какие цели преследует Высшая школа экономики, открывая аспирантуру полного дня?
— Цель достаточно понятна: если мы сравним средний возраст ученых в российской науке с пенсионным возрастом в РФ, то они где-то близки. Когда мы говорим о развитии инновационной экономики и об обществе, основанном на знаниях, то эти правильные цели не могут быть обеспечены, если российское исследовательское сообщество не будет подпитываться молодыми, амбициозными и хорошо, на современном уровне, подготовленными кадрами. Мы хотим создать возможность для того, чтобы творческая молодежь могла получить возможность реализовать свои замыслы не за пределами, а в рамках академического сообщества.
— По Вашему мнению, какую роль сыграет новая программа ВШЭ в российском образовании?
— Мы полагаем, что она сыграет роль пилотного проекта, акселератора. Если программа будет успешна, а об этом мы узнаем в ближайшие три-четыре года, когда пройдет несколько наборов, когда наши первые аспиранты полного дня выйдут на защиту диссертаций в России и за рубежом, то этот пилотный проект может стать моделью для ряда сильных российских университетов. И поможет и им стать еще сильнее. Ведь в конечном счете наша задача не только в том, чтобы подготовить хорошую смену нашим собственным преподавателям, но и в том, чтобы создать кадровый ручеек для пополнения всего российского академического сообщества. Разумеется, для этого у них должна быть возможность выбора — в частности, возможность ухода в другие вузы России в качестве исследователей, профессоров, вплоть до выхода на международный рынок труда. Поэтому воспроизводство этой модели др. российскими университетами, которое возможно только при наличии соответствующих предпосылок, и прежде всего — творческой атмосферы в вузе.