• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Надо прекратить высасывание мозгов по маршруту регион – Москва – зарубеж»

«Надо прекратить высасывание мозгов по маршруту регион – Москва – зарубеж»

© Татьяна Мастерова / Пресс-служба АСИ

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на форуме «Сильные идеи для нового времени», заявил, что российские университеты сегодня чувствуют себя равными участниками глобальных академических процессов. Среди других тем эксперты обсудили то, как измерить это благополучие детей.

В панельной дискуссии «Высшая школа: ледниковый период» на форуме «Сильные идеи для нового времени», организованном Агентством стратегических инициатив и фондом Росконгресс, принял участие ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Основная тема сессии – жизнь и развитие университетов в эпоху пандемии: как вузы начали учебный год, как справляются с вызовами COVID-19 и что ждет систему высшей школы в будущем?

© Татьяна Мастерова / Пресс-служба АСИ

Отвечая на вопрос модератора, в каком направлении будет развиваться Вышка, Ярослав Кузьминов сказал: «Не думаю, что у Вышки есть какой-то особый путь в отрыве от других российских университетов. Я согласен с тем, что российские университеты сегодня чувствуют себя равными участниками глобальных академических процессов, и это огромное достижение». Ректор Вышки напомнил, что в 2005 году президент страны поставил задачу добиваться академического лидерства, и по многим формальным показателям успех достигнут. Другое дело, что возникает опасность читтинга, были попытки строить потемкинские деревни, «но я считаю, что эта опасность была увидена и отражена в ходе реализации программ 5-100, сами коллективы вузов справились», и это «показатели нашей жизнеспособности». При этом пока «мы и сейчас имеем 4% участия в мировых фронтирах», что совсем немного.

Далее «будем продвигать российское образование и на рынке магистров, и на рынке аспирантов для молодых ученых», говорит Ярослав Кузьминов. В отличие от 90-х годов прошлого века и начала нулевых сейчас развивается тренд, обратный тенденции утечки мозгов. «Мы сейчас нанимаем больше иностранцев, чем отдаем им, это поворотная точка, ее надо развивать в целом по стране. Поэтому второе направление – это отдача того, что мы накопили, всему российскому сообществу, предприятиям, вузам», – сказал Ярослав Кузьминов.

Разворот в сторону сотрудничества с российскими регионами – очень важное направление. Вышка это может делать в качестве университета, который активно работает в области социальных, гуманитарных, информационных наук. В регионах качественный человеческий капитал, но «надо прекратить высасывание мозгов по маршруту регион – Москва – зарубеж».

Если университет участвует в Программе стратегического академического лидерства, то он «должен работать на два фокуса». «Университеты, которые входят в группу опорных, сохранят все глобальные измерения качества их научной работы. Нам не нужно инвестировать в регионы технологии вчерашнего дня, пусть они и лучшие в стране», – полагает ректор ВШЭ.

В качестве крупных инициатив он назвал инициативу развития третьей миссии университета. Эта инициатива выходит за рамки российских вузов.

Университет – это культурный хаб. 90% московских и 70% питерских вузов живут в спальных районах, и они могут собирать вокруг себя культурные активности района и таким образом работать не только на своих студентов, но и на горожан

Формирование нового пространства доверия внутри городов должно на что-то опираться. Это что-то и есть третья миссия университетов – выход за рамки науки и образования. «Третья миссия – это очень сильная вещь не только для России, но и для Бразилии, для Индии, да и для любой страны», – подчеркивает Ярослав Кузьминов.

Еще одна крупная инициатива, если говорить о цифре, это развитие образовательных онлайн-курсов. Российские вузы были у истоков этого движения, и сейчас Вышка занимает пятое место с тремя миллионами слушателей по всему миру, включая 600 тысяч регистраций в США, 500 тысяч в Евросоюзе, почти 200 тысяч в Украине. «Онлайн-курсы – это как революция Гутенберга, это распространение масштаба влияния университета на широкое общество», – считает Ярослав Кузьминов.

Как оценить благополучие детей

Модератором сессии «Индекс детского благополучия в России: увидеть за цифрами ребенка» была проректор, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. «Сейчас лидируют страны, которые умеют инвестировать в развитие человека, а комфортность условий для рождения и воспитания детей люди ценят выше, чем возможность зарабатывать больше денег. Мы обсуждаем политику в том формате, когда в центре принятия решений стоит человек. Наша сессия самая важная потому, что мы говорим о детях», – сказала она, открывая дискуссию.

Проректор Вышки напомнила, что нобелевский лауреат 2000 года, экономист Джеймс Хекман доказал: инвестиции в детей и их ранее развитие – это высокодоходные инвестиции для эффективного государства, умной экономики и солидарного общества. «Мы хотели бы поговорить, какая политика обеспечивает благополучие детей, как измерить это благополучие», – отметила она.

Председатель наблюдательного совета благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Ксения Франк рассказала, что эксперты фонда опросили родителей семей разных социальных групп, детей с инвалидностью, детей из детских учреждений, в чем выражается благополучие. Они говорили про хорошие доходы и качественную медицинскую помощь, дети рассказывали об отношениях со сверстниками и родителями.

© Татьяна Мастерова / Пресс-служба АСИ

По ее мнению, статистика не всегда показывает, что важно для семей. Одним из способов приближения оценки благополучия к реальным интересам семьи и ребенка может стать индекс детского благополучия, включающий показатели по типам проблем. Важно увидеть результаты в разрезе мальчик/девочка, позиции родителей, региональных особенностей. Важно, чтобы информация о благополучии детей собиралась без излишних проволочек и открыто представлялась, сейчас этого нет. Эта информация должна аккумулироваться независимым учреждением, который мог бы разрабатывать индекс. Лилия Овчарова считает, что ВШЭ готова стать такой организацией.

Советник президента РФ Александра Левицкая обратила внимание, что необходимо разработать показатели, которые понятны не только тем, кто принимает решение о финансировании, но и обществу. Важно, чтобы они помогали оценивать эффективность или неэффективность мер и помогали принимать соответствующие решения. Она назвала разработку индекса перспективной идеей и согласна, что этим должна заниматься независимая организация.

Гендиректор АСИ Светлана Чупшева поддержала идею разработки нового индекса. По ее мнению, работа должна строиться на основе человека, а не системы, все для удовлетворения его потребностей и разрешения конкретных ситуаций, когда ребенок или семья находятся в уязвимой ситуации. Важно услышать связь от людей, что для них важно, при этом у нас не хватает исследований детства, отметила Светлана Чупшева.

Интегральные оценки, такие, как индекс благополучия, должны стать ориентиром для поддержки семьи, поддержки ребенка. Лучшие практики носят пока локальный характер, мы заинтересованы, чтобы они были доступны и тиражированы. Мы готовы поддерживать индекс исходя из принципа человекоцентричности

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов сообщил, что как представитель государства, он заинтересован в остановке демографического спада, это, по его мнению, важнее решения экономических и финансовых проблем. В области, сообщил он, началась реализация проекта «зажиточная семья», его основным разделом будет качество жизни детей, оно будет учитываться при оценке работы муниципальных властей. «Мы вписали в наши документы нормы детского бюджета, это 25% от всех расходов, это 20 млрд рублей», – рассказал губернатор. По его словам, в области поняли необходимость интегрального показателя благополучия детей, который отразит его материальные и нематериальные критерии.

По мнению профессора Московского психолого-педагогического университета Галины Семьи, важно наладить учет мнения детей не только на личном, но и на федеральном уровне. Дети умеют давать социально-ожидаемые ответы, поэтому инструментарий исследований должен быть построен так, чтобы включить вопросы, которые позволяли бы выявить глубинные проблемы. Она рассказала, что на недавнем круглом столе о положении детей и семей в странах СНГ, проводившемся в Казахстане, представители некоторых стран-соседей показали карты с индексами и субиндексами благополучия. «Мне стало завидно», – сообщила психолог. «Соседи обгоняют, нам надо двигаться быстрее», – отметила Лилия Овчарова.

Директор благотворительного детского фонда «Солнечный город» Марина Аксенова отметила необходимость создания системы ранней профилактики семейного неблагополучия, которая обеспечивала бы взаимодействие всех госорганов. Для проработки возможных рисков важен интегральный показатель детского благополучия, которого сейчас в статистике нет. По ее мнению, для профилактики сиротства необходимы курсы осознанного родительства, включенные в школьную и вузовскую программу, она поддержала идею исследований благополучия семей и детства.

Лилия Овчарова в завершение работы сессии подчеркнула, что собравшимся важно было услышать экспертов, работающих «на земле». Она выразила уверенность, что сессия станет трамплином для дальнейших действий, а «индекс благополучия нас заставит объединиться и встретиться».