Психология на практике: кризису — да!
О новых учебных курсах Института практической психологии ГУ-ВШЭ, требованиях, предъявляемых к его слушателям, и принципиальных подходах к обучению рассказывает научный руководитель института Тахир Базаров.
— Тахир Юсупович, Институт практической психологии — это структура дополнительного образования. В чем вы видите его миссию?
— Люди сейчас нуждаются в профессиональной ресоциализации. Жизнь вокруг нас меняется настолько динамично, настолько быстро исчерпываются опыт и знания, которые были получены в вузах, настолько трудно почерпнуть необходимые рецептурные и инструментальные вещи из традиционных источников информации, что происходят фантастические вещи. Уже вскоре после окончания вуза молодой человек фактически встает перед необходимостью профессионального преображения.
Нет ничего специализированного, все становится междисциплинарным, и транспрофессионализм — перспектива, которая нас ждет. Самый свежий пример: в этом году Нобелевскую премию по химии получили три биолога. По-моему, это знак для нас всех. И я прекрасно понимаю ребят, которые заканчивают бакалавриат факультета психологии в Вышке и идут в магистратуру изучать менеджмент, информационные технологии или маркетинг. Они чувствуют происходящие изменения и начинают осознавать, что предметная реальность исчерпала себя. Сегодня мы стоим перед необходимостью понимать не узкоспециализированные предметы, а целые объекты.
Институт практической психологии давно столкнулся с этими тенденциями, каждый год в нашей программе появляются новые тематические направления, а это фактически новый взгляд на мир. Например, в прошлом году у нас впервые появилась такая тема, как практическая психодиагностика и психотерапия. Я был потрясен тем, как люди в ходе работы над дипломом проводили потрясающие консультационные проекты — кто-то в области семейной терапии, кто-то в области организационного консультирования. Их выпускные работы были не простым описанием каких-то возможных ситуаций, это была рефлексия реальной жизни, с которой они столкнулись в новом качестве — как консультанты.
— Каковы базовые подходы к образованию в Институте практической психологии?
— Мы исходим из нескольких принципиальных представлений. Во-первых, «учиться» — это возвратный глагол, означающий учить себя. Значит, мы должны создать такие условия, чтобы человек получал удовольствие от обучения. Во-вторых, мы ориентированы на будущее. Нет никакого смысла встречаться в аудиториях, если мы будем учить тому, что нужно только сегодня — мы готовимся к тому, что будет нужно завтра и послезавтра. В-третьих, мы должны не просто пользоваться инструментами, которые показали свою успешность в тех или иных ситуациях, наши слушатели должны обладать фундаментальными знаниями в сфере гуманитарных технологий.
Четвертый важнейший момент — это исследования. Мы очень стараемся, чтобы за дипломными работами наших выпускников — и так оно и получается в 90 процентах случаев — стояли реальные исследования. На практических примерах они должны сформулировать гипотезу, выбрать метод, использовать его, отрефлексировать и критически отнестись к полученным результатам. Я бы вообще сказал, что профессионализм человека можно определить по количеству гипотез, которые он может сформулировать в отношении конкретной проблемы.
Есть еще один момент, на который я хочу обратить внимание. Мы ежегодно выпускаем сборники лучших работ наших слушателей и преподавателей, и издательская деятельность в данном случае не самоцель, это еще одна характеристика профессионализма. Если человек может предъявить публикацию в профессиональном издании, если он может показать, что с его идеями и подходами знакомы коллеги, значит, он профессионал. Если он этого сделать не может, возникает вопрос о степени его квалификации.
— Можете ли вы нарисовать портрет вашего типичного слушателя? И к чему нужно готовиться тем, кто хотят стать слушателями института?
— На начальном этапе мотивация важнее, чем имеющийся профессиональный опыт, то есть при прочих равных условиях человек, который может сказать, чего он ожидает достичь через год и почему для него это так важно, будет иметь преимущество по сравнению с тем, кто идет к нам просто что-нибудь послушать. Разумеется, при этом мы заинтересованы в людях, прошедших хорошую школу в рамках базовой вузовской подготовки, пусть даже это будет техническое образование. Кроме того, нам важен практический аспект, нам бы хотелось иметь дело с людьми, желающими сразу же применять получаемые знания на практике. Приведу такой пример. К нам обратилась девушка, которая вообще нигде не работала, и я предложил ей в двухнедельный срок устроиться на самую низовую должность, каким-нибудь третьим помощником второго ассистента менеджера, но в том направлении деятельности, которое она выбрала. Она так и сделала. Эффект был потрясающим. Когда я через год услышал о тех предложениях, которые ей поступили от ведущих российских компаний, я не мог поверить, что это была та самая девушка, которая пришла к нам, не имея за спиной ничего, кроме желания учиться. Это прекрасный пример того, как много может дать приложение знаний к реальным условиям жизни.
— Какие новые курсы вы предлагаете слушателям в этом учебном году?
— В этом году мы разрабатываем новую для нас тему — коучинг (это психологическая технология развития потенциала людей). Коучинг как философия нацелен на развитие уникальности, неповторимости человека. И я уверен, в дипломных работах в следующем июне наши слушатели представят реальные коуч-сессии — проведенные, что самое интересное, в условиях кризиса, когда уровень неопределенности, с которым сталкиваются организации, менеджеры и бизнесмены, очень высок. Другая горячая тема сегодня — это лидерство, мы будем эту тему прорабатывать как с помощью исследований, так и с помощью тренингов. Мы также начинаем подготовку к созданию экспериментальной лаборатории игровых технологий. Игровые процедуры и техники могут позволить быстро и эффективно наращивать компетенции, необходимые в моделируемых ситуациях. Особенно важно будет смоделировать ситуацию, связанную с кризисом и дефицитом времени на принятие решений.
— Можно ли сказать, что трудоустройство обладателям ваших дипломов гарантировано?
— Мы никогда никому не обещаем трудоустройства, но все наши выпускники находят работу в силу того, что существует незримый колледж выпускников института. Людей, прошедших обучение у нас, легко узнают работодатели. Кроме того, мы стараемся либо путем стажировок, либо за счет привлечения к преподаванию практических работников, потихоньку знакомить их друг с другом. Конечно, мы отслеживаем судьбу тех, кто закончил у нас обучение, и раз в год собираемся все вместе на теплоходе, гуляем по Москве-реке и успеваем очень о многом поговорить. Некоторые выпускники — и мы это приветствуем — возвращаются к нам преподавать.
— Экономический кризис как-то отразился на вашей работе?
— Могу сказать, что девиз последней нашей встречи с выпускниками был «Кризису — да!». Для самых сильных выпускников кризис — великолепная возможность заявить о себе, доказать, что они способны решать самые сложные и нестандартные задачи. И если прошлогодний всплеск спроса на наши программы можно было воспринимать как некий артефакт, то активное желание людей учиться в 2009 году — это начало определенной закономерности. Ведь профессионализм, компетентность, инновационность мышления и постоянное стремление к развитию, в конечном счете, определяют успешность в мире профессионалов.
— Не секрет, что в российском обществе по отношению к психологам существует ряд стереотипов. Нужно ли с ними бороться?
— Нужно понимать, что постсоветское общество вышло из технократического государства, где оборудование значило и ценилось значительно выше, чем люди. Сейчас же существует достаточно устойчивая тенденция объяснять все сбои и катастрофы исключительно человеческим фактором. Хотя говорить здесь нужно, на мой взгляд, прежде всего, об уровне ответственности профессионалов, который необходимо как-то оценивать и измерять. И можно сколько угодно называть психологию потусторонней наукой или даже эзотерикой, но это абсолютно практическая дисциплина. Как говорил знаменитый физик Людвиг Больцман: «Нет ничего практичнее, чем хорошая теория». Единственный способ совладания с миром сегодня — это человеческая психика, интеллект и воля.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
- ВКонтакте
- Telegram
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовала Международная партнерская неделя
20 мая
Чему и как учить сегодня в высшей школе (экономики)?
29 мая
Ученые Вышки избраны в члены Российской академии наук
30 мая
«Сейчас вся экономика перестраивается, опираясь на данные»
22 мая
Представители университетов шести стран договорились создать международную исследовательскую сеть
23 мая
Вам также может быть интересно:
«Департамент психологии ВШЭ — лидер этого направления образования в России»
22 ноября департамент психологии факультета социальных наук (ФСН) ВШЭ отметил профессиональный праздник всех причастных к психологии. В этом году в Вышке он был приурочен к 85-летнему юбилею профессора Владимира Шадрикова — выдающегося отечественного психолога, основателя факультета психологии ВШЭ (который позже в качестве департамента вошел в состав ФСН), научного руководителя Научно-учебной лаборатории психологии способностей департамента психологии факультета социальных наук Вышки.
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
Психологи научились измерять мечты россиян
Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».
Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы
Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.
В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии
В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.
Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»
Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.
Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога
22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.
Женатые мужчины реже страдают от выгорания
Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».
Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ
15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля
Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.