• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Россия становится полноценной евроазиатской державой»

Каковы перспективы развития сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и вообще Азии? Этот вопрос стал ключевым на сессии «Интеграционные процессы как ресурс внутреннего и внешнего развития».

Россия и Центральная Азия

Основными продуктами экспорта из стран Центральной Азии служит природное и сельскохозяйственное сырье, импорта — готовая продукция, потоки торговли энергоносителями имеют преимущественно двусторонний характер, отметила Елена Кузьмина (Институт экономики Российской академии наук, ИЭ РАН) в своем докладе «Проблемы и интересы России в Центральной Азии на современном этапе».

Позиции России в Центральной Азии после мирового кризиса значительно ослабли, хотя она и сохранила статус крупнейшего торгового партнера. Основных причин неблагоприятной ситуации в экономическом сотрудничестве с Центральной Азией две — неконкурентоспособность российских товаров и слабое развитие механизмов поддержки экспорта в России. «В основном поддерживаются только те направления, которые выгодны «государствообразующим» предприятиям, при этом действия политиков прямо противоположны официально заявленному главой государства курсу», — отметила Кузьмина, отвечая на вопросы слушателей.

Основных причин неблагоприятной ситуации в экономическом сотрудничестве с Центральной Азией две — неконкурентоспособность российских товаров и слабое развитие механизмов поддержки экспорта в России.

Инвестиционное сотрудничество развивается относительно высокими темпами, но их динамика крайне нестабильна и высокие показатели достигаются в основном за счет разовых вложений в крупные проекты, также существуют и единичные, но довольно крупные проекты оказания финансовой помощи странам региона.

Важнейшим связующим звеном России с государствами Центральной Азии являются крупные миграционные потоки, в которых заинтересованы все стороны. Денежные переводы из России часто составляют от 20 до 80 % ВВП стран Центральной Азии. «Россия не сможет обойтись без мигрантов из Центральной Азии. Но необходимо создать легальную программу для их привлечения, учета и создания достойных условия труда, переняв опыт ЕС», — считает Елена Кузьмина.

В 2010-2011 годах российские власти провели корректировку своей стратегии на постсоветском пространстве, однако функционирующих на данный момент программ недостаточно, если Россия хочет вернуть себе прежнее влияние в регионе.

Значительный эмпирический материал был предоставлен представителем Евразийского банка развития (ЕАБР) Владимиром Перебоевым в докладе «Интеграционный барометр ЕАБР: общественное восприятие евразийской интеграции».

В 2012 году ЕАБР совместно с Международным исследовательским агентством «Евразийский монитор» был проведен масштабный (более 13 тысяч респондентов) опрос жителей стран постсоветского пространства по различным аспектам интеграции и кооперации в регионе по отношению к разным странам из трех блоков: «Страны бывшего СССР» (за исключением стран Балтии), «Страны Евросоюза» и «Другие страны».

По совокупности трех основных сфер сотрудничества — экономика, политика, культура, — приоритетным вектором притяжения для большинства стран, участвующих в проекте, все-таки по-прежнему является постсоветское пространство (за исключением жителей Азербайджана и Грузии). Украина и Россия, в среднем, представляют наибольший интерес для жителей остальных стран бывшего СССР, в то же время именно российское и украинское население оказалось ориентировано не на постсоветское пространство, а преимущественно на Евросоюз. Это — один из главных «камней преткновения» для развития евразийской интеграции.

Выступавший на сессии в качестве дискуссанта Олег Барабанов (Московский государственный институт международных отношений МИД России, МГИМО) также говорил об особенностях взаимоотношений стран-республик бывшего Советского Союза. «Постсоветский «развод» уже зашел достаточно далеко. От европейской же интеграции есть огромные политические ожидания, но — мало экономических, поэтому нынешний этап евразийского сотрудничества несколько искусственен», — заметил он.

 

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

Аспирант кафедры мировой политики ВШЭ Елена Мартынова выступила на сессии с докладом «Россия в интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона: саммит АТЭС 2012». Председательство России в АТЭС в 2012 году не было случайностью, отметила эксперт, и «сейчас наступил благоприятный момент для политического прорыва в азиатской политике и диверсификации рынков сбыта, поскольку арабские революции и обострение иранского вопроса привели к переориентации крупнейших потребителей энергоносителей». Кроме того, сближение экономик АТЭС может произойти через Единое экономическое пространство (ЕЭП) и Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии с Европейским союзом. Евразийский интеграционный вектор представлен Россией в качестве альтернативы анонсированной США в 2011 году стратегии возвращения в Азию.

Украина и Россия, в среднем, представляют наибольший интерес для жителей остальных стран бывшего СССР, в то же время именно российское и украинское население оказалось ориентировано не на постсоветское пространство, а преимущественно на Евросоюз.

В последние годы в российских политических кругах много говорят о том, что необходимо активно развивать сотрудничество со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, при этом на данный момент объем торговли России составляет менее 1 % от общей торговли. Большая часть экспорта в Россию приходится на Индонезию, Малайзию, Сингапур и Таиланд, импорта — Сингапур, Таиланд, Индонезия, Малайзия и Филиппины. Согласно рейтингу благоприятности деловой среды, многие государства Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) намного опережают Россию, что, как ни странно, не стимулировало российских предпринимателей к сотрудничеству.

У России и АСЕАН отсутствуют какие-либо политические противоречия, а значит, есть все предпосылки для углубления взаимовыгодного сотрудничества, считает Елена Мартынова, но на данный момент страны не проявляют достаточной заинтересованности во всеобъемлющем партнерстве. «Россия пока так и не смогла воспользоваться своим политическим авторитетом в странах Юго-Восточной Азии, чтобы получить весомые экономические дивиденды. Многие громкие инициативы азиатской политики России так и остались на бумаге. Но самое главное препятствие на данный момент — не экономическая несовместимость или бюрократические барьеры, а именно отсутствие политической воли и последовательных действий, направленных на укрепление сотрудничества с государствами АСЕАН», — заключила Елена Мартынова.

Среди последних работ по проблематике азиатско-российского сотрудничества Олег Барабанов особо выделил доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» «К великому океану, или новая глобализация России», в котором, помимо провокационной идеи о переносе столицы на Дальний Восток, было, по мнению Барабанова, множество других, весьма перспективных предложений.

Завершал сессию доклад директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) ВШЭ Тимофея Бордачева «Основные тенденции политико-экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и интересы России».

«Поворот России к Азии можно уже считать свершившимся фактом, — уверен Тимофей Бордачев. — Хотя в плане демократических и иных ценностных измерений мы по-прежнему ориентируемся на Европу, мы больше не рассматриваем ее как безусловного партнера номер один. Россия больше не пытается казаться европейским государством с большими владениями в Азии, а становится полноценной евроазиатской державой двадцать первого века. Это свидетельствует об адекватности политического мышления тех людей, которые принимают властные решения».

По мнению докладчика, именно в Азии находятся наиболее перспективные рынки сбыта, а также накапливается серьезный военный потенциал, поэтому необходимо развивать Забайкалье и Дальний Восток, этот регион не должен казаться уязвимым.

Ликвидация «биполярного мира» способствовала развитию большинства стран азиатского региона, ставших главными «бенефициарами» новой политической обстановки (за исключением, пожалуй, Японии, впрочем, и ее переориентация на новые рынки полезна для России). Кроме того, у большинства постсоветских азиатских стран «исчезает страх перед Китаем», который тормозил развитие торговли с ним, поэтому России необходимо поспешить, если она хочет захватить новые рынки в регионе.

Активизация сотрудничества с Азией и АТС едва ли негативно скажется на отношениях России с ЕС (слишком большое число политических и культурных связей объединяет наши страны), но вот отсутствие четко сформулированной долгосрочной цели России в Азии заметно тормозит развитие этого направления внешней политики, что совершенно недопустимо при столь огромном потенциале.

 

Мария Глазырина, студентка второго курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Инобр ВШЭ и КамГУ создадут модель развития человеческого потенциала в регионах с тяжелым климатом

В России несколько климатических зон, и в таких регионах, как Дальний Восток или Камчатка, условия намного более суровые, а их жителям приходится преодолевать больше трудностей, чем, например, людям в центральной части страны. Можно ли целенаправленно готовить выпускников вузов в отдельных регионах так, чтобы им было легче добиваться успеха в работе и повседневной жизни? Ответ исследователей — да, и нацеленный на это проект зеркальной лаборатории Института образования ВШЭ и Камчатского государственного университета победил в рамках конкурса «Зеркальные лаборатории» Вышки.

«Геополитическое положение России, «нависающей» над Центральной Азией, — больше не проклятие, а ресурс»

Смена власти в Афганистане может обернуться серьезными угрозами для бывших советских республик Средней Азии. Для России такая опасность невелика. Напротив, уход западной коалиции создает возможности для выстраивания новых отношений с другими странами Южной и Центральной Азии. Научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) ВШЭ Тимофей Бордачев проанализировал перспективы развития ситуации и возможные шаги Москвы.

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.