Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке показали Мандельштама

В рамках цикла мероприятий «Мандельштамовские дни в ВШЭ», которые будут идти в университете в течение всего следующего года, в Вышке показали документальный фильм Ромы Либерова* «Сохрани мою речь навсегда». Он посвящен Осипу Мандельштаму и приурочен к 125-летию поэта. Показ был организован Школой филологии НИУ ВШЭ и открывшимся при ней в этом году Мандельштамовским центром. После просмотра режиссер рассказал, почему Мандельштам был показан в виде куклы, как выбирались места для съемок и почему кино нужно смотреть только в кинотеатре.

Фильм Ромы Либерова*, по выражению самого режиссера, «сочинение для кинотеатра со зрителем». В картине, повествующей о трагической жизни величайшего поэта двадцатого века, сплелись анимация, дизайн, компьютерная графика, художественные инсталляции, кукольные сцены и неигровые съемки от Венеции до Владивостока. Сам поэт оживает в картине в образе куклы-марионетки и становится полноправным героем мультипликационных фрагментов. «Я не филолог, и единственное, что дает мне право что-либо говорить о Мандельштаме, — это большая любовь к нему. Я считаю, что любой поэт или писатель измеряется тем, в какие отношения с языком он смог вступить в своем творчестве. На мой взгляд, Мандельштам заставил русский язык звучать совершенно по-особенному. Для меня его стихи как будто существовали всегда, здесь и сейчас, они словно вырезаны камнем», — поделился Роман Либеров*.

После просмотра картины зрители задали вопросы режиссеру. Публикуем наиболее интересные из них.

— По какому принципу вы выбирали города (страны) для пейзажных съемок?

— Анна Ахматова говорила так: «Мне дано понимать Петербург, Пастернаку дано понимать Москву, а Мандельштаму дано понимать и то, и другое», поэтому без съемок Москвы и Петербурга делать фильм о Мандельштаме было бы невозможно. Это два очень важных города для поэта. Вообще пейзажная съемка в картине подразделяется на несколько подсъемок (подглавок). Во-первых, есть Армения — отдельная глава, в которую не вмешивается, если вы обратили внимание, компьютерная графика, почти нет никакой мультипликации. Здесь все очищено. «И двести дней провел в стране субботней, которую Арменией зовут», — писал Мандельштам. Вероятнее всего — эти дни были самыми счастливыми в жизни поэта, а может быть, это были двести дней подряд, единственно счастливых в его жизни. Поэтому здесь важно было показать «мужицкие бычачьи церкви», простор и горы Армении, безоблачное счастье.

Если говорить о съемках во Флоренции, Греции, Венеции, Риме и так далее, то ведь Мандельштам был акмеистом, а акмеизм, как известно, это тоска по мировой культуре. Но ведь для того чтобы об этой культуре затосковать, ее нужно было сначала накопить. И Мандельштам до 1917 года копил в себе эту культуру. А теперь представьте, как взрослого двадцатишестилетнего поэта все обстоятельства, строительство новой жизни, политическая ситуация в стране принуждали быть другим, принуждали забыть обо всем, что было ему дорого. Потому что в одночасье оказалось, что все это не нужно для строительства новой жизни. С этим связана топография европейских съемок, кадры мировых шедевров. Ведь культура, в общем своем значении, не имеет национальности, она наднациональна.

Кроме того, картина задумывалась таким образом, что в ней нет ни одного кадра, который бы не был так или иначе отображен в самом корпусе текста Мандельштама. Там нет ни одного кадра для «самовыражения» режиссера. Это слово, которое я ненавижу больше всего.

— Вы снимали картину для поклонников творчества Мандельштама, или для тех, кто еще, возможно, плохо знает поэзию великого поэта?

— Работа, которая делается, кем бы она ни делалась, столяр ли вы, плотник или каменщик, делается только для себя. Я не знаю, кто мой зритель и я ни к кому не обращался, кроме себя. Когда Стравинского спросили, для кого он пишет музыку, он ответил — для себя и своего гипотетического альтер эго. Я не знаю вас лично, как я могу для вас что-то сочинить? Мне кажется, зритель может все знать о Мандельштаме, а может не знать ничего — это совершенно не важно. Все зависит от более сложных механизмов, которые активировать очень тяжело и это очень редко происходит с людьми, особенно со зрителями кино, поскольку кино себя сильно скомпрометировало за последние годы. Каждый из нас является носителем системы оценок (вкуса), которую довольно сложно в себе отменить. Это раз. А второй момент — человек всегда «прикрыт», не важно чем, снобизмом, интеллектом, усталостью, равнодушием и так далее. Но когда каждый из нас отбрасывает эту систему оценок и свои «доспехи», он превращается в желанного для любого режиссера зрителя, конечно, я надеюсь на такой эффект. Но ведь при таком осмыслении картины совершенно не важно, знаете вы что-то или нет, поскольку, если вы знаете, для вас возникает некоторый объем глубины или подтекстов. А если вы ничего не знаете — это превращается в некоторую историю саму по себе. О неприкрытом зрителе можно только мечтать.

— Почему вы решили сделать кукол главными героями картины?

— Многие годы я работаю над развитием киноязыка, так, как мне это видится. Фильм о Мандельштаме — моя шестая работа, и мой язык как режиссера с годами претерпел некоторое развитие. Мультипликация была во всех моих картинах, потому что это мое любимое, а точнее, возлюбленное мной выразительное средство. Однако помимо этого я стараюсь находить дополнительные средства выражения. О кукольном театре я мечтал давно, но Иосифа Бродского, к примеру, выражать куклой, на мой взгляд, было бы неверно. Просто из-за природы этого поэта. Но вот случился Мандельштам, который, на мой субъективный взгляд, сам по себе марионетка, по своим движениям, по тому, как с ним обошлась эпоха, по своей подвижности, поэтичности. В случае с Мандельштамом мне казалось, что кукла — естественное выразительное средство.

— Как вы выбирали голоса для озвучивания фильма?

— Мандельштама озвучивал Виктор Сухоруков и для меня непостижимо, мог ли быть вместо него кто-нибудь еще. На мой взгляд, умение читать стихи для артиста навык почти исключительный. Я не знаю артистов, которые сами могут хорошо читать стихи. Поэтому у каждого артиста, с которым приходится работать, возникает масса негодования. Виктор Иванович чрезвычайно импульсивен. В процессе репетиции, мне кажется, он был готов разорвать меня, но в какой-то момент что-то произошло, и когда он впервые сам себя послушал со стороны, то просто заплакал. Он не понял, что это он. Заставить артиста абстрагироваться и отпустить поэзию туда, где ей нужно быть — задача колоссальная. Но я часто звоню Сухорукову просто напомнить о том, что иногда я просыпаюсь ночью с ужасом от осознания того, что он мог не согласиться на этот проект.

— Почему вы являетесь большим противником просмотра кино не в кинотеатрах?

— Вы же не станете на Площади трех вокзалов слушать Люка Дебарга, который сейчас играет в Доме музыки. У нас на всех афишах было написано «сочинение для кинотеатра со зрителем», я лишний раз пытался акцентировать на этом внимание. Я очень люблю кино, поэтому им занимаюсь. Кино предназначено для просмотра в кинотеатрах, когда есть пространство, хороший звук (от 6 до 13 каналов), у себя дома или еще в каком-либо помещении нет возможности обеспечить такой звук. Звукорежиссер целый месяц раскладывает звук по каналам для того, чтобы зрителя в кинотеатре этот звук окружал, обволакивал, чтобы звук имел объем, низкие и высокие частоты и так далее. Это просто элементарные требования к кино. Не говоря уже о том, что кино нужно смотреть без прерываний на рекламу каждые двадцать минут, чтобы не нарушить хрупкую ткань кинокартины, которую и так-то тяжело в себя впитать.

* Роман Либеров включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Военная подготовка необходима всегда»

В конце марта начнется конкурсный отбор первокурсников НИУ ВШЭ в Военный учебный центр

5 марта

«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ

Заседание Ученого совета НИУ ВШЭ 26 февраля было посвящено науке. Участники заседания обсудили результаты научной деятельности университета, работу аспирантуры и диссертационных советов через призму приоритетов научно-технологической политики страны. Кроме того, состоялся конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

3 марта

«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества

19 февраля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся студенческий фестиваль, посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы. В течение дня проводился показ фильмов III Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству», в холлах работали тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и героям СВО, а также площадки патриотических студенческих организаций. Вечером состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

21 февраля

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

10 февраля

«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024

10 февраля в НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) 2024 года. На конкурс было подано 1916 работ, победителями и лауреатами стали 320 человек, и награждение было проведено на четырех секциях: социальных наук, экономико-менеджериальных наук, точных наук, гуманитарных наук и креативных индустрий.

12 февраля

Вам также может быть интересно:

«Что делается для всех, искренне — это и есть настоящее искусство»

25 апреля на Киностудии им. Горького состоялась презентация первых выпускников-магистрантов программы «Кинопроизводство» Института кино НИУ ВШЭ. Формат speed dating, предложенный академическим руководителем программы Полиной Ильиной, позволил каждому студенту выступить перед значимыми деятелями кино, чтобы рассказать о своих сценарных идеях, которые лягут в основу грядущих проектов.

Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК

Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.