• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возможность притока молодых заинтересованных ребят в экономическое образование и науку для нас чрезвычайно важна

20 июня приемная комиссия Уральского государственного университета начала прием документов на Совместную образовательную программу подготовки бакалавров по направлению "Экономика" УрГУ и ГУ-ВШЭ. Программа предусматривает выдачу двух дипломов бакалавра экономики. Диплом ГУ-ВШЭ будет свидетельствовать о специализации в области "Экономика и финансы фирмы", а диплом Уральского государственного университета — в области "Мировой экономики и международного бизнеса". Будущим студентам предстоит три года проучиться на экономическом факультете УрГУ в Екатеринбурге, а завершающий четвертый год — на факультете экономики ГУ-ВШЭ в Москве.

Запуску программы УрГУ и ГУ-ВШЭ предшествовала большая подготовительная работа, проделанная руководством двух университетов и специально созданным Академическим советом совместной образовательной программы. Буквально накануне начала приема документов в Уральском государственном университете состоялось очередное заседание совета.

По окончании заседания проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин, возглавлявший сторону Высшей школы экономики, рассказал о том, как появилась совместная образовательная программа, каким был путь к началу ее реализации, какие надежды возлагаются на ее осуществление, и какие перспективы видятся в сфере сотрудничества двух университетов.

— Идея создания совместной образовательной программы возникла в 2005 г., когда проректор ГУ-ВШЭ Андрей Александрович Яковлев принимал участие в конференции, которую теперь ежегодно проводит экономический факультет Уральского государственного университета. Тогда состоялись первые переговоры между деканом экономического факультета УрГУ Кадочниковым и Яковлевым, тогда же и родилась эта идея. Потом потихоньку над идеей начали работать, и более интенсивно к ней вернулись весной 2006 года. Были заключены первые соглашения между университетами в виде меморандума о намерениях, то есть, о создании совместной образовательной программы и о сотрудничестве в целом по экономическому направлению.

Создание подобной программы — это вопрос не просто принятия волевого решения, — давайте делать программу. Ведь суть программы, которая действительно первая в стране, которая подразумевает получение двух российских дипломов, в том, чтобы партнеры были близки по научно-образовательному уровню. И одна из задач была — понять, насколько коллеги в УрГУ и ГУ-ВШЭ, которые преподают экономические дисциплины на соответствующих экономических факультетах, близки по уровню. Конечно, было ясно, что УрГУ необходимо (хотя это один из лучших университетов по подготовке бакалавров экономики в России), осуществить дополнительную подготовку своих преподавателей, чтобы выровнять уровни квалификации. В значительной степени 2006—2007 учебный год ушел на разного рода повышение квалификации, в том числе, с участием Вышки, куда приезжали на стажировки коллеги из УрГУ.

Не скрою, было стремление что-то ускорить и открыть на эту программу набор начиная с 2007 г. Но мы решили немного подождать, почувствовать себя более уверенными в том, что мы готовы реализовывать столь серьезную программу в соответствии с теми стандартами, которые приняты в Высшей школе экономики. В результате уже в феврале 2008 г. мы согласовали все основные вопросы, связанные с открытием программы, ученые советы двух университетов одобрили и утвердили положение о совместной образовательной программе, и мы вышли на финишную прямую.

— Зачем Вышке такой проект?

— Хороший вопрос, на который не так просто дать ответ. Он не измеряется в привычных терминах. Можно, конечно, говорить, что мы получим какие-то выгоды в материальном выражении (программа платная). Но здесь наши интересы имеют более широкий характер, и менее измеримы традиционными показателями прибыли. Мы заинтересованы в том, чтобы российское образовательное сообщество развивалось в тех направлениях, в которых развивался ГУ-ВШЭ. Вышка не заинтересована быть вузом, который изолирован от контактов, изолирован от других университетов и других коллег, в том числе, изолирован с точки зрения контактов между студентами, академической мобильности, всего, с этим связанного. Мы заинтересованы в том, чтобы выстраивать партнерские отношения с другими университетами, которые развиваются в том же направлении, что и мы. Я сейчас говорю в первую очередь об экономическом направлении образования. В рамках совместной программы ВШЭ получает устойчивого партнера по многим направлениям, ведь это профессиональные контакты преподавателей, направленные на повышение квалификации, на перенимание и отчасти транслирование тех стандартов экономического образования, которые у нас уже достигнуты. Это безусловно, возможность донести образцы экономического образования, которые уже сложились у нас, до более широкого круга студентов. У нас есть три филиала в регионах, но университет не стремится открывать новые.

Как удачно было сказано коллегами из уральского университета, когда было принято решение об открытии программы — это своего рода интеллектуальные инвестиции, которые в этот регион делает Вышка, и эти инвестиции заключаются в том, что мы получаем возможность доступа к студенческой аудитории, которая знакомится со школой, становится студентами Вышки, и в дальнейшем может продолжать обучение на магистерских программах, как в УрГУ, так и во ВШЭ, приходить к нам в аспирантуру. Возможность притока молодых заинтересованных ребят в экономическое образование, в экономическую науку для нас чрезвычайно важна.

— Если говорить об экономической составляющей, для ВШЭ сейчас эта программа — это бизнес-проект, или это благотворительность?

— Ни то, и ни другое. Слова бизнес-проект подразумевают, что мы из этого извлекаем прибыль в буквальном, узком смысле слова, а благотворительность — что мы осуществляем чистые затраты без отдачи. Нет, мы от этого проекта не ждем доходности в финансовом смысле слова, но он и не является для нас затратным, мы его поддерживаем в рамках возмещения затрат, а все остальные выгоды уже за пределами финансовой сферы.

— Какой будет роль Высшей школы экономики в образовательной программе в первые три года? На четвертый год студенты из УрГУ приедут в ГУ-ВШЭ, в Москву. А до тех пор Вышка будет своего рода ревизором программы?

— ГУ-ВШЭ в совместной образовательной программе выполняет роль более опытного партнера. Потому что когда мы говорим о различных академических программах, связанных с образованием, связанных с развитием научных исследований, некорректно и неправильно говорить о каких-то ревизорских функциях. Мы говорим о том, что мы вместе строим процесс, и в рамках этого процесса мы обладаем чуть большим опытом и чуть больше наработано понимания стандартов экономического образования. Я напомню, что ВШЭ уже проходила этот путь младшего партнера и до сих пор проходит вместе с Лондонской школой экономики в рамках проекта Международного института экономики и финансов (МИЭФ). Этот опыт нам оказался очень полезным для того, чтобы выстраивать собственную образовательную программу в качестве более опытного партнера с УрГУ.

Конкретно, к чему сводится роль ВШЭ — за то время, когда студенты учатся на уральской площадке, это подержание стандартов обучения за счет взаимодействия с преподавателями уральского университета. Это взаимодействие включает различные формы повышения квалификации, но это и контроль над поддержанием академических стандартов обучения, того, как строится обучение, какие предъявляются требования в процессе обучения и отчетности.

Кроме того есть возможность пусть не частого, но приезда преподавателей из ВШЭ для прочтения лекций или для участия в отдельных элементах образовательного процесса в УрГУ.

— Есть сложности в юридическом оформлении отношений между двумя университетами?

— Конечно, есть. И это вопрос еще открытый, мы над ним работаем. К сожалению, такие партнерские отношения, которые являются инновационными для двух российских вузов, причем, далеко не последних российских вузов, не вписываются в жесткие рамки законодательства, оно не подходит для таких инноваций. Но я думаю, мы найдем подходящую форму. Для этого есть возможности, хотя точка в поиске этой формы пока не поставлена.

— Планируется ли в каком-то обозримом будущем запускать подобные проекты с другими вузами, с другими факультетами?

- Совместная образовательная программа не носит поточного характера. Мы же не просто так стали партнерами с УрГУ. УрГУ уже пятый год проводит ежегодную научную конференцию, мы знаем многих коллег из УрГУ по их научной активности, мы встречаемся друг с другом на различных семинарах, конференциях, и представляем интересы и квалификацию друг друга. Помимо этого, УрГУ достиг в настоящий момент больших успехов в организации и уровне экономического образования, и качество подготовки бакалавров экономического факультета УрГУ уже давно признано в стране. Поэтому, когда мы говорим о том, может ли этот опыт быть транслирован на взаимодействие с другими университетами, то подразумеваем положительный ответ. Конечно, когда сложатся партнерские отношения, когда мы увидим, что есть взаимный интерес друг к другу, когда мы увидим, что мы движемся с близкими скоростями для того, чтобы устраивать совместные проекты. Потому что если нет близких скоростей академического развития, то проекты просто невозможны.

Буквально на повестке дня это не стоит, но двери эти не являются закрытыми для подобных проектов.

— Одна из особенностей Высшей школы экономики — научная работа преподавательского состава.

— Да, такой "анахронизм" у нас в ГУ-ВШЭ имеется.

— Планируются ли какие-то совместные научные проекты с экономическим факультетом УрГУ?

— Я на это надеюсь, и не только с экономическим факультетом, но с ним — в первую очередь. Потому что последние обсуждения, которые были проведены в том числе во время приезда ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова в апреле не конференцию в Екатеринбург, встречи с правительством Свердловской области, руководством университета, как раз были направлены на то, чтобы найти те сферы, в которых мы можем осуществлять совместные научные проекты. Речь идет в первую очередь о прикладных научных исследованиях, направленных на проблемы регионального развития. ВШЭ к этому стремится, мы заинтересованы в таком партнерстве, и это кажется нам возможным.

Но отмечу, что могут быть не только проекты по прикладным исследованиям. Могут быть элементы взаимодействия в рамках фундаментальных научных проектов, потому что коллеги в УрГУ достаточно активны в последнее время в различных научных проектах, и здесь могут осуществляться совместные действия.

Дмитрий Европин, фото автора

Вам также может быть интересно:

Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы

В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.

ДВФУ и ВШЭ будут готовить кадры вместе

13 апреля в Москве и.о. ректора Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов подписали соглашение о сотрудничестве вузов в сфере образования и науки.

43%

российских компаний сотрудничали с вузами в прошлом году. Интенсивность сотрудничества между бизнес-структурами и учреждениями высшего образования заметно возросла по сравнению с 2012 годом, тогда с вузами взаимодействовали чуть больше 30% компаний.

Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году

6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.

Проведена международная экспертиза качества образовательных программ по социологии ВШЭ

С 5 по 7 ноября на факультете социологии ВШЭ работали международные и российские эксперты, приглашенные самим факультетом в рамках Программы развития ВШЭ для оценки качества подготовки бакалавров и магистров.

Кто и как оценит высшее образование?

О качестве обучения говорит не только содержание самих учебных курсов, но и выпускники. 29-31 октября в ВШЭ прошла межрегиональная конференция «Общественное обсуждение модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего профессионального образования».

ВШЭ стала партнером образовательного проекта «Coursera»

Студенты со всего мира получили бесплатный доступ к образовательным курсам ВШЭ, размещенным на сайте этой ведущей международной площадки онлайн-курсов.

Образованием недовольны все, но это естественно

Современное образование должно готовить студентов к работе в экономике знаний, а инженер и гуманитарий всегда должны находить общий язык. Интервью с новым директором департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александром Сидоркиным.

Базовые дисциплины для экономистов-бакалавров: чему и как учить?

25 декабря на экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялось очередное заседание комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области экономической теории Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.

Чему учить будущих финансистов и госслужащих?

3 декабря в Высшей школе экономики состоялись заседания двух предметных комиссий Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента: по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области финансов и в сфере государственного и муниципального управления.