Деньги в обмен на привилегии
Первый проректор НИУ "Высшая школа экономики" Лев Якобсон предлагает передать автомобильное обслуживание госчиновников на аутсорсинг
В ближайшие три месяца предложения, по какой схеме может пройти замена натуральных льгот для чиновников денежной компенсацией, будет направлено руководству страны. Об этом "РГ" сообщил пресс-секретарь Управделами президента Виктор Хреков.Число служебных авто для чиновников надо сократить, а взамен дать прибавку к зарплате, предлагают эксперты
"Вопросы монетизации льгот госслужащих сейчас изучаются, просчитываются в минэкономразвития, минфине, а также у нас. Но пока окончательные выводы делать сложно", - подчеркнул Хреков.
Вчера глава минфина Антон Силуанов заявил, что начать реализовывать идею можно уже с 2013 года, на протяжении нового трехлетнего бюджетного цикла.
В середине марта, напомним, президент Дмитрий Медведев, выступая на заседании рабочей группы по формированию "открытого правительства", говорил о необходимости монетизации льгот госслужащих, включая бесплатные квартиры и служебные автомашины. Во вторник, на заседании Госсовета, он вновь вернулся к этому вопросу. Антон Силуанов по "горячим следам" пояснил журналистам, что провести монетизацию будет "достаточно просто". Но уточнил, что льгот у чиновников не так много. "У меня, - сказал министр, - только мобильный телефон и служебная машина". Кстати, Силуанов привел в пример "большой имущественный комплекс, принадлежащий Управделами президента - санатории, дачи. "Вот если это все монетизировать, то тогда ситуация изменится", - цитирует министра Интерфакс.
Виктор Хреков пояснил "РГ", что как таковыми льготами - служебным персональным автотранспортом, казенными дачами - имеет право пользоваться "узкий круг лиц". Автомобили закреплены исходя из должностного ранга. Большинство же машин Управделами предоставляет на маршруты по заказу "прикрепленных" органов власти. Например, Федерального Собрания, аппарата правительства, судов, Счетной палаты. "У этих и других ведомств на эти услуги есть свои бюджетные средства, и они сами определяют, какое количество машин им требуется для исполнения профессиональных функций", - пояснил Хреков. Он также добавил, что основную массу госслужащих и аппарата сегодня составляют малооплачиваемые сотрудники - секретари, так называемые ведущие специалисты, советники. В зависимости от стажа их зарплата - 25-30 тысяч в месяц. И лечение в ведомственной поликлинике или путевка в санаторий, на которые они могут претендовать, это своего рода мотивация их деятельности, как и возможность получить квартиру или дотацию на жилье.
Накануне управляющий делами президента Владимир Кожин, заявил, что суммы, затрачиваемые на обеспечение чиновников служебными автомобилями, не столь значительны, чтобы серьезно влиять на бюджеты всех уровней. По его мнению, эти машины можно перевести в категорию собственного автотранспорта.
В разговоре с корреспондентом "РГ" первый зампред Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев тем не менее сообщил, что содержание служебного автомобиля среднего класса с учетом жизненного цикла машины, эксплуатационных затрат, зарплаты водителей обходится министерствам и ведомствам в среднем в 100 тысяч рублей в месяц. В целом по стране набегают сотни миллиардов. Он предлагает число служебных авто для чиновников всех уровней и рангов сократить в разы. А взамен эффективно работающим предоставить персональную прибавку к зарплате или бонусы и премии. Тогда, уверен депутат, большинство госслужащих, особенно в регионах, с интересом восприняли бы сокращение ведомственного автопарка.
Еще один вариант предлагает первый проректор НИУ "Высшая школа экономики" Лев Якобсон. Надо передать автомобильное обслуживание госчиновников на аутсорсинг, что обойдется для бюджета значительно дешевле. Только на содержание гаражей тратятся огромные средства. Можно имущественные комплексы продать. "Спроса на них хватит. В Москве их купят с огромным удовольствием", - говорит Якобсон.
Вместе с тем он считает, что льготы для "министров с мигалками" - это "гроши" для бюджета. Есть более серьезные льготы для основной массы чиновничества - иные, чем для остальных граждан условия пенсионного обеспечения, медообслуживания. "На этот счет есть разные мнения - уравнять пенсии, но повысить зарплаты, что для госслужащих будет очень болезненно, да и политически неправильно. Правильнее не отнять у чиновников все, чем они привыкли пользоваться, а обменять на денежное содержание, в соответствие с теми ориентирами, которые сложились на рынке труда, - говорит Якобсон. - Если заплатить те же деньги в виде зарплаты, а не в виде содержания помещений, можно достичь хорошего эффекта". Есть министерства, в которых объем работы, ее сложность и важность не меньше, чем у топ-менджеров крупнейших частных корпораций, только зарплата в десять раз ниже.Идеи монетизации льгот госслужащих, кстати, эксперты изложили еще в начале 2000-х годов, напомнил Якобсон.
Его коллега Павел Кудюкин, профессор кафедры теории и практики госуправления, настроен радикально. По его мнению, максимальный эффект от монетизации льгот государство получит лишь в том случае, если все льготы просто отменить. Тем более, говорит эксперт, уровень зарплат чиновников и так неизмеримо вырос. Он предлагает медицинское обслуживание в ведомственных поликлиниках сделать платным, а чиновников обеспечить полисами добровольного медицинского страхования.