• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Важна связь образования с наукой и производством»

Интервью участника XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — директора Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ВШЭ Татьяны Абанкиной.

— Что на этой конференции вас интересует больше всего? Какие доклады вы бы выделили на секции, посвященной образованию?

— Действительно, и на этой конференции, как и на предыдущих, работает секция по образованию. Там запланировано несколько заседаний и несколько круглых столов. Начну с круглых столов, потому что они посвящены актуальным проблемам. Прежде всего, это обсуждение программы развития образования Москвы на 2012-2016 годы. Сейчас готовится новая программа столичного образования, и эксперты ВШЭ тоже принимают участие в анализе ситуации с московским образованием и в разработке перспектив и стратегий развития этого образования. Все желающие приглашаются к обсуждению. Кроме того, в ВШЭ работают экспертные группы по подготовке Стратегии-2020, одна из таких групп — это «Новая школа-2020». Руководители круглого стола Исак Фрумин и Анатолий Каспржак тоже приглашают всех на обсуждение перспектив развития школы до 2020 года. Мне кажется, что это важная и интересная тема. Хотелось бы, чтобы намечаемые перспективы были связаны как с развитием школы, так и вообще с развитием пространства детства, с сохранением и развитием здоровья школьников, с тем, чему и как учить, как реагировать на изменения в демографической ситуации, в системах расселения, и каковы здесь наши риски, перспективы и возможности.

— С чем связано выделение московского образования в отдельную сессию на конференции?

— Столичное образование очень важно для всей страны. Сейчас подводятся итоги развития столичного образования за последние 5 лет и разрабатывается программа на перспективу 2012–2016 годов. Я думаю, это может быть связано и со сменой руководителей департамента образования Москвы, с тем, что Москва ставит новые задачи повышения качества образования, чтобы Москва стала не только лидером российского образования, но и лидером мирового уровня в развитии образовательных систем.

— Каковы основные проблемы московского образования в настоящее время?

— Я думаю, сегодня Москва является лидером по целому ряду направлений. В Москве работают сильные школы, интересные педагоги, есть коллективы, которые показывают очень хорошие результаты, в том числе не только в учебных достижениях, но и во внеучебных. Вместе с тем, сохраняется очень большая неравномерность в развитии системы. Сохраняются слабые школы, и сегодня стоит задача ликвидировать эти зоны неблагополучия в московском образовании. Кроме того, стоит задача подготовки инновационного поколения Москвы, то есть плеяды молодых людей, которые были бы и мотивационно, и квалификационно подготовлены к решению задач, стоящих перед Москвой, прежде всего в развитии инновационного сектора экономики Москвы. И в этом смысле важна связь образования с наукой и производством. Стоит задача сделать открытые производственные площадки для того, чтобы школьники и студенты могли бы гораздо теснее сотрудничать с экономикой, с предприятиями, научными коллективами. Очень важно сегодня обеспечить развитие не только образования, но и вообще пространства развития.

— На этой конференции пройдет презентация результатов вашего совместного исследования с китайскими коллегами по стратегиям российских и китайских школьников и студентов…

— Да, в прошлом году мы провели исследование образовательных, карьерных и миграционных стратегий сельских школьников. Исследование было проведено по одной и той же методологии с использованием одинаковых анкет школьников и их родителей в трех регионах РФ и в трех провинциях Китая. И сегодня мы можем говорить о том, чтобы сравнить результаты и продолжить исследования в других развивающихся странах — Индии и Казахстане. К нам приехали китайские коллеги Дзянь Сяо Янь и Бинь Хоан, чтобы рассказать о своих результатах. Мы предварительно говорим: наши сельские школьники ориентируются прежде всего на вузы, на переезд в региональные столицы. Профессии, которые они выбирают, к сожалению, мало связаны с сельским хозяйством, школьники ориентируются на то, чтобы стать врачами, учителями, юристами, экономистами, работать в IT. В Китае тоже выбирают такие профессии, но ориентация на профессиональное техническое образование в Китае существенно выше, чем в России. Мы постараемся это сравнить.

— Вы участвуете в работе экспертной группы «Новая школа» по Стратегии-2020. Не могли бы вы рассказать о результатах этой деятельности на настоящий момент?

— Обсуждены основные вызовы, стоящие перед системой образования, которые связаны не только с самой школой, но которые влияют на школу. Это те изменения, которые происходят в демографии, в системе расселения, изменения, связанные с семьей, с информационным миром, который сегодня много обрушивает на школьников, с другими возможностями получения образования. Обсуждены и проблемы, связанные с обеспечением здоровья, с тем, что образование должно быть социальным лифтом, который обеспечивает успешную профессиональную стратегию и жизненные перспективы.

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».