• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как работают НУЛы?

19 декабря в Высшей школе экономики состоялась встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова с руководителями и сотрудниками научно-учебных лабораторий (НУЛ) университета.

Основная идея создания НУЛов — дать возможность студентам стартовать в академической карьере, чтобы самые мотивированные и талантливые могли выдвигать идеи, обсуждать их, чтобы они стали самостоятельными в постановке исследовательских задач. По словам ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, когда-то подобный эксперимент был успешно проведен в Институте экономики Российской академии наук (РАН), а руководство университета решило повторить его в вузе. Этому шагу во многом способствовала сложившаяся с российской наукой ситуация, а также конкуренция Вышки с коммерческими организациями за выпускников университета: в науку вчерашние студенты шли неохотно, работа в бизнес-структурах давала бόльшие возможности для самореализации. Собственно, прошедшая встреча и была организована для того, чтобы понять, в какой степени удалось задуманное.

В начале встречи руководители трех лабораторий рассказали о достижениях и проблемах. За время существования НУЛов (какие-то из них работают более пяти лет, а какие-то созданы только в этом году) удалось существенно продвинуться в исследованиях, студенты бакалавриата и магистратуры активнее стали участвовать в конференциях, в том числе имеющих международный статус, есть положительная динамика публикационной активности сотрудников лабораторий.

По словам ординарного профессора ВШЭ, руководителя НУЛ корпоративных финансов Ирины Ивашковской, работа в лаборатории увлекательна, а кроме того, НУЛ стала «эффективным инструментом сплочения кафедры», что важно в условиях исследовательского университета. Студенты же приобрели уникальный опыт, отшлифовав свои исследовательские навыки, что позволило вывести на более высокий уровень качество выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.

Очень важно, что НУЛы имеют горизонтальную организацию, считает Надежда Лебедева, руководитель НУЛ социокультурных исследований, получившей международный статус в марте этого года. По ее мнению, «там, где есть иерархия, нет науки и инноваций». Научный руководитель НУЛ исследований предпринимательства Александр Чепуренко добавил, что лаборатории дают возможность не только участия в исследованиях, но и профессионального обсуждение их результатов в режиме научного семинара с участием зарубежных коллег.

Лев Любимов
Лев Любимов
Вместе с тем, руководители и сотрудники лабораторий сталкиваются с целым рядом проблем. Многие выступавшие обратили внимание на то, что деятельность преподавателей в этих лабораториях осложняется большой учебной нагрузкой. Одним из способов решения этой сложной задачи, по предложению руководителя НУЛ макроэкономического анализа Льва Любимова, может быть введение института научных ассистентов. «Если у нас есть учебные ассистенты, то почему бы не задуматься о научных?» — предположил заместитель научного руководителя ВШЭ.

Определенные трудности возникают и с финансированием лабораторий. Так, по мнению выступавших, недостаточно ресурсов выделяется на стимулирование сотрудников лабораторий, в том числе в виде оплаты поездок на конференции. Также существующие регламенты Центра фундаментальных исследований ВШЭ не позволяют финансировать работу летних школ и, например, лонгитюдных исследований.

Общей проблемой является сопровождение работы сайтов лабораторий. Не хватает ресурсов для модернизации сайтов, их «раскрутки» и создания полноценных англоязычных версий. Кстати, продвижение сайтов НУЛов позволило бы легче и быстрее развивать внешние коммуникации, как внутри страны, так и вовне.

При большом количестве общих для многих, если не всех, НУЛов проблем, таких, как старые компьютеры и отсутствие помещений, где могли бы собраться все сотрудники лаборатории, большая отчетность, на которую уходит очень много сил и времени, есть проблемы частные. К примеру, Ирина Ивашковская посетовала на отсутствие доступа к специализированным базам данных, а Александр Чепуренко на то, что магистерскую программу по теории предпринимательства из-за ее междисциплинарного характера сложно лицензировать. Для экономистов, по словам Льва Любимова, определенную трудность представляет публикация в ведущих журналах, а потому, возможно, требование обязательных публикаций студентов, которые работают в лаборатории, является чрезмерным.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Бориса Короткина

Вам также может быть интересно:

Новая лаборатория будет исследовать проблемы развития Москвы без оглядки на мнение городских властей

14 мая в Высшей школе урбанистики ВШЭ прошла презентация Лаборатории полевых исследований города ВШЭ, которая будет проводить исследования в сфере социологии и социальной географии, формируя новую коммуникативную площадку ученых, общественных деятелей, городских активистов и студентов.

«Высокие требования окупаются большими возможностями»

Какие возможности для построения научной карьеры открывает аспирантура ВШЭ? Чем она привлекает молодых ученых? О своем опыте обучения в аспирантуре рассказывают аспирант кафедры демографии Екатерина Митрофанова и аспирант кафедры макроэкономического анализа Ольга Кузнецова.

Ученый совет: конкурс ППС и регламенты работы

1 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.

Культура университетской памяти

В Высшей школе экономики создается виртуальная студенческая исследовательская лаборатория «Культура университетской памяти». Рассказывает куратор лаборатории Олег Захаров, студент магистерской программы ВШЭ «История знания в сравнительной перспективе».

Первый опыт, который можно признать успешным

25 ноября в Высшей школе экономики открылась отчетная конференция Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) ВШЭ «Сравнительная социология в количественной перспективе».

Оптимизатор

5 октября прошла встреча руководства ВШЭ с Паносом Пардалосом, почетным профессором отделения индустриальной и системной инженерии Университета Флориды (США) — обсуждали перспективы деятельности Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур, которая скоро начнет работать в Нижегородском филиале ВШЭ на средства гранта Министерства образования и науки РФ. Комментарий П. Пардалоса.

«Возможности, которые нам предоставляет ВШЭ, беспрецедентны»

Академическая структура Вышки пополнилась научно-учебной лабораторией междисциплинарных исследований некоммерческого сектора. Она вошла в состав Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. О новом подразделении и работе Центра рассказывает его директор Ирина Мерсиянова, которая возглавила и лабораторию.

С привлечением всемирно признанных ученых

15 июня в Высшей школе экономики состоялась презентация двух новых международных лабораторий, открытых при Институте статистических исследований и экономики знаний ВШЭ — Лаборатории экономики инноваций во главе с Яном Майлзом и Лаборатории исследований науки и технологий, заведовать которой будет Жан Гине.

Международные лаборатории как часть стратегии развития

В конце 2010 — начале 2011 года в Высшей школе экономики начали работу международные научные лаборатории, совместное  руководство которыми осуществляют известные зарубежные исследователи и ведущие ученые университета. Об особенностях научно-учебной деятельности международных лабораторий Вышки рассказывает проректор ВШЭ Мария Юдкевич.

Наше счастье напрямую зависит от нашей свободы

Мы часто желаем друг другу счастья. Но можно ли научить человека быть благополучным? На этот вопрос пытается ответить новое направление в современной психологии — позитивная психология. В феврале этого года в ВШЭ начала работать Научно-учебная лаборатория позитивной психологии и качества жизни. Пожалуй, это первый научный коллектив в России, который занимается непосредственно подобной проблематикой.