Правительство готово к взаимопониманию с РСПП
По просьбе редакции OPEC.ru Дерипаска списал РСПП. На пути к монологу. - Дерипаске премьер не власть комментирует Александр Николаевич Шохин.
- Александр Николаевич, вчера состоялась встреча представителей РСПП с премьер–министром Фрадковым, а накануне Олег Дерипаска несколько подпортил эту встречу заявлением о том, что диалог бизнеса и власти в форме РСПП себя исчерпал. Насколько это осложнило общение с премьер-министром, и как дальше строить диалог с властью, учитывая, что Дерипаска высказал идею, которая уже давно витает в воздухе?
- На самом деле Олег Владимирович погорячился, потому что вчера он активно участвовал в диалоге с премьер-министром, и, думаю, будет продолжать участвовать. Так что его громкое заявление - это скорее оценка той ситуации, которая сложилась в прошлые месяцы, нежели оценка перспектив РСПП. Действительно, в прошлые месяцы диалог между бизнесом и властью в форме общения руководства РСПП с президентом и правительством притормозился. И последнее событие в этой области - это участие президента в съезде РСПП в прошлом году. Но это был более официальный механизм общения. Хотя и там были решены некоторые задачи, в частности вопросы выкупа земли под предприятия, но, тем не менее, диалога по всему кругу волнующих вопросов не было. И конечно, это давало основания полагать, что РСПП если и не исчерпал себя, то понизил планку общения с властями. В этом же контексте рассматривалась и инициатива Владимира Потанина о необходимости слияния всех организаций, представляющих интересы бизнеса. Многие усмотрели в этом признание того, что эти организации, в том числе и РСПП, не в состоянии вывести диалог с правительством на новый уровень. Объединение этих организаций, с точки зрения Потанина, могло бы придать диалогу новый импульс. Так что основания для того, чтобы говорить, что существующие методы общения бизнеса и власти если не исчерпали себя, то понизили свою эффективность, были.
Вчерашнее общение (кстати, трехчасовое), хотя и выглядело частично как партхозактив, в том смысле, что выступало довольно много народу - и члены бюро, и члены правления, и представляющие региональные союзы, - получилось понемногу обо всем, и не было возможности сконцентрироваться на решении какой-то одной темы. Тем не менее, эта "пристрелочная" встреча показала, что могут сложиться такие формы обсуждения волнующих и бизнес и правительство проблем, которые могут повысить эффективность и РСПП как участника этих процессов. Получится это или нет – вопрос другой. Это зависит в том числе и от самого бюро. Дело в том, что Михаил Фрадков предложил консолидировано выработать РСПП позицию по тем или иным вопросам, связанным, скажем, с темой конкурентоспособности, и с этими консолидированными точками зрения приходить в правительство. То есть, он зафиксировал, что в бюро есть разные взгляды на проблемы, будь то промышленная политика или, например, Вольский упомянул свою идею о золотовалютном резерве. Я не исключаю, что сделал это он в том числе для того, чтобы Дерипаску успокоить, что его инициатива не забыта.
Мне кажется, что действительно очень важно самому бюро взять несколько ключевых тем, предложить, если не навязать, правительству дискуссию через совет по конкурентоспособности и предпринимательству, который вчера был создан, и получить какой-то конкретный результат. При этом вчера на встрече подчеркивалось, что иногда дискуссии проходят, решения принимаются, а затем правительство вносит в Думу совсем другие варианты законопроектов, нежели те, о которых договаривались, и вносит в форме, которая не позволяет до принятия этих законов бизнесу узнать о характере изменений и об окончательной версии. Здесь также стоял вопрос не только о механизме диалога, но и о механизме учета результатов этого диалога. Так что вопросы есть, но открыто окно возможностей, и оно может быть полностью использовано, а может оказаться лишь форточкой, через которую будет выпускаться пар для демонстрации того, что диалог есть. Но очень хотелось бы надеяться, я думаю, что бизнес надеется, что это - реальная возможность продвинуть диалог по конкретным вопросам на новую высоту. И надо иметь в виду, что Михаил Фрадков очень энергично пытался продвинуть бизнес к обсуждению конкретных вопросов, в частности, к обсуждению инвестиционных процессов, росту инвестиционной активности и так далее. Бизнес на это готов откликнуться, но хотел бы видеть более благоприятную налоговую, финансовую ситуацию, услышать от правительства четкую позицию по защите прав собственности.
Здесь пока просматривается разноуровневость встречных требований. Правительство хочет от бизнеса, чтобы он говорил о конкретном – о темпах роста, о бедности, инвестиционную активность повышал, а бизнес говорит: да, мы готовы это делать, но для этого нам нужны благоприятные условия.
- А правительство пока не готово идти на такие уступки?
- Вчера был продемонстрирован несколько презентационный механизм общения. Потребуется еще пара встреч, чтобы понять, каков уровень взаимопонимания. Думаю, что в целом правительство готово. Если взять одно из последних выступлений Германа Грефа на конференции в Высшей школе экономики, то он говорит о тех вещах, которые волнуют бизнес сегодня. Конкурентоспособность невозможна, например без защиты прав собственности, без реальной конкуренции и так далее. Это не только его личная точка зрения, но в том числе и точка зрения правительства. Я думаю, что взаимопонимание будет достигнуто.
- А воспринимать эту встречу как подготовку к встрече с Президентом можно?
- Я думаю, что можно. Может быть, поэтому премьер и пытался "заземлить" темы обсуждения, имея в виду, что существенная часть вопросов находится в компетенции президента. Правительство участвует в их решении, но очевидно, что должен быть какой-то механизм "разделения труда". Конкретные вопросы, которые в большей степени зависят от правительства, следует решать с правительством. Нужно заметить, что президент и сам перемещает часть вопросов с уровня администрации на уровень правительства. В частности приоритеты Игоря Шувалова уже переместились на уровень правительства. Видимо с президентом будут обсуждаться общие, глобальные вопросы, важные для бизнеса в целом, в том числе и выходящие за рамки компетенции правительства. А с правительством – те вопросы, за которые оно отвечает.