• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Лучший способ начать сотрудничество — организовать совместные программы PhD»

19 октября Высшую школу экономики посетила делегация Университета Гронингена (Нидерланды) во главе с его президентом, профессором Сибрандом Поппемой. В интервью новостной службе портала он рассказал о своем университете и целях визита в ВШЭ.

— Профессор Поппема, в целом каковы были цели вашего приезда в Россию?

— Мы запланировали подписать меморандум о взаимопонимании с фондом «Сколково» — я буду участвовать в подписании договора с Виктором Вексельбергом, президентом фонда «Сколково». Это мероприятие было организовано в связи с визитом в Россию Марка Рютте, премьер-министра Нидерландов, поэтому он и Александр Жуков, заместитель Председателя Правительства России, будут присутствовать при подписании этого договора. Обе стороны считают это событие очень важным. Кроме того, мы уже подписали меморандум о взаимопонимании с МГУ имени М.В. Ломоносова.

— Расскажите, пожалуйста, о цели и программе вашего визита в ВШЭ.

— Я приехал в Высшую школу экономики, поскольку ранее в этом году я уже был в Москве в составе делегации голландских университетов, и мы также посещали ВШЭ. Тогда я был очень впечатлен тем, как динамично здесь все развивается. Мне не следовало бы говорить: «по сравнению с другими университетами», но я уже это сказал. ВШЭ произвела на меня впечатление очень современного и динамичного университета, в частности, конечно, в области экономики и общественных наук. Поэтому я думаю, что ВШЭ может стать для нас очень хорошим партнером в этих областях науки и образования.

С собой я привез своих коллег — это профессор Хенк Кирс, декан факультета поведенческих и общественных наук, и доктор Франс Руттен, заместитель декана по международным связям факультета экономики и бизнеса — он занимается совместными магистерскими и PhD программами на этом факультете. Они провели переговоры с сотрудниками и администрацией Высшей школы экономики в двух тематических группах: по поведенческим и общественным наукам и по экономике и бизнесу. Ранее у нас состоялись две презентации: коллеги из ВШЭ рассказали о своем университете, а мы представили Университет Гронингена.

Я уверен, что нам есть что предложить друг другу, и возможно, мы примем решение в ближайшем будущем подписать меморандум о взаимопонимании. Меморандум — это такой «зонтичный» договор, который дает возможность переходить к планированию конкретных проектов.

— Университет Гронингена — один из старейших исследовательских университетов в Европе, а ВШЭ — довольно молодой исследовательский университет. Не могли бы вы поделиться секретом успеха вашего университета?

На встрече с делегацией Университета Гронингена
На встрече с делегацией Университета Гронингена
— Университет Гронингена был основан провинцией и городом Гронинген. Это произошло в начале XVII века, в 1614 году, когда северные провинции Нидерландов провозгласили независимость от Испании. Поэтому они смогли создать собственный университет. Университет Гронингена — это университет народа и региона Гронинген. И на сегодняшней презентации я сказал, что мы — международный университет с сильными региональными корнями. Я также рассказал о некоторых областях, в которых специализируется наш университет, таких как здоровье пожилых, энергетика и устойчивое общественное развитие.

Над этими темами совместно работают сотрудники разных факультетов. В этих областях наш университет очень серьезно сотрудничает с прикладными университетами нашего региона (всего у нас три прикладных университета, которые работают по этим темам), а также с региональными бизнес-организациями. Речь идет, например, о пищевой промышленности: пищевые компании активно участвуют в наших проектах, связанных со здоровьем пожилых людей, а пищевых компаний у нас много, ведь наш регион — сельскохозяйственный. Активно сотрудничаем мы и с организациями сферы здравоохранения. Таким образом, мы пытаемся быть движущей силой для экономики нашего региона. И я думаю, поэтому мы получаем от региональных властей серьезную поддержку. Например, за последние годы наша инициатива по здоровью пожилых получила крупное финансирование: нам выделили сумму 100 миллионов евро от Европейского союза, национального правительства и регионального правительства. Но от ЕС и национального правительства мы получили эти средства лишь благодаря поддержке со стороны регионального правительства. То же касается энергетических проектов и других инициатив. Налажено очень тесное сотрудничество между региональным правительством, провинциями, городами, университетом, а также с национальным правительством и ЕС.

— Ваш университет активно поддерживает международные связи. Какие сферы и формы сотрудничества вы считаете перспективными, говоря о ВШЭ?

— Я думаю, что лучший способ начать сотрудничество — это организовать совместные программы PhD, в которых студент будет два года обучаться и писать диссертацию, например, здесь, в Высшей школе экономики, а затем два года — в Университете Гронингена. У него будут два научных руководителя — один здесь и один в Гронингене, одна тема, а затем защита здесь и в Гронингене. Таким образом, это будет двойная степень PhD. Следующим шагом могли бы стать совместные магистерские программы. У нас много магистерских курсов на английском языке, поэтому студенты легко могут приезжать на обучение к нам.

— А как насчет совместных исследовательских проектов?

— Я думаю, что совместные программы PhD — это один из самых простых способов, чтобы запустить исследовательские проекты. Поскольку, когда есть два научных руководителя, им необходимо общаться, руководить научной работой студента, а для этого им нужно регулярно встречаться и обсуждать ее. А после этого они уже могут, например, подавать заявку на грант ЕС или российского правительства. Поэтому я думаю, что механизм совместных или двойных программ PhD — это очень хороший механизм для запуска совместных исследовательских проектов.

 

Мария Пустовойт, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука


Наша справка

В Университете Гронингена учится более 27 600 студентов, работают 5 000 сотрудников. Годовой оборот — 576 миллионов евро. В университете действуют факультеты: искусств; поведенческих и социальных наук; экономики и бизнеса; права; математики и естественных наук; медицинских наук; философии; географических наук; теологии и религиоведения.

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».