Бизнес не хочет чужую тележку
В отношениях бизнеса и власти наметился очередной перелом, показал прошедший во вторник международный конгресс "Государство и бизнес: социально ответственное партнерство". Бизнес хотел бы от власти гарантий, что ему не придется решать задачи, традиционно относящиеся к сфере государственных интересов.
Прошедший недавно ХIV съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) как только ни называли – "тихий съезд", "съезд смирившихся", "съезд покоренных". Но оказалось, что бизнес не намерен так просто сдавать позиции.
Стоило президенту Путину во время съезда дать слабину – особенных возражений на звучавшую в адрес правительства критику со стороны бизнеса от президента не последовало, – как бизнес снова поднял голову.
Состоявшийся во вторник Международный конгресс "Государство и бизнес: социально ответственное партнерство", организованный общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", явно отдавал диссидентщиной.
Воспользовавшись тем, что правительство на конгрессе было представлено "мирными" руководителем агентства по культуре и кинематографии Михаилом Швыдким и советником премьер-министра Михаилом Филлиповым, бизнесмены откровенно высказались о наболевшем.
Оказалось, что стремление государства сделать бизнес социально ответственным не вызывает у бизнеса энтузиазма. Сам бизнес себя никому обязанным не считает.
"Бизнес сегодня ничего никому не должен", – так и сказал сопредседатель "Деловой России" Владимир Головнев, ведущий заседание конгресса.
Все участники конгресса согласились, что словосочетание "социальная ответственность бизнеса" в качестве характеристики взаимоотношений государства и бизнеса безнадежно устарело и его надо заменить на менее обязывающее слово – "партнерство".
Социальную ответственность бизнеса нужно переводить в плоскость социального партнерства бизнеса, власти и общества в целом, пояснил председатель координационного совета предпринимательских организаций России Александр Шохин.
Шохин подчеркнул, что прошло время, когда взаимоотношения власти и бизнеса строились по принципу "делиться надо".
Правда, само государство, похоже, так не считает. Об этом свидетельствует новое изобретение правительства – частно-государственное партнерство. С помощью этого механизма оно рассчитывает решить многие крупные проблемы – построить дороги, порты, наладить связь в отдаленных регионах.
На вторничном конгрессе бизнес в лице Шохина четко заявил – решать традиционно государственные задачи он не намерен:
"Бизнес не будет решать задачи государства. Речь идет о другом: бизнес, оставаясь бизнесом, должен участвовать в решении социальных проблем".
Например, пояснил Шохин, пойти на послабления для организаций, занимающихся филантропической деятельностью, а также создать привлекательные условия для бизнеса в тех отраслях, где государство нуждается в частных инвестициях – связи, строительстве инфраструктурных объектов.
Пока же, по оценке предпринимателей, сдвигов в создании благоприятных условий для бизнеса не наблюдается.
"Административная рента" по-прежнему составляет больше 10% общих расходов компаний.
Налоговая нагрузка, несмотря на сокращение ставок, не уменьшается, а даже наоборот – растет: за счет ужесточения администрирования.
Пока правительство помалкивает о бонусах, которые может получить бизнес за участие в проектах в рамках частно-государственного партнерства. Да и сами проекты еще не ясны. На данном этапе, считают эксперты, инициатива правительства может обернуться банальным воровством.
По мнению Юрия Данилова из Высшей школы экономики, участие государства в проектах частно-государственного партнерства должно ограничиваться созданием условий для прихода капиталов в нужные отрасли и защитой прав собственности.
Как отметил на заседании конгресса заместитель начальника управления администрации президента по внутренней политике Андрей Бусыгин, "государство должно тянуть свою тележку, а бизнес свою".
А благотворительностью, отметил председатель "Деловой России" Борис Титов, могут и чиновники заниматься, "которые у нас тоже зачастую не бедные".
Данилов Юрий Алексеевич