ВШЭ берет шефство над образовательным комплексом «Покровский квартал»
28 мая ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов был избран председателем управляющего совета школы № 2095 «Покровский квартал», в развитии которой университет будет участвовать.
Школа № 2095 «Покровский квартал» была создана в мае этого года путем объединения семи школ, шести детских садов и одного учебно-производственного комбината. Все они расположены в центре Москвы в так называемом Покровском квартале — на территории, ограниченной Мясницкой улицей, Садовым кольцом, улицей Воронцово поле и Лубянским проездом. Здесь же расположены 16 корпусов ВШЭ, в том числе здание Института образования в Милютинском переулке.
Цель проекта — не просто создать очередную большую школу, но и использовать в ее развитии ресурсы городской образовательно-культурной среды, в том числе университетов
Проект образовательного комплекса «Покровский квартал» был разработан при участии ВШЭ, и его цель — не просто создать очередную большую школу (в Москве в последние годы это стало обычной практикой), но и использовать в ее развитии ресурсы городской образовательно-культурной среды, в том числе университетов. Научным руководителем комплекса стал ведущий аналитик Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Вячеслав Лозинг, в прошлом директор школы в Кемеровской области, участник движения педагогов-новаторов конца 1980-х — начала 1990-х годов.
Вышка давно и много сотрудничает со школами — есть базовые школы, в прошлом году был открыт свой лицей. Суть этой работы, считает Ярослав Кузьминов, не в том, чтобы подготовить детей к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз, а чтобы дать им возможность примерить к себе разные профессии, в том числе не связанные с традиционными школьными предметами, — например, философию, востоковедение, прикладную математику, дизайн. Но поскольку готовиться к поступлению все равно необходимо, лучше это делать в одном месте — в противном случае слишком много времени уходит на поездки к репетиторам или на подготовительные курсы во второй половине дня.
Школа № 2095 как большой образовательный комплекс даст детям и родителям возможность выбирать и образовательные траектории, и учителей, которых будет много, и они смогут учить друг друга
Теперь же Вышка решила принять участие в формировании школьного комплекса и взять над ним шефство. Это не только организация проекта и участие в его реализации, но и работа со старшеклассниками, а по ряду направлений — и с детьми других возрастов, организация работы кружков, секций в зависимости от интересов детей и их родителей, причем не только на базе университета. Школа № 2095 как большой образовательный комплекс даст детям и родителям возможность выбирать и образовательные траектории, и учителей, которых будет много, и они смогут учить друг друга. В маленькой школе есть один-два учителя по каждому предмету, здесь же создается большой педагогический коллектив с реальными возможностями профессионального развития.
Если в прежние времена учитель был по определению авторитетом для всех в обществе (хотя бы уж потому, что зачастую был более начитанным и знающим, чем окружающие), то теперь многие родители образованы не хуже, а то и лучше, чем учителя, и это серьезный вызов системе образования, констатирует Ярослав Кузьминов. Реализовать возможности семей в управлении школой можно через управляющий совет, в которой входят работники школы, родители и старшеклассники.
Председатель управляющего совета выполняет в основном представительские функции — проводит заседания раз в квартал, представляет комплекс «во внешней среде», помогает в создании попечительского совета комплекса. Повседневную работу выполняют его заместители, руководители комитетов и комиссий.
Деятельность управляющего совета не должна дублировать работу администрации, при том что, по мнению Ярослава Кузьминова, на сегодня управляющий совет школы № 2095 имеет слишком много полномочий — как в армии в марте 1917 года, когда солдаты голосовали, идти ли в атаку. Поэтому нужно четко разделить полномочия директора, администрации школы и представительской власти. Понятно, что управляющий совет не должен определять размер стимулирующих надбавок учителям, но вполне может предотвратить скандал, если администрация несправедливо «зажимает» хорошего учителя. Нет смысла в «одобряющей демократии», а провозглашение абсолютных полномочий управляющего совета — прямой путь к тому, что он превратится в «автомат для голосования». Поэтому в ближайших планах работы управляющего совета — четкое определение полномочий его комитетов и комиссий.
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Михаила Дмитриева
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Лозинг Вячеслав Рудольфович
Ведущий аналитик Центра развития лидерства в образовании
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Военная подготовка необходима всегда»
5 марта
«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ
3 марта
«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества
21 февраля
Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании
10 февраля
«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024
12 февраля
Вам также может быть интересно:
«Путешествие в мир исследований и открытий»: в Вышке школьников посвятили в будущие профессионалы
В День науки на площадках Высшей школы экономики состоялось торжественное мероприятие «Посвящение в будущие профессионалы» для обучающихся 10-х классов проектов предпрофессионального образования «Инженерный класс в московской школе», «ИТ-класс в московской школе», «Предпринимательский класс в московской школе» и «Медиакласс в московской школе».
«Миссия Лицея ВШЭ — помочь старшеклассникам войти в академическую среду»
Лицей НИУ ВШЭ стал участником просветительского проекта Национального центра «Россия» «Открытая школа: презентация лучших практик». Команда лицея представила опыт реализации образовательных программ, подходы к организации профильного обучения и рассказала о планах на будущее.
Стартовал прием заявок от школьников и студентов на Всероссийский конкурс проектов с открытым кодом — 2025
Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ) открыло прием заявок на новый сезон Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом. К участию приглашаются школьники и студенты вузов и колледжей, которые разрабатывают собственное программное обеспечение с открытым кодом или участвуют в доработке и развитии уже существующих проектов. Регистрация открыта до 1 марта 2025 года на сайте.
Состоялся финальный этап Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»
Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» — совместный проект НИУ ВШЭ и 15 ведущих вузов России. Интеллектуальное состязание проходит при поддержке Российской академии наук и Министерства науки и высшего образования РФ. Стратегическим партнером выступает VK Education.
«Экологическое мышление становится нормой современного человека»
В конце ноября московские школьники — участники проекта «МосЭкоШкола» представили проекты для экологичной столицы. Старшеклассники продемонстрировали свое видение будущего экологичного мегаполиса и отразили собственный вклад в его создание. Организаторами конкурса выступили Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы и Институт экологии НИУ ВШЭ.
Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior
Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.
Региональные кейс-чемпионаты школьников прошли в 32 субъектах Российской Федерации
В состязаниях приняли участие более 4 тысяч старшеклассников и студентов колледжей и техникумов в составе 1252 команд. Победителями стали 122 команды (67 в кейс-направлении, 55 в бизнес-направлении), призерами — 331 команда, десятки команд отмечены в специальных номинациях партнеров. В пяти регионах — Московской области, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике и Краснодарском крае — кейс-чемпионаты состоялись впервые.
Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня
Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.
Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО
О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.
«Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ»: школьники из Узбекистана в Вышке
Вышку посетили учащиеся академического лицея International House Tashkent при НИУ ТИИИМСХ (Узбекистан) — участники образовательного проекта «Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ». Проект инициирован и реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2022 года в сотрудничестве с факультетами НИУ ВШЭ и зарубежными общеобразовательными учреждениями. В этом году программу подготовили факультеты компьютерных наук, мировой экономики и мировой политики, экономических наук, Школа дизайна, Высшая школа бизнеса и Международный институт экономики и финансов.