• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У границы мира

До 31 мая принимаются заявки на участие в Третьей международной Летней школе в Лапландии, организованной факультетом политологии ГУ-ВШЭ. Ее организатор профессор Сергей Медведев* рассказывает о школе и других своих проектах.

— На кого рассчитана эта школа?

— Темы школы во многом универсальны. Школа рассчитана на студентов разных уровней, начиная от 2 курса бакалавриата до магистров и аспирантов. И на разные факультеты, поскольку она междисциплинарная: тут и политика, и экономика, и международные отношения, и культурные исследования. По опыту двух прежних школ могу сказать, что у нас побывали практически все факультеты Вышки, и все там одинаково интегрированы.

— Школа для студентов Вышки, или студенты из других вузов тоже могут участвовать?

— Нет, не только для студентов Вышки, хотя в предыдущие два года российские студенты были только из Вышки. Но российские студенты — это только половина. Вторая половина — студенты финских университетов. Идея всех наших школ в том, чтобы было соотношение 50 на 50, т.е. люди работают вместе, делают коллаборативные проекты и вместе живут: в одной комнате русский и иностранец, чтобы полностью обеспечить англоязычное общение. Конечно, не всегда так получается, потому что невозможно заставить кого-то с кем-то поселиться, но в этом году мы снова постараемся, чтобы в школе была половина русских, половина — финнов и норвежцев.

Одна из основных идей школы — межнациональное общение, мультикультурализм. Это очень важная составляющая, и поэтому я пытаюсь привлечь представителей народа саами, которые там живут. Я постараюсь, чтобы в школу приехали представителей парламента саами и по возможности устроить экскурсию к оленеводам. Кроме того, мы смотрим фильмы про эскимосов, про саами. То есть наличествует еще такая антропологическая составляющая.

— В чем идея вашей школы?

— По большому счету школа посвящена исследованию современного мира, пределов современности. Пределов как экономических, так и философских, и человеческих. Там, на Севере, проходит граница цивилизации, Ultima Thule, последний фронтир. Дальше уже только фьорды и океан до самого Северного полюса. Важно и то, что там есть точка, где сходятся границы трех стран: Финляндии, Швеции и Норвегии. Прямо на озере мостки, и на мостках пограничный столб. Мы идем туда через тундру и там, на мостках, устраиваем пикник и дискуссию о границах. То есть для меня пределом современности является природа. И в этом смысле школа об экологии, о том, как наша цивилизация и мы сами вписаны в пейзаж. На Севере это понять гораздо проще.

— Какие еще темы будут обсуждаться в рамках школы?

— Первая тема, как я уже сказал, это современная цивилизация, цивилизация модерна. Мы смотрим на ее истоки и пытаемся найти ошибку в ее исходном коде, в том, как сформировались отношения европейской цивилизации с природой 500 лет назад. Мы обсуждаем проблему идентичности, самоопределения человека в традиционном обществе (и здесь как раз важно изучение народа саами), в модерне (концепция homo economicus) и после модерна.

С точки зрения постмодерна мы обсуждаем и тему Севера. Север — это не только дикая природа, это еще и альтернатива потребительскому миру современности, и политическая маргиналия, альтернатива противостоянию Восток-Запад. Ну и, наконец, в завершающие дни нашей школы мы говорим об экологии: о «зеленой политике» и «эко-фашизме», о «ресурсном проклятии» и экологической архитектуре, лэнд-арте, об устойчивом развитии и движении за права животных. И здесь мы слушаем и обсуждаем студенческие доклады.

— Наличие доклада является обязательным?

— Студенты формулируют темы, составляют рабочие группы и готовят презентации в ходе самой школы.

— А свободное время остается?

— Да, свободное время остается, и еще у нас в запасе много света: мы там в глубоком Запольярье, и даже в августе смеркается лишь на пару часов. Мы используем почти все время для общения с природой: ходим на окрестные сопки, ездим на велосипеде в Норвегию — она в паре километров по шоссе. Паримся в сауне — сауна по-фински, с купанием в холодном озере, это тоже общение с природой. А потом допоздна сидим у огня в саамском шатре, «кóте». Мы живем на биостанции Хельсинкского университета, это вроде небольшой гостиницы со всеми удобствами на краю поселка, у норвежской границы. Там одна дорога, асфальтовая полоса, и вокруг горы, озера и тундра. Красота, которой больше нет нигде в мире, красота тихая и глубокая. Это будет самый хороший сезон, когда комаров уже нет, а снега еще нет, когда еще светло и по-летнему тепло, днем бывает до +25.

— Сколько все это будет стоить?

— Сама школа стоит 500 евро. Сюда входит организация, визы, обучение, 10 дней проживания, трехразовое питание. Хельсинкский университет обеспечивает нам очень низкие цены, как своим сотрудникам. Плюс билеты. Это от 200 до 300 евро, поездом до Лахти и оттуда автобусом 1200 км на север — и обратно. Цена еще не определена, потому что договор с автобусной компанией зависит от количества участников школы. Сюда же войдет и оплата однодневной экскурсии в Тромсе — фантастический город во фьордах, который называют «северный Париж». То есть «под ключ» Летняя школа будет стоить 700—800 евро на 12 дней. Кстати, в этом году студенты Вышки могут подавать заявки на гранты для участия в Летних школах, информация об этом распространялась по факультетам.

— Я знаю, что в марте у вас проходила еще одна школа, в Альпах. Расскажите о ней немного.

— Наша Зимняя школа — хотя, наверное, правильнее будет назвать ее «весенней», — проходила на горном курорте Гармиш-Партенкирхен под Мюнхеном в конце марта. Она называлась «Мир 2.0». Речь шла опять-таки о границах современной цивилизации, в том числе о пределах цивилизации потребления, которые обозначил нынешний кризис. Очевидно, что сегодняшняя система капитализма подходит к своим пределам, человеку нужны новые цели и мотивации, а не безостановочное расширение и потребление. И здесь появляются новые формы сетевой организации, они рождаются в блогах, в сетевых сообществах, в Википедии, где каждый пользователь является не только потребителем, «консьюмером», но «просьюмером», т.е. производителем-потребителем. Мы говорили о «викиномике», о сетевом производстве добавленной стоимости, о том, что в Сети, возможно, сбудется древняя мечта и человек реализует себя не как потребитель, но как творец. При этом, однако, сами не забывали об удовольствиях. С утра катались на лыжах, сняли для школы целый пансион на склоне горы, около подъемника. Мы провели в эту гостиницу беспроводной Интернет и постоянно работали в Сети, создавали сообщества, делали сайты по технологии 2.0. Вся работа школы была организована вокруг коллаборативных документов Google.doc — отличная технология, которую нам надо бы побольше применять в обычных курсах в Вышке. После этого мы еще на один день съездили в Мюнхен, попили пива и попели песни в знаменитом Хофбройхаусе и отправились в Москву.

— Каковы ваши дальнейшие планы по организации школ?

— Зимнюю школу в Гармише я тоже планирую сделать ежегодной, то есть зима — в Альпах, лето — в Лапландии… Есть еще одна задумка: сделать третью школу в мае в Италии, в городке Позитано к югу от Неаполя. У меня так получилось, что в 1990-е годы я подолгу жил в трех европейских странах, Финляндии, Германии и Италии, много там преподавал, знаю университеты и знаю «секретные» места, которые идеально подходят для организации школ. Так что на очереди Италия. Темой этой школы я бы хотел сделать взаимоотношения политики, экономики и культуры. Но здесь еще нужно будет выбрать хорошего итальянского партнера — такого, какой у нас есть в Финляндии (Александровский институт университета Хельсинки) и в Германии (Школа публичной политики университета Эрфурта). То есть получится: финская школа — цивилизация и природа, немецкая школа — цивилизация и технология и итальянская школа — цивилизация и культура. Надеюсь, эти планы сбудутся. Но пока все мысли о Лапландии и об августе на краю света, в тундре.

Подробнее о регистрации на участие в Третьей летней школе в Лапландии

Екатерина Рылько, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ


*Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

«Зимняя школа стала для меня перезагрузкой, глотком свежего воздуха и точкой роста»

В Тюмени состоялась зимняя школа по проектированию решений в образовании («ПРО-школа»), организованная совместной магистерской программой Тюменского госуниверситета и НИУ ВШЭ «Управление образованием». В ней приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты этой программы, но и работники системы образования Тюменской области и других регионов. Впервые в рамках зимней школы был реализован трек, посвященный управлению в высшем образовании.

На ФКН в третий раз прошла зимняя школа по программной инженерии

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в третий раз провелзимнюю школу по программной инженерии, на которую в этом году зарегистрировалось более тысячи человек. Преподавателями школы стали представители ФКН и его компаний-партнеров — «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС.

«Зимняя школа по аналитике и Data Science предоставила возможность найти единомышленников»

В начале февраля в Центре культур Вышки прошла Зимняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ. В ней приняли участие более 400 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, МТС, «Дзена», «Авито», Альфа-Банка, Samokat.tech, Wildberries, Райффайзен Банка, а также сотрудники ФКН.

«Каждому, кто не верит в важность темы устойчивого развития, стоит побывать в Индии»

В январе в Университете UPES (Индия) прошла международная студенческая зимняя школа Business and Governance in India, в которой приняли участие представители НИУ ВШЭ из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В их числе были студентки магистерской программы Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Управление устойчивым развитием компании». Своими впечатлениями они поделились с новостной службой «Вышка.Главное».

ФКН ВШЭ проведет зимнюю школу по программной инженерии — 2024

26–29 февраля 2024 года факультет компьютерных наук ВШЭ в третий раз проведет зимнюю школу по программной инженерии. Она будет посвящена современным инструментам и методам разработки программного обеспечения. С 26 по 28 февраля школа будет проходить в онлайн-формате, 29 февраля — в московском кампусе Вышки на Покровском бульваре. Зарегистрироваться для участия можно до 22 февраля.

НИУ ВШЭ и Росприроднадзор запустили онлайн-курс по созданию проектов в сфере экологии

3 октября ведущие эксперты НИУ ВШЭ совместно с Росприроднадзором и Международной премией «Экология — дело каждого» запустили образовательный онлайн-курс для молодежи «Экология и устойчивое развитие: проекты, меняющие мир» на платформе «Открытое образование». Он задуман как прикладное пособие для старшеклассников по развитию экомышления.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.