• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Учиться у таких людей — невероятная удача"

Декан факультета психологии ГУ-ВШЭ Алла Болотова рассказывает о том, к чему надо готовиться абитуриентам бакалавриата, поступившим на этот факультет, а также о том, чем может помочь любому студенту Вышки Центр психологического консультирования ГУ-ВШЭ.

— Алла Константиновна, близится к завершению набор студентов бакалавриата. Что ждет тех, кто в сентябре придет на факультет психологии слушать первые лекции?

— Прежде всего, мне хотелось бы поприветствовать тех абитуриентов, которые уже поступили на наш факультет, и сказать им, что они сделали правильный выбор, потому что психология дает человеку шанс реализоваться в самых разных сферах деятельности. Знания, полученные на факультете психологии, позволят им стать успешными управленцами, специалистами по кадровому аудиту, менеджерами по персоналу, грамотными специалистами в области рекламы и маркетинга, без таких работников не обходится сегодня ни одна корпоративная организация или международная компания.

Диплом психолога предоставляет также широкие возможности для частной консультативной деятельности, позволяет стать профессиональным консультантом, помощником и советником высокопоставленных персон.

Кадровый менеджмент и управление персоналом в бизнес-организациях сегодня находится в поиске эффективных решений управления рисками, что требует постоянной мобильности. В центре этих изменений HR-менеджеры, специалисты по управлению человеческими ресурсами. Подготовка таких специалистов в области прикладной психологии — одна из сфер учебной деятельности факультета психологии. Значительное место при подготовке психолога в учебных планах факультета отводится изучению научной классической психологии. Думается, что среди поступающих к нам студентов кто-то впоследствии наверняка станет ученым или исследователем, автором оригинальных психологических теорий или разработает собственные программы по антикризисному управлению человеческими ресурсами. То есть возможности, открывающиеся перед нашими студентами, касаются самых различных областей психологической науки и практики и все зависит только от меры приложения сил, целеустремленности и увлеченности избранной деятельностью.

— Это всё — послеуниверситетские перспективы. А если говорить о первом курсе бакалавриата, с чего будущему студенту стоит начать подготовку к учебному году?

— Поскольку психология не изучается в средней школе, я могла бы порекомендовать для начала почитать такие книги, как "Тринадцать диалогов о психологии" Елены Соколовой, "Психология: введение в профессию" Владимира Карандышева, "Введение в общую психологию" Юлии Гиппенрейтер и "Что такое психология" Жоржа Годфруа.

— Алла Константиновна, вы сами ведете курс лекций "Социальные коммуникации" для студентов первого курса. Какие еще лекции ждут первокурсников, кто будет их читать?

— Программа обучения построена так, что в первом семестре студенты получат основные базовые представления о науке психологии и ее основных разделах. Курс "Введение в психологию" в рамках учебной дисциплины "Общая психология" читает академик РАО Владимир Дмитриевич Шадриков, "Введение в профессию" — академик РАО Владимир Петрович Зинченко. Профессор ГУ-ВШЭ и МГУ Валерий Яковлевич Романов (опять же — в рамках учебной дисциплины "Общая психология") прочитает интересный курс, посвященный проблемам внимания и памяти человека — эти знания помогут студентам, прежде всего, правильно и грамотно вести собственную учебную деятельность, распределять силы и планировать дела так, чтобы быть успешными в учебе.

— На факультете психологии работают более двадцати профессоров. Какое влияние они оказали на составление учебного плана?

— Помимо уже упомянутых мною академиков, на нашем факультете преподают также академики РАО Ксения Александровна Абульханова и Вадим Артурович Петровский, другие выдающиеся профессора, имена которых известны всему "психологическому миру". При их участии на факультете разработаны курсы общей, экспериментальной, социальной, возрастной, клинической психологии. Учиться у таких людей — это невероятная удача. Но кроме перечисленных базовых курсов, наши студенты получают практические навыки, участвуя в различных мастер-классах, семинарах, тренинговых занятиях, мозговых штурмах, изучают искусство принятия решений в конфликтных ситуациях, проходят тренинги управления рисками в бизнес-организациях.

— У факультета, я знаю, налажено сотрудничество и с иностранными преподавателями.

— Да, и мы ими очень гордимся. Скажем, Альфрид Лэнгле ведет на факультете уникальные лекции и семинары по экзистенциальной психологии, психологии бытия. Это удивительный ученый, который является одновременно профессором университета Вены и профессором ГУ-ВШЭ. Ученые из Университета Кельна во главе с профессором Мартином Шустером ведут занятия по психотерапии и игровой терапии. Из Канады приезжает к нам читать лекции по организационной психологии и управлению персоналом профессор Валерий Чирков. Таким образом, наши студенты находятся в курсе последних тенденций в мировой психологии.

— Насколько велика доля практических занятий у студентов-психологов?

— В психологии теория и практика тесно взаимосвязаны. Все, что изучается в теории, имеет также и прикладное значение, поэтому каждый лекционный курс обязательно подкрепляется семинарскими занятиями. Я хотела бы подчеркнуть, что наш факультет делает ставку на прикладную психологию, чтобы наши студенты были не только подкованы теоретически, но и умели применять полученные знания на практике. Ведь психолог — это человек, который анализирует все сложности житейских и производственных ситуаций с тем, чтобы рационально и продуктивно эти проблемы решать.

— Чего преподаватели ждут от первокурсников?

— Мы стремимся к тому, чтобы уже с первого курса студенты учились высказывать критические замечания по тем проблемам, мнениям или книгам, которые они сами выбрали. Мы также не навязываем конкретные темы рефератов и курсовых работ. Нам чрезвычайно важно, чтобы наши студенты формировали собственный взгляд на проблему, чтобы они умели обоснованно возразить высказанному мнению, даже если это мнение крупного ученого. Нам важно развить в них креативное мышление и умение грамотно формулировать свои мысли. С этой целью на факультете преподается, в том числе, риторика, психология общения, стратегия и тактика ведения переговоров, а также специальный курс, посвященный психологии и феноменологии презентации и самопрезентации.

— Как студенты, заинтересованные в научной и исследовательской деятельности, могут реализовать свой интерес?

— У нас есть научное студенческое общество, и студенты имеют возможность не только готовить собственные доклады под руководством научных руководителей, но и принимать участие в научно-студенческих конференциях, в том числе международных. Активность студентов вознаграждается системой специальных грантов, в том числе, к примеру, грантов Оксфордского университета.

— А как организована внеучебная деятельность?

— Студенты могут занять себя в целом ряде неформальных проектов — от театральной студии и университетского хора до так называемого "Веревочного курса", на котором выпускники факультета обучают студентов младших курсов азам общения.

И еще важная информация: силами факультета организован Центр психологического консультирования ГУ-ВШЭ, который предоставляет студентам всех факультетов и отделений Вышки консультации по любым психологическим проблемам. Это, к примеру, могут быть проблемы адаптации к мегаполису, или, скажем, трудности адаптации к новому коллективу в общежитии, или семейные неурядицы, "несчастная любовь", неуверенность в себе — все, что угодно. Мы заинтересованы в том, чтобы наши студенты как можно скорее адаптировались к жизни в новых для них условиях и чтобы они в течение всей учебы могли эффективно осваивать знания.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.