• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сочинение вернулось в школы, но дискуссия о нем продолжается

30 марта учителя-словесники со всей России, которые привезли своих учеников на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в Высшую школу экономики, приняли участие в круглом столе, посвященном выпускному сочинению. Мыслями на эту тему поделилась и Наталия Солженицына — вдова писателя, приложившая немало усилий для возвращения сочинения в школы.

С переходом к ЕГЭ сочинение утратило статус обязательного экзамена за 11-й класс, как это было в советские годы. И лишь в 2014 году благодаря усилиям общественности сочинение было в школы возвращено. Как пояснила Наталия Солженицына, сочинение должно улучшить отношение к литературе в обществе, по крайней мере — повернуть к ней школьное образование. По ее мнению, за последние годы школа отдалилась от литературы, что было чревато большими опасностями для воспитания наших детей, для их дальнейшего развития. Ведь литература — одна из ключевых составляющих в формировании того, что мы называем сутью человеческой жизни.

Одиннадцатиклассники писали сочинение 3 декабря прошлого года. Темы подбирались по пяти разделам: творчество Лермонтова, война, человек и природа, спор поколений, «чем люди живы?». Работы оценивались школьными учителями по принципу «зачет-незачет», и теперь при поступлении в вузы за сочинение можно получить дополнительные баллы в зависимости от правил, установленным конкретным вузом. Например, в Высшей школе экономики сочинения будут оцениваться комиссией, формируемой Школой филологии, и абитуриент может получить за свою работу до 10 баллов. Как говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, сочинение целесообразно оценивать при поступлении на любые факультеты: «Мы готовим специалистов высокого уровня, и я уверен, что и инженер, и прикладной математик ВШЭ должен обладать глубокой гуманитарной культурой».

Как подчеркнула заведующая лабораторией МГПУ Екатерина Асонова, вопрос о том, как будет осуществляться «возвращение сочинения», обсуждался представителями профессионального сообщества на специальном портале в Интернете, и результаты этого обсуждения были переданы в Минобрнауки России. Тем не менее сообщество словесников, учителей и преподавателей вузов продолжает дискуссии о совершенствовании школьного сочинения — и на круглых столах, и в Интернете. Все-таки экзамен вводили в крайне сжатые сроки, о том, что детям предстоит его писать, было объявлено лишь за полгода, так что, по мнению директора Школы филологии ВШЭ Елены Пенской, нынешний формат проведения сочинения — промежуточный.

Высказывайтесь, и вас услышат, и ваше мнение будет учтено. Не надо ждать, что кто-то придет и заставит нас что-то делать, а мы опять потом будем говорить — вот мы несчастные, мы это не хотим

Какие же вопросы волнуют общественность?

Самый, казалось бы, простой вопрос — о дате проведения экзамена. Одиннадцатиклассники пишут сочинение в начале декабря, возможность пересдачи есть в начале февраля, однако до сих пор специалисты не уверены, что это оптимальные даты. Предлагаются самые разные варианты, в том числе апрель и май, однако единства мнений на этот счет в профессиональной среде нет.

Следующий вопрос — о жанре сочинения.

«В этом году можно было писать сочинение в одном из трех жанров — свободное размышление на публицистическую тему, традиционное школьное сочинение-рассуждение с четкой структурой и целостный анализ произведения или его фрагмента. Какая из этих трех дорог является предпочтительной?» — спросил профессор СПбГУ Игорь Сухих.

Учитель литературы лицея № 1525 «Воробьевы горы» Евгения Абелюк отметила, что можно предлагать детям писать сочинение по совершенно незнакомому тексту, который им дают прочитать в начале экзамена. Это исключило бы натаскивание и тем более плагиат, а такой соблазн есть всегда.

Еще один вопрос — о связи сочинения с школьным предметом «литература».

По мнению Наталии Солженицыной, сочинение не должно быть «привязано» к литературоведению, это более свободный формат. Не случайно в США в любой колледж или университет при поступлении нужно написать эссе на личные темы (например, «самый грустный день в моей жизни»), и это помогает преподавателям лучше понять, с какими студентами им предстоит работать.

По мнению Екатерины Асоновой, сочинение должно стать метапредметным экзаменом — ведь в стандартах общего образования предъявляются требования не только к предметным, но и метапредметным результатам освоения образовательной программы. Сочинение нельзя сводить исключительно к русскому языку и литературе, оно может быть написано даже по физкультуре — если ученик увлекается спортом и ему есть что сказать на эту тему. И тогда готовить к сочинению должны учителя не только словесности, но и других предметов.

Екатерина Асонова предложила обсудить возможность превращения выпускного сочинения в проект, который ученик выполняет заранее, а потом защищает перед комиссией. Местом выполнения проекта может быть не только школа, но и специализированная библиотека, музей, центр, который занимается той проблематикой, в которой он хочет работать в дальнейшем. Впрочем, Евгения Абелюк не поддержала эту идею опять же из-за рисков, связанных с плагиатом, — «мы получим огромный поток списанных работ».

Следующий камень преткновения — критерии проверки работ. Есть критерии, предложенные министерством, — соответствие теме, привлечение литературного материала, композиция, логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность. Но, может быть, стоит их усовершенствовать? Да и есть ли вообще необходимость в жестких критериях?

Дискуссия о сочинении на портале продолжается и сейчас, принять в ней участие может каждый желающий. Ирина Добрынина, учитель литературы из Новосибирска, предложила коллегам активнее участвовать в обсуждении: «Не надо молчать и прятаться, высказывайтесь, и вас услышат, и ваше мнение будет учтено. Не надо ждать, что кто-то придет и заставит нас что-то делать, а мы опять потом будем говорить — вот мы несчастные, мы это не хотим».

Впрочем, сам факт возвращения сочинения в школу в сообществе словесников возражений не вызывает — все признают, что это хорошая возможность стимулировать у детей интерес к литературе и к письменной речи. Два 11-х класса Евгении Абелюк — гуманитарный и информационно-технологический — в этом году писали сочинение, и, по ее мнению, именно благодаря этой новой форме контроля будущие «технари», всегда говорившие ей, что литература им в жизни не пригодится, честно подготовились к экзамену.

 

Вам также может быть интересно:

На Всесибирской олимпиаде по программированию студенты Вышки взяли золото, серебро и бронзу

В начале декабря в Новосибирске состоялся очный тур XXIV Открытой Всесибирской олимпиады по программированию им. И.В. Поттосина. По результатам отборочного этапа в финале приняли участие 70 команд, из них шесть — команды факультета компьютерных наук ВШЭ. Организатор олимпиады — Новосибирский государственный университет.

При участии МИЭМ ВШЭ впервые проводится ВсОШ по информбезопасности

Профиль «Информационная безопасность» вошел в состав Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по технологии. Недавно прошли региональные соревнования, в апреле в Республике Татарстан состоится заключительный этап олимпиады.

Победители и призеры Всероса по математике и информатике посетили Вышку

Ежегодно в мае заканчивается сезон олимпиад школьников, а значит, победители и призеры получают дипломы и могут передохнуть перед ЕГЭ и поступлением в вузы. Обычно в эти дни факультет компьютерных наук ВШЭ организует встречу со старшеклассниками в компании «Яндекс», но в этом году было решено расширить программу и также пригласить ребят на факультет.

В Вышке завершился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике

В нем приняли участие 340 школьников из 59 субъектов Федерации. По итогам двух туров, состоявшихся в Учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново», 133 человека стали призерами, 26 — победителями, 4 — абсолютными победителями. Это Иван Делозари (9-й класс, город Москва), Амир Салихов (10-й класс, Республика Татарстан), Андрей Гогуадзе (11-й класс, Республика Адыгея) и Иван Сударев (11-й класс, город Москва).

Заключительные этапы Всероссийской олимпиады по экономике и обществознанию пройдут на базе НИУ ВШЭ

Интеллектуальные состязания школьников по обоим предметам состоятся очно в Учебном центре «Вороново» НИУ ВШЭ в Подмосковье: по экономике — с 10 по 16 апреля, по обществознанию — с 17 по 24 апреля. Старшеклассники также примут участие в различных научно-образовательных мероприятиях, а для их наставников будут проведены тематические круглые столы и мастер-классы.

НИУ ВШЭ и «Тинькофф» подписали соглашение о стратегическом партнерстве

Высшая школа экономики и «Тинькофф» подписали соглашение о стратегическом партнерстве в сфере развития общего образования в России. Сотрудничество будет реализовано в контексте проекта «Развитие интеллектуальных состязаний» программы развития НИУ ВШЭ.

Олимпиаду НИУ ВШЭ «Высшая проба» поддержат «Тинькофф Инвестиции»

Высшая школа экономики привлекла бизнес-партнера к подготовке заданий заключительного этапа олимпиады «Высшая проба». Экспертное участие представителей «Тинькофф Инвестиций» поможет максимально приблизить условия задач к реальным ситуациям из финансовой среды. Коллаборация позволит участникам олимпиады по профилю «Финансовая грамотность» получить практические навыки и улучшить свои знания.

63445

человек зарегистрировались на Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба». Это на 5,6% больше, чем в прошлом учебном году. Регистрация завершилась 28 октября, первый (отборочный) этап олимпиады пройдет с 3 по 18 ноября по расписанию.

Участники Международной олимпиады по экономике провели состязание для всех желающих

Завершилось двухнедельное международное онлайн-состязание для старшеклассников IEOx Winter Challenge, организованное по инициативе Международной олимпиады по экономике. Школьники решали бизнес-кейс и задачи, а также на специальном онлайн-симуляторе участвовали в игре по финансовой грамотности.

Началась регистрация на командную олимпиаду школьников по программированию

Регистрация, совмещенная с квалификационным этапом, продлится в течение месяца – до 10 марта. Олимпиада рассчитана на команды, состоящие из трех учеников 7-10 классов, причем члены команды могут учиться в разных школах.