• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россияне стоят 600 триллионов

Ведомости. 12 октября 2012

Подсчитана цена человеческого капитала

Люди — главное богатство России: Высшая школа экономики подсчитала стоимость человеческого капитала страны — он составляет 600 триллионов руб. и дорожает намного быстрее, чем прочие российские активы.

Общая стоимость человеческого капитала России превышает 600 трлн рублей, то есть каждый работающий россиянин стоит 6 миллионов рублей в ценах 2010 года. Это в 13 раз больше ВВП страны и в 5,5 раза — стоимости физического капитала, пишет в докладе «Сколько стоит человеческий капитал?» главный научный сотрудник ИМЭМО РАН и замдиректора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Ростислав Капелюшников. За 2002-2010 годы человеческий капитал в реальном выражении подорожал вдвое, то есть рос на 10% в год — быстрее, чем дорожал капитал физический, согласно Росстату главная составляющая национального богатства страны. Оно определяется как стоимость всех финансовых и нефинансовых активов, принадлежащих резидентам. Если их суммировать со стоимостью «человеческих активов», национальное богатство России увеличилось бы почти в 6 раз.

«Национальное богатство смещается от физического капитала к человеческому, который становится все более важным ресурсом экономического роста», — говорит Капелюшников: поскольку доходы с капитала зависят от его величины, получается, что благосостояние страны все больше определяется состоянием ее человеческого капитала.

По паритету покупательной способности человеческий капитал России стоит $40 триллионов, или $400 000 на человека. Это сопоставимо с большинством из тех 14 стран, по которым аналогичные расчеты сделала в 2011 году ОЭСР: в том исследовании уровень варьировался от $79 000 на человека в Румынии до $649 000 в США. В большинстве стран человеческий капитал превосходит как ВВП (в 10-11 раз), так и стоимость основных фондов (в 3,6-7 раз).

В России, как и в прочих странах, человеческий капитал распределен неравномерно: мужчины в 1,5 раза богаче женщин, молодежь богаче пожилых, стоимость капитала повышается вместе с уровнем образования его «владельца». Отличие России — в более заметной асимметрии по возрасту и образованию: на долю граждан 15-34 лет в России приходится 67% капитала, в США — 58%; на долю имеющих высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование — 69 и 43% соответственно. Сравнение данных по России за 2002 и 2010 годы показало, что наихудшее влияние на человеческий капитал оказывает старение населения, а наилучшее — рост реальных заработных плат.

Человеческий капитал, считает ОЭСР, — это знания, умения и способности людей, с помощью которых они создают личное, социальное и экономическое богатство.

Человеческий капитал ОЭСР рассчитывает так же, как определяется рыночная цена любого актива, — дисконтированной стоимостью потока услуг, которые он может принести за срок своей службы. В применении к «человеческому активу» это величина потока его трудовых доходов за весь период экономической активности (15-64 года), зависящая от нормы дисконтирования и темпов роста реальных зарплат.

Для расчетов по России дисконт взят в 4%, рост зарплат — в 5,2% (из долгосрочного прогноза Минэкономразвития).

В реальности рост зарплат в 2000-е годы был выше, считает Капелюшников, так что данные можно считать заниженными. Кроме того, указывает он, методика ОЭСР не учитывает «нерыночный» капитал.

Данные для оценки человеческого капитала России взяты из переписи населения как наиболее подробных сведений о численности и половозрастной структуре (поэтому расчет и произведен за 2002 и 2010 годы), для характеристики человеческого капитала важны также ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и занятости.

Главное свойство человеческого капитала — его не целостность: в силу плохой мобильности, отсутствия социальных лифтов происходит «выпадение» капитала, замыкание людей в своих территориях и профессиональных нишах, говорит эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов.

Существенная часть населения — бедные, и это не только доходы, но и стиль поведения, продолжает он, вместе с низкой территориальной мобильностью это может «работать на разрушение» — подобно ситуации с физическим капиталом, реальная стоимость которого на самом деле неизвестна: по большей части это еще советское оборудование, не задействованное в экономике. «Главное — не сколько человеческий капитал стоит, а работают ли социальные лифты, система воспроизводства, выполняет ли образование функцию повышения человеческого капитала: может ли выпускник школы за Уралом поступить в ВШЭ?» — перечисляет Белоусов. Поняв состояние структуры человеческого капитала, можно будет понять, как запустить этот механизм роста экономики, резюмирует он.