• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российский совет олимпиад обсудил критерии качества оценки школьных олимпиад

Полит.РУ. 29 августа 2008

В комментарии "Полит. ру" ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что коррупция в олимпиадах, точно так же как в любых экзаменах является производной от двух факторов.

28 августа 2008 г. состоялось заседание Российского совета олимпиад школьников , в ходе которого обсуждались критерии отнесения олимпиад к 1, 2 и 3 уровням.

В проекте решения, с которым выступил зам. Министра образования и науки РФ Исаак Калина , предлагалось для оценки олимпиад использовать только количественные критерии. Калина предложил отнести к 1-му уровню олимпиады, в которых ежегодно участвуют не менее 3000 человек из 30 и более субъектов Российской Федерации. Соответственно, 2-ой уровень должен включать научные турниры из не менее, чем 1500 школьников из 15 и более субъектов РФ. 3-ий уровень — не менее 300 человек из 3 и более субъектов РФ. По его мнению, именно количественные критерии очень важны для оценки качества проводимых олимпиад и предоставят возможность обеспечить широкий доступ российских школьников к этим научным турнирам.

Председатель Российского совета олимпиад школьников, ректор МГУ, академик, вице-президент РАН Виктор Садовничий, сделав краткий экскурс в историю российских олимпиад, сообщил, что в совет поступили 231 заявка на проведение олимпиад, которые были рассмотрены18 экспертными советами (12 советами по общеобразовательным предметам и 6 — по укрупненным группам других дисциплин). В итоговом списке, поступившим на обсуждение Совета олимпиад, осталось лишь 106 заявок. 24 олимпиад было предложено отнести к 1-му, высшему уровню, 8 — ко 2-му и 74 — к 3-му. (В.А. Садовничий особо подчеркнул, что речь идет не о Всероссийских олимпиадах школьников, которые проводились и будут проводиться и в будущем, а о дополнительном перечне тех научных турниров, победители которых смогут получать льготы при поступлении в вузы).

Зам. Председателя Российского совета олимпиад, академик, вице-президент РАН Валерий Козлов , в свою очередь, высказался за то, чтобы помимо количественных критериев в оценку олимпиад были бы включены и содержательные, экспертные оценки.

Исполнительный директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко поддержал В.В. Козлова, отметив, что цифра "30" является запредельной. По его словам, Московская математическая олимпиада собирает участников из 10—12 регионов и это — при всем стремлении её организаторов сделать научный турнир максимально доступным при высоком качественном уровне заданий. Он считает, что 1-ый уровень должен включать олимпиады, объединяющие участников из 10 регионов, 2-ый уровень — 8, а 3-ий — 3. Тогда список олимпиад будет более ровным и не будет большого разрыва между группой 1-го и 3-его уровня, как сейчас.

Ректор ГУ "Высшая школа экономики" Ярослав Кузьминов также полагает, что требование в 30 регионов является на сегодняшний день невыполнимым и заставит вузы вытягивать число регионов "всеми правдами и неправдами". Он сообщил, что ГУ-ВШЭ за последние годы провел олимпиады в более чем 14 регионах, потратив на это большие ресурсы.

Я. Кузьминов предложил объединить усилия коллег из Вышки, МГУ и Института психологии, чтобы организовать олимпиаду по психологии, которая не попала в окончательный список Российского совета олимпиад и точно также действовать и по другим предметам, которые не попали в заветный перечень олимпиадных дисциплин.

Академик РАН Владимир Арнольд отметил важность существования олимпиадного движения для привлечения молодых людей в науку. Он призвал коллег исполнить заветы Наполеона, чтобы число членов советов и комиссий включало не более 20 человек, иначе результаты деятельности этих комиссий окажутся нулевыми.

Создатель семейного благотворительного Фонда "Династия" Дмитрий Зимин сказал о готовности перейти от декларативного к рабочему сотрудничеству с организаторами олимпиадного движения, напомнив, что его фонд тратит ежегодно более 10 млн. долларов на поддержку молодых российских ученых.

Академик РАН, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян также высказался за привлечение не только формальных количественных, но и качественных оценок содержания проводимых олимпиад. Он поддержал идею Я.И. Кузьминова об объединении усилий коллег, чтобы восполнить малую представленность олимпиад по социогуманитарным предметам.

Народный учитель СССР Леонид Мильграм отметил, что олимпиады являются источником возрождения интеллигенции в России и хорошим противоядием против ЕГЭ. Он считает, что ЕГЭ нужно оставить только для школьников 9-го класса, чтобы отсеять тех, кто продолжит образование в школе, от тех, кому стоит пополнить ряды колледжей и ССУЗов.

Он предостерег организаторов олимпиад по социогуманитарным предметам, и в частности, по истории, от того, чтобы вопросы и задания строились на политизированной основе, в духе пресловутого учебника для 11-го класса по истории под ред. А.В. Филиппова.

Академик РАН, директор ЦЭМИ РАН Валерий Макаров высказался за уход от анонимности и введение авторства задач, предлагаемых на олимпиадах. В свою очередь, В. Садовничий рассказал о том, что в ходе экспертизы заявок на проведение олимпиад были выявлены случаи плагиата. Устроители некоторых научных турниров копировали задания у своих коллег без указания авторства.

Завершая дискуссию по этому вопросу, министр образования и науки Андрей Фурсенко подчеркнул важность олимпиадного движения для России, отметив, что главная задача олимпиад — "не потерять таланты". Он считает, что необходимо сохранять и поддерживать качество проводимых научных турниров. Министр поддержал тех коллег, которые выступили за смягчение количественных критериев. По его словам, даже в фундаментальной науке цифра в 30 регионов по той или иной дисциплине кажется запредельной. Он предложил ввести градацию в 15, 10 и 8 регионов.

Министр также подал идею о проведении олимпиады по праву под эгидой МГУ, МГИМО, ГУ ВШЭ и Юридической академии и предложил завершить переговоры о таких коллективных олимпиадах до 1 сентября, когда должен быть подписан приказ "Об утверждении Критериев отнесения олимпиад к соответствующим уровням олимпиад школьников". А. Фурсенко считает, что вводимая система олимпиад является революционным шагом, который нужно, не откладывая реализовывать.

В свою очередь, В. Садовничий отметил, что весной следующего года Совет олимпиад вновь соберется, чтобы обсудить итоги прошедших олимпиад и возможные изменения в списке олимпиад, победители которых будут иметь льготы при поступлении в вузы.

Не боятся ли организаторы проникновения коррупции в олимпиадное движение по мере превращения олимпиад в альтернативу ЕГЭ? В. Садовничий полагает, что гарантией от коррупции является наличие в составе Российского совета олимпиад школьников таких ученых и общественных деятелей как В.И. Арнольд, С.П. Новиков и другие.

В комментарии "Полит. ру" ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что коррупция в олимпиадах, точно так же как в любых экзаменах является производной от двух факторов: "У коррупции есть две стороны. С одной стороны, люди, которые хотят с помощью этого инструмента попасть куда-нибудь, и с другой стороны, должны быть люди, которые готовы взять деньги. И очень важно, чтобы олимпиады организовывали те университеты, которые имеют зрелые академические сообщества, которые обладают репутацией и бояться ее потерять. Это ключевой критерий.

Не количество участников, не охват регионов, а наличие реального академического сообщества, имеющего международную известность и репутацию, которой эти люди бояться поступиться. Я думаю, что у нас сейчас есть возможность поднять нашу академическую и университетскую науку, а расширение количества олимпиад будет лакмусовой бумажкой, показателем восстановления репутации нашего научного сообщества".