• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология на практике: кризису — да!

О новых учебных курсах Института практической психологии ГУ-ВШЭ, требованиях, предъявляемых к его слушателям, и принципиальных подходах к обучению рассказывает научный руководитель института Тахир Базаров.

— Тахир Юсупович, Институт практической психологии — это структура дополнительного образования. В чем вы видите его миссию?

— Люди сейчас нуждаются в профессиональной ресоциализации. Жизнь вокруг нас меняется настолько динамично, настолько быстро исчерпываются опыт и знания, которые были получены в вузах, настолько трудно почерпнуть необходимые рецептурные и инструментальные вещи из традиционных источников информации, что происходят фантастические вещи. Уже вскоре после окончания вуза молодой человек фактически встает перед необходимостью профессионального преображения.

Нет ничего специализированного, все становится междисциплинарным, и транспрофессионализм — перспектива, которая нас ждет. Самый свежий пример: в этом году Нобелевскую премию по химии получили три биолога. По-моему, это знак для нас всех. И я прекрасно понимаю ребят, которые заканчивают бакалавриат факультета психологии в Вышке и идут в магистратуру изучать менеджмент, информационные технологии или маркетинг. Они чувствуют происходящие изменения и начинают осознавать, что предметная реальность исчерпала себя. Сегодня мы стоим перед необходимостью понимать не узкоспециализированные предметы, а целые объекты.

Институт практической психологии давно столкнулся с этими тенденциями, каждый год в нашей программе появляются новые тематические направления, а это фактически новый взгляд на мир. Например, в прошлом году у нас впервые появилась такая тема, как практическая психодиагностика и психотерапия. Я был потрясен тем, как люди в ходе работы над дипломом проводили потрясающие консультационные проекты — кто-то в области семейной терапии, кто-то в области организационного консультирования. Их выпускные работы были не простым описанием каких-то возможных ситуаций, это была рефлексия реальной жизни, с которой они столкнулись в новом качестве — как консультанты.

— Каковы базовые подходы к образованию в Институте практической психологии?

— Мы исходим из нескольких принципиальных представлений. Во-первых, «учиться» — это возвратный глагол, означающий учить себя. Значит, мы должны создать такие условия, чтобы человек получал удовольствие от обучения. Во-вторых, мы ориентированы на будущее. Нет никакого смысла встречаться в аудиториях, если мы будем учить тому, что нужно только сегодня — мы готовимся к тому, что будет нужно завтра и послезавтра. В-третьих, мы должны не просто пользоваться инструментами, которые показали свою успешность в тех или иных ситуациях, наши слушатели должны обладать фундаментальными знаниями в сфере гуманитарных технологий.

Четвертый важнейший момент — это исследования. Мы очень стараемся, чтобы за дипломными работами наших выпускников — и так оно и получается в 90 процентах случаев — стояли реальные исследования. На практических примерах они должны сформулировать гипотезу, выбрать метод, использовать его, отрефлексировать и критически отнестись к полученным результатам. Я бы вообще сказал, что профессионализм человека можно определить по количеству гипотез, которые он может сформулировать в отношении конкретной проблемы.

Есть еще один момент, на который я хочу обратить внимание. Мы ежегодно выпускаем сборники лучших работ наших слушателей и преподавателей, и издательская деятельность в данном случае не самоцель, это еще одна характеристика профессионализма. Если человек может предъявить публикацию в профессиональном издании, если он может показать, что с его идеями и подходами знакомы коллеги, значит, он профессионал. Если он этого сделать не может, возникает вопрос о степени его квалификации.

— Можете ли вы нарисовать портрет вашего типичного слушателя? И к чему нужно готовиться тем, кто хотят стать слушателями института?

— На начальном этапе мотивация важнее, чем имеющийся профессиональный опыт, то есть при прочих равных условиях человек, который может сказать, чего он ожидает достичь через год и почему для него это так важно, будет иметь преимущество по сравнению с тем, кто идет к нам просто что-нибудь послушать. Разумеется, при этом мы заинтересованы в людях, прошедших хорошую школу в рамках базовой вузовской подготовки, пусть даже это будет техническое образование. Кроме того, нам важен практический аспект, нам бы хотелось иметь дело с людьми, желающими сразу же применять получаемые знания на практике. Приведу такой пример. К нам обратилась девушка, которая вообще нигде не работала, и я предложил ей в двухнедельный срок устроиться на самую низовую должность, каким-нибудь третьим помощником второго ассистента менеджера, но в том направлении деятельности, которое она выбрала. Она так и сделала. Эффект был потрясающим. Когда я через год услышал о тех предложениях, которые ей поступили от ведущих российских компаний, я не мог поверить, что это была та самая девушка, которая пришла к нам, не имея за спиной ничего, кроме желания учиться. Это прекрасный пример того, как много может дать приложение знаний к реальным условиям жизни.

— Какие новые курсы вы предлагаете слушателям в этом учебном году?

— В этом году мы разрабатываем новую для нас тему — коучинг (это психологическая технология развития потенциала людей). Коучинг как философия нацелен на развитие уникальности, неповторимости человека. И я уверен, в дипломных работах в следующем июне наши слушатели представят реальные коуч-сессии — проведенные, что самое интересное, в условиях кризиса, когда уровень неопределенности, с которым сталкиваются организации, менеджеры и бизнесмены, очень высок. Другая горячая тема сегодня — это лидерство, мы будем эту тему прорабатывать как с помощью исследований, так и с помощью тренингов. Мы также начинаем подготовку к созданию экспериментальной лаборатории игровых технологий. Игровые процедуры и техники могут позволить быстро и эффективно наращивать компетенции, необходимые в моделируемых ситуациях. Особенно важно будет смоделировать ситуацию, связанную с кризисом и дефицитом времени на принятие решений.

— Можно ли сказать, что трудоустройство обладателям ваших дипломов гарантировано?

— Мы никогда никому не обещаем трудоустройства, но все наши выпускники находят работу в силу того, что существует незримый колледж выпускников института. Людей, прошедших обучение у нас, легко узнают работодатели. Кроме того, мы стараемся либо путем стажировок, либо за счет привлечения к преподаванию практических работников, потихоньку знакомить их друг с другом. Конечно, мы отслеживаем судьбу тех, кто закончил у нас обучение, и раз в год собираемся все вместе на теплоходе, гуляем по Москве-реке и успеваем очень о многом поговорить. Некоторые выпускники — и мы это приветствуем — возвращаются к нам преподавать.

— Экономический кризис как-то отразился на вашей работе?

— Могу сказать, что девиз последней нашей встречи с выпускниками был «Кризису — да!». Для самых сильных выпускников кризис — великолепная возможность заявить о себе, доказать, что они способны решать самые сложные и нестандартные задачи. И если прошлогодний всплеск спроса на наши программы можно было воспринимать как некий артефакт, то активное желание людей учиться в 2009 году — это начало определенной закономерности. Ведь профессионализм, компетентность, инновационность мышления и постоянное стремление к развитию, в конечном счете, определяют успешность в мире профессионалов. 

— Не секрет, что в российском обществе по отношению к психологам существует ряд стереотипов. Нужно ли с ними бороться?

— Нужно понимать, что постсоветское общество вышло из технократического государства, где оборудование значило и ценилось значительно выше, чем люди. Сейчас же существует достаточно устойчивая тенденция объяснять все сбои и катастрофы исключительно человеческим фактором. Хотя говорить здесь нужно, на мой взгляд, прежде всего, об уровне ответственности профессионалов, который необходимо как-то оценивать и измерять. И можно сколько угодно называть психологию потусторонней наукой или даже эзотерикой, но это абсолютно практическая дисциплина. Как говорил знаменитый физик Людвиг Больцман: «Нет ничего практичнее, чем хорошая теория». Единственный способ совладания с миром сегодня — это человеческая психика, интеллект и воля.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.