• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Идеология эпохи медиаглобализации

 Видеозапись

6 марта цикл публичных лекций ВШЭ в рамках проекта «Университет, открытый городу», продолжил в экспозиции «Мой дом — Россия» профессор факультета медиакоммуникаций ВШЭ Иосиф Дзялошинский, выступивший с лекцией «Медиаглобализация и культурный суверенитет».

По словам Иосифа Дзялошинского, культура — это система смыслов, ценностей и представлений, определяющих поведение людей. Это тот «набор кодов», по которому мы определяем свою принадлежность к тому или иному народу, общественной группе. Можно выделить три «слоя» культуры: глобальный, региональный, местный (групповой). В настоящее время между этими «слоями» возникают напряженные, а иногда и враждебные отношения.

Глобализация же — это неотвратимый процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. В результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями мир становится более взаимосвязанным. Люди оказываются встроенными во все более всеохватную и быстродействующую коммуникационную сеть, располагая все меньшей возможностью лично влиять на объем циркулирующей в ней информации или темп быстродействия, не говоря уже о том, чтобы их контролировать. Скорее наоборот: наша жизнь все существеннее определяется глобальной коммуникацией.

В мире формируется глобальный медиапорядок, в пространство которого включено относительно небольшое число влиятельных субъектов. С точки зрения нового глобального медиапорядка национальные границы, рассматриваемые в плоскости организации и функционирования национальных каналов массовой коммуникации, выглядят, по существу, рудиментом прошлого.

Наша жизнь все существеннее определяется глобальной коммуникацией.

Глобализация не только интенсивно меняет экономический и политический ландшафт планеты, но и, безусловно, воздействует на картину межкультурных связей, унифицируя мировую культуру. С одной стороны, в культурной глобализации невозможно избежать стремительно нарастающего интегративного фактора, но с другой стороны, понятно, что необходимо сохранить определяющее «лицо» нации и, стало быть, культурное многообразие.

В этой ситуации у некоторых политических лидеров возникает соблазн использовать различные пропагандистские приемы, с помощью которых можно создать и запустить в массовое сознание некие концепты, которые призваны создавать искусственные общности людей. Однако вряд ли такой подход будет эффективным в долгосрочной перспективе.

По мнению Иосифа Дзялошинского, надо думать не о реставрации схем управления личностью, сложившихся в доглобальную эпоху, не о формулировании сплачивающих общество идеологем, а о создании условий для становления грамотной, способной к рефлексии личности, которая будет готова осознанно принимать на себя обязательства существования в рамках государственной структуры.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Глобализация не решила проблемы неравенства

Вопреки теории, глобализация лишь увеличила неравенство в развивающихся странах. Чтобы его преодолеть, необходимо дать людям больше возможностей для получения новых навыков. Об этом в своем докладе в Высшей школе экономики рассказал лауреат Нобелевской премии, профессор Гарварда, главный научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений факультета экономических наук и почетный профессор ВШЭ Эрик Маскин.

Диалекты хантов различаются больше, чем славянские языки

Исследовательница из НИУ ВШЭ и Института системного программирования РАН Идалия Федотова посчитала основные лексические различия в диалектах хантов. Оказалось, что сегодня этот малочисленный народ говорит не на двух, как считалось ранее, а на трех отдельных языках. Результаты опубликованы в журнале «Урало-алтайские исследования».

Изображая инопланетянина: как западная и восточная культура влияют на творчество и его оценку

Понятие «креативность» не имеет однозначного определения. Концепция креативности в разных культурах варьируется, что накладывает отпечаток и на оценку результата творческой деятельности. Этот факт подтвердило исследование сотрудников Лаборатории креативности и мультилингвизма НИУ ВШЭ на примере оценки творческих заданий студентами из России и Объединенных Арабских Эмиратов. Исследование было проведено в рамках гранта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». 

«Развитие востоковедения и регионоведения – огромная задача на ближайшее десятилетие»

Ученые и дипломаты из 35 стран и восьми университетов из регионов России собрались в Вышке, чтобы обсудить как протекает глобализация в Азии – и чем эти процессы отличаются от происходящих в Европе.

Русский балет и танцовщики Гитлера. Список литературы: 13 книг по истории и пониманию танца

Ирина Сироткина, научный сотрудник Института истории естествознания и техники С. И. Вавилова РАН, автор курса «Танец и двигательная культура в истории и современности» в ВШЭ специально для IQ.HSE выбрала 13 книг о танце.

Список литературы: исследования русской формальной школы

В новом выпуске рубрики «Список литературы» профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ Ян Левченко рассказывает о лучших исследованиях русской формальной школы.

Сотрясаемъ варьете

Как экспериментировали с искусством и жизнью люди Серебряного века.

Неудобная дата

Как трансформируется память об Октябрьской революции.

Музей стахановцев

Что думают о своей работе сотрудники креативных кластеров.

Право голоса: как говорить, чтобы быть услышанным

Голос — важнейший инструмент коммуникации, по нему мы делаем выводы о другом человеке в первые несколько секунд общения с ним. Что могут сказать о собеседнике его тембр и интонация, рассказала доцент кафедры управления человеческими ресурсами факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ, педагог театра Et Cetera Валерия Устинова на лекции в Музее «Садовое кольцо» в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы».