• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузы РФ и Нидерландов запустят несколько совместных проектов

РИА Новости. 28 ноября 2012

В Высшей школе экономики прошла конференция «Российско-голландское межвузовское партнерство: новые академические и научные приоритеты». О задачах сотрудничества вузов двух стран и о том, что российские университеты могут позаимствовать из голландского опыта реформы образования, в интервью РИА Новости рассказала директор по международной деятельности НИУ ВШЭ Ольга Мошкова.

— Ольга Александровна, чем для России интересно сотрудничество с голландскими университетами?

— Сотрудничество в сфере высшего образования с Голландией очень перспективно для России, поскольку голландские университеты динамично развиваются, внедряют современные подходы к образованию и обеспечивают его всемирно признаваемое качество. В стране, которую можно проехать на поезде 3 часа, 14 исследовательских вузов, многие из которых занимают высокие места в мировых рейтингах. Более того, их позиции в рейтингах постоянно растут, в то время как позиции американских вузов — снижаются.

Голландские университеты интересны многим — магистерскими исследовательскими программами, обучением, основанным на решении реальных практических задач, успешным опытом сотрудничества и внедрением инноваций в рамках «золотого треугольника»: государство — бизнес — вуз и государственно-частного партнерства.

— Какие выводы можно сделать по итогам конференции, посвященной сотрудничеству России и Голландии в сфере высшего образования?

— Российские вузы ориентируются на те же тренды, что и голландские, — это связи с бизнесом и сетевое взаимодействие. Интерес и готовность к сотрудничеству по целому ряду направлений от энергоэффективности до нанотехнологий, от информационно-комуникационных технологий до инноваций в образовании у российских и голландских вузов, участников конференции был взаимным.

Участники не говорили об отвлеченных проблемах — они обсуждали конкретные проекты и планы их реализации. По шести тематическим направлениям представители российских и голландских вузов и делового сообщества представили по три проекта. Многие из этих проектов готовы к реализации. Например, группа, работающая с корпорацией РОСНАНО, создала коллектив, который будет реализовывать свой проект, и определила его руководителя.

— Обычно конференции не место для старта проектов…

— Мы проводили не научную конференцию, а встречу единомышленников, которые провели предварительные обсуждения и вышли с реалистичными предложениями. Голландцы увидели, что наши вузы тоже работают не сами по себе, а в партнерстве с РАН, исследовательскими центрами, и компаниями, известными в Европе. Накануне конференции наши коллеги из Ассоциации голландских университетов высказывали опасения, что идеи зависнут в воздухе, потому что их некому будет финансировать, но представители бизнеса продемонстрировали готовность инвестировать в исследования и разработки.

— Что мы можем позаимствовать из голландского опыта реформы образования?

— Для нас очень важно перейти от передачи знаний и технологий, которые могут устаревать еще в процессе самой передачи, к формированию у студентов умения выявлять, анализировать и решать проблемы. Интересные подходы к обучению предлагает, например, университет Маастрихта и Открытый университет, предлагающий программы дистанционного обучения и содействующего массовизации высшего образования.

Один из планируемых российско-голландских межуниверситетских проектов — интерактивный учебный проект по энергетике и энергоэффективности. Несколько университетов будут участвовать в создании сайта с учебными материалами на эти темы, который будет постоянно пополняться. Эту работу возглавит Технический университет Дельфа, в проекте будут участвовать также университет Гроннингена, Губкинский университет, ВШЭ, большую заинтересованность проявлял МИФИ. Это пример межуниверситетского сетевого взаимодействия, которое успешно развивается в Голландии.

Интересно прошло обсуждение темы кейс-стади — описания конкретных ситуаций из бизнеса для учебных целей. Возникла идея конкурса на лучшие кейсы и создания кейсотеки — библиотеки кейсов. Пора обобщать опыт по подготовке кейсов и работе с ними.

 

Источник: http://ria.ru/society/20121128/912605906.html