• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бедность в теории и на практике, или как провел первый учебный месяц студент Вышки?

Поступив на магистерскую программу социологического факультета Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ, Евгений Кочкин провел первый месяц занятий не в аудитории на улице Союза Печатников в Санкт-Петербурге, а на летней школе и конференции по изучению бедности в Индии.

Хотя он был послан в Дели в официальную командировку от научно-учебной лаборатории социологии образования и науки (НУЛ СОН), теперь ему придется отрабатывать пропущенный месяц, но он об этом нисколько не жалеет.

— Женя, скажи, трудно было попасть на эту летнюю школу?

— Да (смеется), меня туда едва взяли. Все эти мероприятия проводит международная ассоциация Human Development and Capability Association, а также несколько других организаций, работающих в русле идей нобелевского лауреата Амартии Сена и его известной capability theory. Чтобы попасть туда, нужно было пройти строгую процедуру отбора: представить описание исследовательского проекта, а также продемонстрировать высокие знания в области статистики. В итоге прошли отбор самые разные участники — как студенты, , так и люди с ученой степенью, кто-то из них работал в научных проектах, кто-то — в крупных общественных организациях, таких как UNDP (Программа развития ООН). Когда я подавал свою заявку в середине учебного года, я еще был студентом и не имел даже бакалаврского диплома, поэтому мне отказали, а потом все-таки взяли. Я сумел доказать, что смогу с пользой участвовать в школе. Было важно, что я успел принять участие в исследовательских проектах в России. К примеру, последние три года — в социологических проектах по темам бедности, неравенства и образования в России (руководители — Д. А. Александров, Н. Ю. Данилова, С. С. Савельева).

— Так что, значит, наши бакалавры не хуже магистров и аспирантов из других стран?

— Конечно, у нас в Вышке те, кто хотят, могут участвовать в подобных международных мероприятиях на равных.

На школе был представлен экономический подход к бедности и социальным проблемам, шли занятия по статистическим методам, применяемым в этой области. Лекции читали замечательные исследователи.

Больше всего мне запомнилась Сабина Алкер, выдающийся теоретик, за последние два года она опубликовала несколько монографий, которые имели большой успех и очень активно обсуждались на школе и конференции. Ее лекции по теории capability, измерению неравенства и бедности были невероятно интересны. Она очень неординарный человек, много времени провела в Индии, хорошо знает хинди, даже на лекции приходила в традиционной индийской одежде. Каждый специалист читал лекции о том, что является научным делом его жизни. Например, по способам измерения хронической бедности вела занятия Мария Сантос, написавшая диссертацию о феномене хронической бедности в Аргентине.

Мы работали в школе очень плотно, были заняты почти все сутки: завтрак — в семь, а уже в девять начинались занятия. При этом весь день до пяти вечера шли лекции, семинары, работы в группах. И после этого работа не заканчивалась, потому что участники получали домашнее задание, которое нужно было выполнить к следующему дню. И вот мы все собирались в группы, садились с ноутбуками в кружок и начинали вместе разбираться. Нередко и этого времени не хватало, на выполнение задания или подготовку презентации могла уйти вся ночь. Каждый слушатель должен был представить свой проект, и среди презентаций были как многолетние исследования, с большой эмпирической базой (часто они заканчивались активной дискуссией), так и проекты на начальной стадии, после которых обсуждения сводились к советам, как применить тот или иной подход, собрать практическую базу. Несмотря на всю насыщенность графика, на то, что иногда приходилось ложиться в три и вставать в шесть, организаторы и участники были переполнены энтузиазмом, ничего подобного я не видел ни на одной из предыдущих школ.

— А было важно, что школа проходила в Индии? Это как-то повлияло на твое представление о бедности?

— Было очень важно, что мы все приехали из разных стран, со своими представлениями о бедности. Общаясь друг с другом, рассказывали о своих методах и подходах. И, безусловно, было очень важно, что это происходило в Индии, где исследователи, писавшие работы по европейским или развивающимся странам, могли выйти на улицу и увидеть, что такое "крайняя бедность".

Я на третьем курсе делал работу по бездомным в Санкт-Петербурге. Приехав в Дели, увидел совершенно иной масштаб бедности, где бездомных не несколько тысяч, а сотни тысяч. Когда люди поколениями живут на улицах, создают семьи, рожают и воспитывают детей… Для меня и некоторых ребят из Европы это было шоком. Вообще же, в Индии более 60 каст, свыше ста языков, семь официальных религий, при этом социальные различия и дистанции между группами ужасающе велики.

— Расскажи, пожалуйста, подробнее о конференции.

— Всем участникам школы было рекомендовано остаться в качестве слушателей на ежегодной конференции "Human Development and Capability Association", которая была посвящена обсуждению вопросов о взаимосвязи между такими понятиями как равенство, интеграция и развитие человеческого потенциала.

Для меня это был первый опыт участия в международной конференции. Хорошо помню свои ощущения, когда вошел в зал на открытие конференции, где сидело более 300 ученых из 25 стран, — я был, мягко говоря, немного растерян… Кстати, среди всех этих ученых из США, Австралии, Канады, стран Европы, Азии, Латинской Америки, Африки я там был единственным исследователем из России.

В течение четырех дней конференции, кроме пленарных заседаний, шли 4—6 параллельных пленарных сессии. Обсуждали применение теории capability и human development в исследованиях, посвященных здравоохранению, образованию, политическим процессам, правам человека. Выбрать сессии было довольно трудно. Но в итоге я посетил основные сессии по тематикам, связанным с работой нашей лаборатории: неравенство в образовании, бедность и воспитание детей, доступность образования и т.д.

На конференции также создавались тематические группы, которые будут продолжать общаться по переписке. Я вступил в группу по исследованию образования.

— Какие доклады тебе запомнились?

— Ну, конечно, особое впечатление осталось от выступления премьер-министра Индии. Она рассказала о бедности, неравенстве, проблемах доступности образования, существующих в Индии, на примере Дели, а также о взаимодействии правительства Индии с ПРООН, которая представила отчет по человеческому развитию в стране.

Среди научных докладов запомнилось выступление Садии Малек из Пакистана о влиянии разных факторов на показатели здоровья населения. Этот доклад вызвал очень живую дискуссию. В частности, было указано, что исследование не рассматривает различий сельского и городского населения в каждой из стран.

— Чем оказалась полезна для тебя эта школа и конференция? Будешь ли ты применять полученные знания в дальнейшем?

— Конечно! Во-первых, теперь моя работа в России "встроена" в очень широкую международную исследовательскую перспективу.

А во-вторых, я планирую применить эти знания практически, когда буду писать магистерскую работу, посвященную проблемам неравенства в российском школьном образовании.

Вопросы задавала Ксения Тенишева, студентка СПбФ ГУ-ВШЭ
Материал подготовлен Управлением по развитию карьеры и взаимодействию с выпускниками ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Создать прочные связи»: Вышка расширяет горизонты образовательного сотрудничества с Индией

Представители Института образования ВШЭ посетили ведущие индийские вузы — Делийский университет, Университет Джавахарлала Неру, Глобальный университет О.П. Джиндала, а также несколько научных центров. Сотрудники Высшей школы экономики провели гостевые лекции, посвященные системе образования в России, ее особенностям и возможностям для иностранных студентов. Визит был нацелен на укрепление академического сотрудничества между странами.

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.