Какой должна быть зарплата, чтобы росла производительность труда?
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики: "Зарплата должна быть заработанной, а экономика должна быть экономной. Заработная плата должна быть несколько ниже роста производительности труда. Только надо все правильно измерять. В этом и есть главный и глубокий смысл, и кто понимает, тот и так все поймет."
Михаил Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России:
— А бюджетники в основном производят не материальные, а духовные или, скажем так, интеллектуальные продукты. Но, во-первых, средняя зарплата работников бюджетной сферы должна быть такой же, как и средняя заработная плата во внебюджетном секторе. И, во-вторых, для того чтобы росла производительность труда и мы соответствовали статусу одной из ведущих держав мира, средние зарплаты у нас должны быть такими же, как и в развитых странах Европы, то есть на сегодня где-то на уровне 3,5 тысячи евро. Естественно, нам до этого еще идти и идти. В первую очередь сейчас необходимо, чтобы у нас во внебюджетном секторе росла производительность труда и внедрялись новые прогрессивные механизмы и технологии, а на фоне общего роста доходов бюджета и государства будет подниматься и зарплата бюджетников. Так что нам просто необходим рост производительности труда, а возможности для этого нужно создавать как во внебюджетном, так и в бюджетном секторах.
Оксана Дмитриева, член комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция "Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь"), доктор экономических наук, профессор:
— Если говорить о бюджетниках, то у них высокая производительность труда, и в среднем даже совсем не хуже, чем на Западе.
Другое дело, что оснащенность и организация труда у нас, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Скажем, когда врачи работают за медсестер, а медсестры за санитарок, то, естественно, какая уж тут производительность… Иными словами, весь вопрос в организации труда, а не конкретно в людях. И в целом у нас фактически сверхэксплуатируют бюджетников, особенно в сфере образования, — это касается и центра, и регионов. Зарплата в образовании в два раза выше, чем верхняя тарифная ставка, а это значит, что преподаватели работают не 18 часов, а гораздо больше, то есть берут дополнительную нагрузку, больше часов. Учителя (и те же врачи) испытывают самые настоящие сверхперегрузки. И дело тут не только в организации труда, но и в очень большом недофинансировании, скажем, того же здравоохранения. Международные нормы финансирования здравоохранения — 5% от ВВП, а у нас — 3—3,5%, и это очень мало. Такая вот у нас политика. Конечно, если вы будете держать семипроцентный профицит от ВВП, это недофинансирует и образование, и здравоохранение. Зарплата бюджетников должна быть как минимум на уровне средней по стране. А сейчас в здравоохранении она чуть больше 70% от средней, а в образовании — 65—67%.
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ:
— Зарплата должна стимулировать как желание готовиться к будущей профессии, так и желание постоянно совершенствоваться. Для того чтобы была высокая производительность труда, рабочая сила должна иметь в среднем 15-летнее образование, то есть школа, техникум, а лучше — вуз. Зарплата должна быть в несколько раз выше прожиточного минимума. Например, максимальная зарплата бюджетника сейчас должна быть не ниже 15 тысяч рублей, а квалифицированный рабочий должен получать 25—30 тысяч рублей. Если будем как следует распределять работу и вкладывать в развитие производства и инфраструктуру, то инфляция не возрастет.
Но за восемь лет у нас не построили ни одного современного наукоемкого предприятия и при этом удивляются росту инфляции. Не надо удивляться, это естественно при таком подходе к делу. При том курсе, которым сейчас идет страна, и при нынешней власти зарплаты наших бюджетников никогда не подтянутся к европейскому уровню.
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:
— Зарплата должна быть заработанной, а экономика должна быть экономной. Заработная плата должна быть несколько ниже роста производительности труда. Только надо все правильно измерять. В этом и есть главный и глубокий смысл, и кто понимает, тот и так все поймет.