Талантливый ребенок талантлив во всем
Ярослав Кузьминов: - Необходимо менять стереотип средней школы - талантливых людей очень мало, менять генный код школы, а для этого менять фигуру учителя, привлекать в общеобразовательную школу талантливых, амбициозных людей, на это должно быть направлено ядро государственной политики.
Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики: - Ни в одном обществе не удается развить все потенциальные таланты. Это проблема не только денег, это проблема талантов тех людей, которые работают с детьми. Ни одно общество, к сожалению, не может в состав учителей, работающих с совсем младшими школьниками (а это то время, когда формируется талант, когда можно отследить абсолютно всех талантливых детей), отобрать только талантливых педагогов. Это реальная проблема, реальная трагедия каждого, потому что не удается уловить и дать развиться таланту примерно двух третей граждан в самом богатом, в самом демократически и гуманно устроенном обществе.
Постепенно человечество движется к все большему и большему охвату вот этой возможности реализовать свой талант, но при нашей жизни, к сожалению, мы должны исходить из того, что этот идеал не будет достижим, поэтому говорить о движении к нему. У нас 25% молодых людей относят себя к талантливым, то есть говорят: «У меня есть способности, я хотел бы их реализовать». Высшее образование у нас получают 80% тех, кто оканчивает полную среднюю школу, состав студентов формируют те, кто не рассматривает себя как человека способного, не имеет интеллектуального или творческого куража, и это очень тяжело сказывается на тех, кто талант имеет и вместе с этими ребятами учится в вузах. Мне кажется, что пора привязать государственную поддержку студентов к качеству их подготовки и проявлению способностей, например, большие государственные гранты на обучение давать тем, кто победил на олимпиадах, на творческих конкурсах. Сейчас этого нет. У нас измеритель - ЕГЭ, люди по-разному к нему относятся, но он пока единственный критерий, который есть. Тем, кто получил по ЕГЭ меньше 50 или 55 баллов из 100 по профильным предметам, не нужно давать бюджетной поддержки. Это издевательство над здравым смыслом и отъем денег от инвестиций в реально талантливых людей.
У нас парадигма общеобразовательной школы: креативность, талант - работа головой. Креативность надо внедрять с помощью всех возможных методов, это работа руками, телом, пластическое искусство, лепка. Значительная часть талантов людей лежит не в традиционных интеллектуальных областях, отказывая этим людям в творческой реализации с порога детства, мы очень многое убиваем. Необходимо менять стереотип средней школы - талантливых людей очень мало, менять генный код школы, а для этого менять фигуру учителя, привлекать в общеобразовательную школу талантливых, амбициозных людей, на это должно быть направлено ядро государственной политики. Нам более всего нужно не изменение программ, не наполнение их предметами, а изменение фигуры учителя.
Марина БИТЯНОВА, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ»:
- Очень красиво гуманистичное заявление о том, что каждый ребенок одарен. Это правда: в каждом ребенке есть дар, и мы его открываем. Для этого, собственно говоря, существует педагогика как высокое искусство. Одаренность - это еще явление цивилизационное, это то, что ценностно для этой цивилизации, это то, на что мы обращаем внимание, это умственная одаренность, это специальная художественная одаренность. Одаренность - это социально значимая способность. Мне не близка идея выявления одаренности. А определение того, что делать с теми, кто уже ее проявил, - интересная педагогическая задача.
Можно убить одаренность, если педагог не умеет, не готов, не хочет работать с одаренным ребенком, а родители не хотят с этим что-то делать. Чаще всего одаренность погибает со всякими другими очень важными для человека частичками души, когда уходят устойчивая самооценка, интерес к другим людям, эмоциональная устойчивость. Гибель одаренности очень тяжелая вещь, она почти необратимая для истинно одаренного человека.
Одаренные - те, кто действительно нуждается в какой-то особенности в подходе к ним. Более того, ведь одаренность часто если выпячивает в одном месте, то, наоборот, где-то проваливается в другом. Сильные дети, способные дети могут проявляться достаточно гармонично во всех областях, а интеллектуальная одаренность связана с тем, что в процессе созревания отстает личностная зрелость. Для одаренных детей удобно создавать среду. В Москве, Новосибирске, других городах есть такое явление, как математические школы. Сейчас они потихоньку сливаются со средой, но в принципе это мощное явление. Концепция профильной математической школы возникла в 60-е годы, в этой концепции очень четко прописано, что талантливого математика можно вырастить только в закрытой среде талантливых математиков. Чем лучше детей этих изолируешь, тем вроде как больше для науки пользы будет. Это представление о том, что дар поддерживают за счет некоторой консервации в определенных условиях, очень живучее, но мне кажется просто нечеловечным. То есть если даже дар так созревает лучше, то человек от этого только страдает, становится заложником и исполнителем своего дара, сосудом для своего дара.
Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования №548 «Царицыно»:
- Хочет того школа или не хочет, но действительно там что-то пропадает, происходит фильтрация. Фильтрация - закономерный процесс, но тем не менее нужно определить, что делать. Исследование, которое провела межрегиональная ассоциация мониторинга статистики образования во главе с Марком Аграновичем, показало, что мы очень сильно отстаем от всех в охвате детей дошкольного возраста, что мы многое теряем как раз в тот момент, когда формируется личность, - в период с трех лет. Самые длинные в мире каникулы в Российской Федерации, самая короткая учебная неделя у нас. Я хочу напомнить: талант покоя не дает, а мы детей постоянно выгоняем туда, где покой.
По данным всевозможных исследований, дети в период с 3 до 7 лет обладают важными, существенными базовыми способностями, и я их наблюдаю каждую весну. Что это за базовые способности? Это способность работать в проблемном поле, способность и умение задавать вопросы, групповая коммуникация, способность увидеть существенное. Часто ребенок видит существенное в рисунке, фильме, видит то, что взрослый может и не увидеть. Потом дети приходят в первый класс, и там начинается «замечательный» процесс унификации. Есть норма или вывод, сделанный, а потом зафиксированный в нормативе 1975 года, насчет того, что учебная деятельность в начальной школе стала ведущей. Главный авторитет для ребенка - учитель, директор - небожитель. Мама, папа - на втором плане, одноклассники вообще где-то сзади, потом он переходит в подростковую школу, учебная деятельность перестает быть ведущей, но дидактика в подростковой школе, в пятом классе, когда у него совершенно другие интересы, точно такая же, как и в начальной школе. И тут начинается существенная ломка.
Я был потрясен лет 20 назад, когда побывал в Сан-Франциско в экспараториуме. Экспараториум - гигантский музей. В музее обычно написано: «Трогать руками нельзя», а там надо трогать руками, смотреть, как устроена, например, черевячная передача, увидеть различные оптические вещи, посмотреть, из каких кусков состоит реальный двигатель внутреннего сгорания. Я в своей школе на третьем этаже сделал такую среду, потому что для тех детишек, которые вступают в рисковый подростковый возраст (10, 11, 12, 13 лет), это важно. Если во Франции 97% детей младшего возраста с 5 лет включены в системное образование, то в России - только 67% (когда-то было больше). У нас провальный момент - жуткая начетническая система кодирования и раскодирования в подростковой школе, когда вместо трехзвенного этапа «услышал - запомнил - воспроизвел» нужно множество мастерских. В моей школе есть отдельное здание подростковой школы, и там сплошные мастерские - художественные, лепка, керамика, авиаконструирование, ведь подросткам свойственно очень многое пропускать через действие.
Есть несколько безнадежных вещей. Например, приход в школу гигантского количества талантливых учителей. Я полагаю, что в ближайшее десятилетие, может быть, этот процесс и будет происходить, но очень медленно. Кстати сказать, в условиях начавшейся учительской безработицы - она в Москве уже началась - очень сложно молодым и талантливым попасть в школы, никто место уступать не хочет. Риск, на мой взгляд, наше исключительно российское стереотипное представление о том, что талантливый человек почему-то не всегда обязателен. Помните этот образ, который нам преподносил кинематограф прошлых лет: профессор, который путает носки с перчатками, заедает водку живыми рыбками из аквариума, в баню ходит раз в год. Изменилась абсолютно ситуация, сегодня талантливый человек спортивен, не курит, мне кажется, по крайней мере, что он планирует свою жизнь. Это совершенно иной тип, он у нас, увы, до сих пор еще не предъявлен обществу.
Иван ЯЩЕНКО, директор Московского центра непрерывного математического образования:
- Во-первых, математика как раз в максимальной степени сохранила все лучшее, что было в советские времена, - математические школы, кружки, математические олимпиады. Если в 90-е был определенный спад, то уже в 2000-х пошел опять подъем. У нас число участников математических олимпиад измеряется десятками тысяч, тысячи ребят ходят в кружки, математические школы переполнены. В общем-то, мы производим математиков даже больше, чем надо стране. К счастью, они сейчас начинают быть востребованы, причем не только как математики, но и как ученые в смежных областях, как инженеры, потому что математика в этом смысле работает на все остальные предметы. К сожалению, нынче в школе провал по физике. Мы говорим, как падает уровень математического образования, а физики просто нет. Если в 60-е физика была на великолепном уровне в школе, то сейчас физика и химия в упадке. Мы качнулись из одной крайности в другую, и остается одна математика как обязательный предмет, который все время работает и на все остальные науки, и на программирование, так как чистых математиков много и не надо. Кстати, чистые математики вполне обычные, нормальные, коммуникативные, веселые, но, поскольку это тяжелая умственная работа, это люди чуть-чуть другого склада. В этом смысле кружки, математические школы самого высокого уровня, несомненно, выполняют для них не только образовательную, но и социальную функцию, потому что во дворе они себя просто не находят, им там плохо. Но это как раз те ребята, которые будут поднимать Россию. Ясно, что Гриша Перельман нужен только как знамя, как некая экзотика для того, чтобы всем обсудить, поговорить, газеты пишут о математиках только в таком ракурсе. Но с точки зрения подъема страны как научно-технической державы нужен не самый топ, а чуть-чуть пониже. Они будут работать, будут открывать и применять то, что на перспективу сделали другие, таких ребят очень много. В последние несколько лет на самом высоком уровне стали много говорить об одаренных детях, родители почувствовали, что образование на самом деле нужно, что легкие деньги кончились, что надо реально работать, учиться, ценность образования опять резко возросла, а физико-математическое образование у нас до сих пор сильно, потому что еще живы советские учителя, которые сейчас передают свой опыт.
Когда говорят о внешних проявлениях, то одаренных детей часто путают с мотивированными, что не менее важно, просто с детьми, которые в силу тех или иных факторов, иногда внешних, иногда внутренних, хотят заниматься, много и серьезно занимаются математикой. Одаренность и мотивированность формально из разных измерений, они могут быть в любой комбинации. Может быть одаренный совершенно немотивированный, может быть мотивированный, но совершенно неодаренный. Наиболее ярко, может быть, это можно увидеть в музыке. Есть дети, которые имеют слух и талант, но не хотят заниматься, а есть дети, которые очень хотят заниматься, но у них нет слуха. Есть другие промежуточные комбинации. В математике то же самое, тут так же, как в музыке, чтобы чего-то достичь, нужно много и систематически заниматься. Чтобы одаренность открыть, тоже (совершенно очевидно и банально) нужно много заниматься. Именно поэтому мы можем отдельно обсуждать, все ли дети одаренные, надо ли одаренность раскрывать, одаренных 10%, но мы не дотягиваем даже до минимальной планки раскрытых и выявленных талантов, хотя по математике ситуация лучше, чем по всем остальным предметам. Мы сейчас доходим до 3-5% от всех детей до тех, которых можем раскрыть. Тут, конечно, очень важно, чтобы было с самого начала хорошее базовое образование.
Большинство талантов открываются и закапываются в начальной школе, закапываются они тем, что учитель учит «делай, как я», по образцу. Есть образец, и все решают пример ровно так, а одаренный ребенок в отличие от мотивированного в приличном проценте случаев будет решать задачу неправильно, потому что он ее будет понимать по-другому, видеть какую-то другую проекцию, какое-то другое прочтение. Если в этот момент ему скажут: «Нет, ты не прав, делай так и только так», то с этого момента одаренность начнет пропадать. В том и заключается проблема, что до того, как начнутся кружки и олимпиады, есть начальная школа, именно поэтому математическое сообщество такое большое внимание обращает на «началку», чтобы там были хорошие, качественные учебники, хорошие, любящие детей и понимающие математику и что такое математический талант учителя, чтобы каждая искорка или хотя бы побольше искорок не гасились, а в тот момент, когда они проявляются нестандартным образом, проявлялись и дальше вытягивались. Если мы почитаем воспоминания крупнейших ученых, почти все из них упоминают начальную школу, учителей начальной школы и какую-нибудь замечательную книжку, которая им попалась. В первую очередь важно не количество, а желание. Если есть желание это делать или хотя бы желание не топтать, то дальше уже, конечно, с 15 учениками работать лучше, чем с 30, а с 10 лучше, чем с 15. Дальше это уже повышение процента - сколько получится заметить. Но еще раз подчеркну, какую бы мы ни делали наполняемость классов, если не будет у учителя желания реально работать с детьми, а не просто давать урок, ничего не получится.