• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Человек думающий: вышкинская ступень развития

В Санкт-Петербургском филиале ГУ-ВШЭ состоялся просветительский семинар "Я Думаю!". Цель проекта — развенчание мифов о важнейших процессах и реалиях нашей жизни, царящих в головах сегодняшних молодых людей, студентов высших учебных заведений из разных регионов России.

Итак,
Они думают…
Вы думаете?
Мы думаем!

Он, она думает…
Ты думаешь?
Я думаю!

Интересно, а о чем сейчас подумали вы?

Неужели просто удивились тому, почему вдруг мы решили поупражняться в родной речи, чего ради эта тренировка в спряжении, да к тому же в обратном порядке?

Но это жонглирование местоимениями отнюдь не ради красного словца. А знаки здесь отнюдь не для препинания.

Окончания, иначе говоря, форма "шариков для жонглирования" значения не имеет. Важно, что внутри. А вот внутри у них сразу два ядра, два, так сказать, "корня" у слова, которые можно распознать, причем, не будучи филологом и не влезая в отечественные грамматические дебри, — "дума" и "ум".

Ну а раз так, то выходит, речь пойдет не о первой группе спряжения, а о единственной пока в своем роде группе homos dumas (человек думающий), которая правильно делает, что однажды собралась и с тех пор собирается регулярно. Большей частью в Звенигороде, в том самом прекрасном русском городе, где издревле звенят не только колокола, но и голоса мыслящих и даже порой инакомыслящих. Но иногда собрания думающих проходят и в других городах, объединяет которые лишь один небольшой "нюанс" — наличие филиала ГУ-ВШЭ строго обязательно!

Ну а, собственно, где еще, как не в Вышке, даже самый отъявленный демократ и самый закоренелый либерал могут найти себе единомышленников по духу и думе?

Ведь именно Вышка — это трамплин. Это возможность не только слушать, но и быть услышанным. Возможность говорить и высказываться. И это очень ценно. На самом деле — ценно необыкновенно.

Вышка — это возможность самовыражения и самореализации. Возможность поиска и доступа к информации. Возможность свободы слова.

Вышка — это свобода. Свобода говорить, спорить. Свобода думать. Здесь, у нас, в Вышке, слово никак не ограничено в положенных ему и так нарочито декларируемых, но столь уязвимых свободах.

И, быть может, такая — не внешняя, а внутренняя — свобода в наше как всегда хрупкое время возможна только в Университете. В истинном Университете — генераторе идей и людей.

Университет — источник свободы. Со стороны иногда может показаться, что у студентов совершенно нет свободного времени. А вот и нет. Студенты, быть может, единственный слой нашего слоеного, как пирог, общества, который живет в по-настоящему свободном времени. И именно этот "слой" не боится быть ни съеденным, ни укушенным, ни даже элементарно надкушенным. А раз так, то смешно и покушаться на его свободы.

Это, конечно, мое личное и совершенно субъективнейшее мнение. Вот я думаю так. А кто-то совершенно иначе. А почему бы, собственно, и нет? Если я в Вышке, значит, я — думаю! Значит, могу мнение свое выражать. А прислушиваться ли к нему, как к любому другому, такому же субъективному мнению, уже дело ваше. Это уж как вам вздумается.

Но вот интересно, о чем же думают сами устроители (инициаторы и организаторы) семинаров "Я думаю!"?

Почему им не думается по одиночке, а так хочется подумать вместе? Вместе со своими коллегами и со своими учениками? Почему так ценится сегодня само умение думать? В чем здесь пощечина общественному вкусу? Вызов общественному мнению?

"Я — думаю!" — что это? Протест? Провокация?

Ответ можно найти на сайте "Либеральной миссии", где само название фонда и есть, по сути, его Миссия, причем подлинно Либеральная:

"В сегодняшней России доступ к современной информации по экономическим, правовым, социальным вопросам для молодежи (и особенно в регионах) по-прежнему ограничен. На телевидении и в печатных СМИ резко сократилось количество серьезного обсуждения развития демократических институтов, либеральной экономики и других актуальных для России тем.

Все чаще и чаще вместо объективного освещения реальности нам навязываются мифы о важнейших процессах и реалиях нашей жизни, особенно эта тенденция заметна при общении с сегодняшней молодежью. В связи с этим актуальность современного гражданского просвещения молодежи, пробуждения у нее стремления узнавать альтернативное мнение, сравнивать и анализировать полученную информацию, всё более возрастает.

Цель проекта — развенчание мифов о важнейших процессах и реалиях нашей жизни, царящих в головах сегодняшних молодых людей, студентов высших учебных заведений из разных регионов России".

Подробнее о задачах, с помощью которых достигается эта цель, см. на сайте "Либеральной миссии"

Метод (инструмент) решения этих задач и есть семинар "Я — думаю!".

Александр Ходачек
Александр Ходачек
"Я думаю… что семинар очень хороший. Очень правильное это дело", — говорит Александр Ходачек, директор Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ, где 27 сентября нынешнего года состоялся первый семинар из этого цикла.

Семинар в Санкт-Петербурге был организован Фондом "Либеральная Миссия" совместно с питерским филиалом Высшей школы экономики и Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром "СТРАТЕГИЯ".

Имена докладчиков вписываются в изящную схему, вот только не в привычном порядке "от А до Я", а вновь грациозно разрушая стереотипы "от Я до А" и снова Я. Таким образом получается, Евгений Ясин открыл семинар докладом "От командной к инновационной экономике". Александр Аузан, президент Института национального проекта "Общественный договор", профессор экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова посвятил свое выступление теме "Национальные ценности и российская государственность". С докладом "Какую роль играет в жизни каждого его личная мотивация?" выступила вице-президент фонда "Либеральная Миссия" и руководитель Клуба региональной журналистики Ирина Ясина.

"Все выступления были выслушаны с большим интересом, — продолжает делиться впечатлениями Александр Михайлович, — но, конечно, самую хорошую аудиторию собрал круглый стол "Будущее России: роль культуры", вел который Сергей Васильев, научный руководитель Питерского филиала ГУ-ВШЭ, первый зам. председателя Внешэкономбанка, а также научный руководитель Леонтьевского центра. Должен заметить, что все это дело было в субботу, когда занятий у наших студентов нет. Но нельзя не отметить, что все равно многие из них пришли. Явилась даже группа студентов третьего курса после занятий на военной кафедре. Человек десять в военной форме сидели, и очень они, конечно, привлекали внимание. Вопросов задавали много. Что, впрочем, не удивительно, ведь там обсуждались такие темы! К примеру, "в каком обществе мы собираемся жить и какое — совместно строить?" Ну разве могут наши студенты не принять участие в подобном обсуждении? Не оставил их равнодушным и вопрос, а что собственно первично: экономика или культура? Очевидно, что без культуры нет экономики. Верно и обратное утверждение. Студенты наши оказались не просто активными слушателями. Никто не ожидал от них, столь еще, в сущности, молодых людей, развернутых выступлений и глубоких высказываний. Все они оказались действительно думающими и не боящимися высказывать свое мнение — даже в глаза людям старшего поколения. Поэтому вывод, который я могу сделать, только один: семинар нужен, он востребован, и одного дня для него мало. Надо минимум два дня для обсуждения таких несиюминутных вещей. И Питерский филиал всегда готов в этом помочь!"

Чем хороша Вышка? Еще и тем, что мнение заместителя директора может официально не совпадать с мнением самого директора! И в этом тоже есть безусловная свобода. Но вот в данном случае мнения руководителей Питерской Вышки совпадают.

Даниил Александров
Даниил Александров
Заместитель директора Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Даниил Александров рассказывает: "К сожалению, сам Ясин с докладами выступает не часто, а уж в нашем филиале бывает и того реже. Но интеллектуальное пространство, которое он создает вокруг себя, — нечто уникальное. Подобные дискуссии — это ведь замечательная традиция фонда "Либеральная миссия".

На сей раз речь шла в основном о том, что необходимо как-то изменить нашу культуру, чтобы она стала инновационной. Конечно, я лично придерживаюсь той точки зрения, что экономисты начинают говорить про культуру, когда им больше нечего сказать. Но… что здесь, собственно, плохого? Это же все равно интересно!

Хотя вот студенты, которые там были, высказывались несколько нелицеприятно, даже некорректно, что ли. Один встал да сказал: "Вот вы здесь все пожилые уже, вы все люди из прошлого, которые говорят о настоящем и будущем". Конечно, наше прошлое сильно ограничивает представления о будущем. Но вот либералы, насколько я понимаю, пеняют нынешним "взрослым" на то, что те не рассказывают своим детям об ужасах советской власти. А молодежь склонна буквально воспринимать все, что показывают по ТВ. А что там показывают, вы и без меня знаете и понимаете. Так что, наверное, получается, что спорить о том, как мы детям будем читать лекции по истории, — дело бесперспективное.

Однако я думаю, что когда экономисты, историки-культурологи, социологи, литераторы собираются вместе и о чем-то думают, — это уже хорошо. И я лично с удовольствием принимаю участие в подобных сборищах".

Конечно, "Я — думаю!" — это всегда позиция. Иногда, это даже может быть оппозиция.

Интересно, а что думает по этому поводу главный "вольнодумец" отечественной экономики? Он же — научный руководитель Высшей школы экономики. Он же — Евгений Ясин — говорит:

"Проект мы начали полтора года назад, весной 2007 года. Так что можно сказать, "Я — думаю!" — один из самых молодых наших проектов. Но уже с характером! Начало ему положили, кстати, студенты Вышки; было здесь у нас такое одноименное движение активистов. Но потом оно как-то рассеялось, активисты куда-то разошлись, а мы название "подобрали". Такое название проекта кажется нам удачным и емким.

А главное предназначение проекта — помочь ученым работать в провинциальных вузах. Ведь в Москве и жить, и работать гораздо проще. Здесь есть много разных площадок. В провинции нет, конечно, таких возможностей. А люди талантливые и думающие у них есть! Вот мы и решили помочь в создании подобных региональных площадок, региональных центров притяжения.

Таким образом, уже второй год мы, примерно тридцать энтузиастов, собираемся за городом в Звенигороде, и в течение двух дней спорим. Всё ищем формы, которые привлекли бы больше молодежи. И тренинги там проводим разные. А завершаем наши заседания традиционно — дискуссионным клубом.

Для участия приглашаем по географическому признаку — всех тех, кто западнее Урала. Хотя было исключение для мыслителей из Иркутска.

Руководитель и лидер этого проекта — вице-президент Фонда "Либеральная миссия" Ирина Ясина.

Первой попыткой создания именно регионального центра единомышленников стал наш филиал в Нижнем Новгороде. 31 мая этого года мы попытались расшевелить местных интеллектуалов, ученых. Не знаю уж, насколько удалось их расшевелить, но определенные отклики есть, да и студентов мы собрали довольно много.

Разговор тогда шел о книге, о культуре чтения. Участие в нем принимали Александр Архангельский, профессор кафедры информационной политики и информационных исследований ГУ-ВШЭ, и главный редактор газеты "Книжное обозрение" Александр Гаврилов.

Вторая наша попытка создания регионального интеллектуального центра состоялась совсем недавно. "Либеральная миссия" в сотрудничестве с нашим питерским филиалом и Центром Стратегии, президент которого Александр Сунгуров, кстати еще и заведующий кафедрой прикладной политологии в питерской Вышке.

Мне кажется, что эта попытка удалась. Ведь на нашем семинаре были представители питерской интеллигенции с очень симпатичными лицами из интересных организаций. Там были замечательные люди из Европейского университета и газеты "Дело", это Андрей Заостровцев и Дмитрий Травин.

Были представители из Смольного института свободных искусств и наук Николай Копосов и замечательная Дина Хапаева, которая является автором книги "Готическое общество", в которой она осмысливает болезненные явления среды, когда развивается иррациональное мышление…

Были два Лурье. Первый — Самуил, известный интеллектуал, литературный критик, публицист. Второй — Феликс, историк, журналист, популяризатор, исследователь "тайной полиции".

Мы приглашали молодежь, и она пришла. Причем пришла, как нам сказал директор питерского филиала Александр Ходачек, самостоятельно, без какого бы то ни было принуждения. Молодежь думающая, задающая острые вопросы, умеющая слушать старших.

Хотя, должен сказать откровенно, там и звучали разные "упреки", что вы, мол, — поколение прошлого, что молодежи нужно давать что-то отражающее современную жизнь. И я с этим категорически согласен.

Молодежь — это люди от 16 до 36. И я вообще считаю, что мир всегда принадлежит молодым. Хотя самые умные и самые образованные — это, конечно, люди постарше. Но именно для молодых выдумывается мода и пишутся картины. Но если вы не приближены к молодежи, то некому будет передать эстафету, эстафету ответственности перед обществом. Эстафету чести и чистоты души — это очень важно!

Хотя, справедливости ради я должен заметить, что самые большие оптимисты — это всегда самые старые.

По-моему, сейчас в Санкт-Петербурге было неплохо.

Сам факт, что появилась площадка, где встречаются социологи, экономисты, политологи, — это уже хорошо!

Я думаю и очень, конечно, хотел бы надеяться, что наш проект "Я думаю!" будет развиваться. И в наших филиалах, в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге, а в будущем — и в Перми (куда мы планируем приехать в начале следующего года) возникнут площадки интеллектуальной жизни.

К примеру, для участия в проектах Фонда "Либеральная миссия" в Питере уже дали свое согласие артист Олег Басилашвили, музыкант Юрий Шевчук, директор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский, ожидаются и другие известные деятели культуры.

Мы говорили, говорим и будем говорить о культуре, которая меняет наш мир и которая есть мир. И понимание культуры включает в себя и экономику, и социологию, и политику. В каждой из этих областей есть ценности, которые являются частью культуры.

А знаете, чем человек отличается от обезьяны? В первую очередь тем, что он разделяет какие-то ценности, то есть не поступает как зверь обиженный.

Культура предполагает, что человек думает.

Я думаю, а значит — существую!".

P.S. Ну вот… додумались! Не зря же, в конце концов, говорят, что один ум хорошо, а два — лучше.

Один думающий, безусловно, в поле — не воин. Но вот целый семинар думающих — это уже реальный повод задуматься о том, что с помощью такой силы мысли общество способно измениться к лучшему.

А то, что студент Вышки — человек думающий, доказывать, думаю, никому не надо.

Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка оценила вклад Coca-Cola в развитие России

Coca-Cola инвестировала в экономику России свыше $6 миллиардов. Такие данные приводятся в новом исследовании Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ.

Молодежь (не) любит ЗОЖ. Как молодые люди относятся к своему самочувствию

Студенты больших городов не слишком заботятся о здоровье и мало применяют знания по теме на практике. Таковы данные опроса, проведенного в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Перми.

Постсоветское притяжение. Интеграционные настроения молодежи ближнего зарубежья

Интерес молодого населения постсоветских стран к России снижается, а российская молодежь все чаще не хочет ни с кем интегрироваться, получать образование или работать за рубежом. Настроения 18-24-летних жителей РФ, Армении, Молдовы, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Беларуси исследовали на данных Интеграционного барометра ЕАБР за 2012-2017 годы.

Что делает подростка счастливым

Анкетирование подростков от 14 до 19 лет показало, что определяющими факторами счастья для них остаются полноценная семья и забота близких. К таким выводам пришли исследователи ВШЭ в статье «Личностные ценности как предикторы переживания счастья подростками».

Инфантилизм как норма

Представления о возрастах человека нуждаются в ревизии. Ценность взрослости как периода определенности для многих уже не та, что раньше, поэтому он откладывается. Процессы становления личности тоже идут вразнобой, у взрослых людей остаются признаки инфантилизма. 

Миллениалы

«Советский человек» уходит в прошлое. Двигателем социальных перемен стали люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990–2000-е. Самое молодое взрослое поколение — миллениалы. Они формируют и ускоряют тренды, но «взрослеть» при этом не спешат. О парадоксах молодых и поколенческой разнице в современной России новое исследование профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.

Z-работники

Представители поколения Z только начинают выходить на рынок труда. Работодатель заинтересован в перспективной молодежи, но не всегда знает, чем ее мотивировать и как не отпустить к конкуренту. Исследователи ВШЭ предложили систему стимулирования таких сотрудников с учетом поколенческих особенностей.

Карьеристы и патриоты

Что узнали социологи ВШЭ, работая «под прикрытием» в радикальных молодежных движениях.

Омоложение науки

В России увеличилось число исследователей в возрасте до 30 лет.

Молодежь губит склонность к риску

Смертность молодых россиян в последнее десятилетие последовательно уменьшалась. Снижению этого показателя препятствует рискованное поведение молодежи в возрасте от 15 до 29 лет. В число основных убийц, помимо наркотиков и алкоголя, вошли травмы на дорогах. Молодежь, нередко не видя криминала в опасном вождении автомобиля, лихачит на дорогах, что приводит к трагедиям. Аспирант Института демографии НИУ ВШЭ Елена Николаюк изучила смертность молодых в ее связи с поведением и ценностными установками.