• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Восток и Запад в средние века: траектории развития

В сентябре опубликован второй том «Всемирной истории», посвященный средневековым цивилизациям Востока и Запада. Ответственным редактором второго тома стал заведующий кафедрой социальной истории ВШЭ, член-корреспондент РАН Павел Уваров, а над созданием ряда глав по истории восточных стран работал заведующий кафедрой всеобщей и отечественной истории ВШЭ Алексей Рябинин.

— Алексей Леонидович, в чем особенность этого издания? Кто принимал участие в его создании?

— Это первое комплексное обобщение всемирной истории после одноименного советского издания. Второй том «Всемирной истории» представляет собой коллективное издание, над его созданием работала целая команда авторов. Главы поистории ряда восточных стран (Китая, Кореи, стран Юго-Восточной Азии) в период с VII по XV века были написаны мной в соавторстве с коллегами — Анной Александровной Майзлиш и Павлом Юрьевичем Уваровым. Профессор Уваров также является главным редактором и идейным вдохновителем этого академического исследования, именно он привлек меня к работе над главами по средневековой истории этих стран.

В данном случае я выступил как специалист не по какой-то одной стране, а по нескольким регионам в целом. Перед нами стояла задача не только написать историю, в которой содержался бы фактический материал по истории различных стран Востока, но и создать общую картину исторических процессов, происходивших в Средние века в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. И, на мой взгляд, нам с коллегами это удалось. Одно из главных достоинств этой книги, состоит в том, что в отличие от большинства европоцентричных исследований, здесь впервые уделено должное внимание Востоку как самостоятельному историческому феномену.

— То есть в исторической науке существует «противостояние» между востоковедами и исследователями западной цивилизации в Средние века?

Всемирная история. Т.2. Средневеко¬вые цивилизации Запада и Востока
Всемирная история. Т.2. Средневеко¬вые цивилизации Запада и Востока
— Противостояние — не совсем точное определение, но довольно долгое время востоковеды среди историков-медиевистов считались маргиналами, мейстримом являлись исследования в области западной медиевистики. В данном издании мы постарались представить сбалансированную картину, дать слово и востоковедам, и «западникам». И я уверен, что такая концепция к выгоде не только Востока, но и Запада.

Чтобы понять историю Востока, а также процессы, протекающие в этом регионе сегодня, необходимо отказаться от мысли, что магистральным может быть только западный путь развития. А скорее, наоборот, западная цивилизация — это флуктуация, которая могла произойти лишь при определенных стечениях обстоятельств. Запад как цивилизационное явление появился в период героической Греции, а в архаическую и классическую эпохи он приобрел основные черты. Но затем в V-VI веках в период великого переселения народов европейская цивилизация потеряла в значительной степени свои античные свойства. Так продолжалось вплоть до окончательного разгрома мадьяр (воинственных полукочевников-скотоводов регулярно совершавших опустошительные набеги на христианские страны) Оттоном Первым в 955 году в битве на реке Лех. После этого в течение почти трехсот лет про кочевников в Европе почти ничего не слышали и в этот период, с середины X и до середины XIII века, фактически были сформированы все общественные, социальные и политические структуры, которые потом развились в европейскую цивилизацию. По сравнению со всем остальным миром Европа развивалась, если так можно выразиться, в «тепличных условиях». Это позволило Павлу Юрьевичу Уварову написать в заключительной части книги: «…Европа имела возможность позволить себе "роскошь феодализма"».

— Какие факторы, на ваш взгляд, повлияли на формирование своеобразия исторических перспектив восточной и западной цивилизаций? Что предопределило пути их развития? Чем стала эпоха феодализма для Востока и Запада?

— Традиционно в исторической литературе значительную роль отводят ирригационному фактору. Действительно, на Востоке протекают огромные реки — Янцзы, Хуанхэ, Ганг, Инд, Нил, Тигр, Евфрат, и ни община, ни индивидуум, не могли самостоятельно подчинить себе эту стихию для нужд земледелия, нужна была огромная масса населения, организующая строительство дамб, их функционирование и поддержание в порядке. Но также мы знаем примеры культур, скажем, инков и ацтеков в Латинской Америке, где не создавались огромные ирригационные системы, но при этом власть была очень жесткой и деспотичной.

На мой взгляд, вторым и преобладающим фактором, обуславливающим различие восточных и западных культур, является варварская периферия. Западные общественные и политические институты, такие как гражданское общество, самоуправление, частная собственность, выборность властей, независимый суд не могли быть сформированы в ситуации постоянной необходимости защищаться от кочевников. А если мы посмотрим на карту средневекового Китая, Индии, Афганистана, Ирана, Турции, то увидим, что большая часть территорий этих стран либо граничит с кочевыми племенами, либо в разные времена была завоевана кочевниками, впоследствии осевшими. Кочевники вторгались на территории земледельческих государств сотнями тысяч, война с ними и в целом воинское искусство Востока носило характер безжалостной борьбы, допускающей все средства для победы, так как на кону стояли судьбы целых этносов.

Постоянная внешняя угроза требовала формирования иного, отличного от западного, общественного строя, в котором выстраивались жесткие вертикальные структуры власти. Община всегда находилась под контролем государственной власти, приказы транслировались сверху, за неподчинение следовали жестокие санкции. Тем, кто отказывался вступать в армию и сдавать рис, рубили головы, и общество с одобрением встречало подобные действия властей. Только это позволяло выжить и защитить себя, собрать в короткие сроки многотысячную дееспособную армию, снабдить ее необходимым продовольствием и снаряжением. Так что деспотизм на Востоке был геополитически и социально оправдан, у общества и государства не было шансов для создания широкой сети договорных отношений. Когда в 1649 году английские горожане совершали революцию и смотрели на казнь своего короля — Карла Первого, в этот же год маньчжурские кочевники-косоплеты напали на Китай, захватили Пекин и приказали китайцам обрить голову, оставив лишь косу на макушке. Это событие фактически привело Китай к началу нового династийного цикла, в определенном смысле к новому «началу истории» с общественным укладом, в котором была минимальная частная собственность, жесткая централизованная структура власти, доминирование государства над любыми общественными или личными отношениями и ценностями.

— Научный материал, который вошел в книгу, вы используете в преподавании?

— Я преподаю уже двадцать пять лет, и большинство идей, которые есть в данном издании, использую в преподавании. Наряду с политической, социальной и экономической историей меня очень интересуют проблемы истории ментальности и истории повседневности. В течение семи лет работы в НИУ ВШЭ я читаю общеуниверситетский факультатив по истории повседневности «Восток и Запад в истории мировых цивилизаций (человек и его время)». Думаю, что знание того, как и в каких условиях жил средневековый человек на Востоке, во что одевался, как питался, как думал, во что верил, чего боялся, чему радовался, дало мне возможность с помощью моих коллег создать более или менее объективную картину исторического развития стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в период с первой половины I тысячелетия нашей эры до конца XV века.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

 


Интервью с Павлом Уваровым, ответственным редактором второго тома «Всемирной истории», посвященного средневековым цивилизациям Запада и Востока, опубликовано на портале.

Вам также может быть интересно:

«Где история»: новый портал для профессионалов и любителей наследия, археологии и этнографии

Начал работу уникальный портал «Где история», создателем которого стала Мария Уколова, руководитель проекта лаборатории «Молодежная политика» НИУ ВШЭ и лидер проекта «Археономика: экономика наследия». Она рассказала «Вышке.Главное» о том, для кого предназначен новый проект и какую информацию можно найти на его страницах.

«Ядерная политика должна способствовать сдерживанию, но не приводить к эскалации»

В агентстве ТАСС прошла презентация книги директора Института мировой военной экономики и стратегии (ИМВЭС) НИУ ВШЭ Сергея Авакянца, научного руководителя ИМВЭС НИУ ВШЭ Дмитрия Тренина и научного руководителя факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергея Караганова «От сдерживания к устрашению. Ядерное оружие, геополитика, коалиционная стратегия».

«Пора признать востоковедение и африканистику отдельным научным направлением»

Востоковедение сегодня — одно из самых востребованных образовательных направлений у абитуриентов, а выпускники пользуются большим спросом на рынке труда. О том, как и чему учат современных специалистов по Востоку и Африке, рассказал Евгений Зеленев, профессор, директор Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Чарующий Восток: в НИУ ВШЭ прошел юбилейный Oriental Crazy Day 2024

В конце мая в Вышке состоялся традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day. В этом году праздник прошел уже в десятый раз. Для студентов это возможность показать на сцене свои таланты, погадать на Книге перемен, узнать больше о многообразии культур Востока, а для сотрудников факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ — представить образовательную программу «Востоковедение» будущим абитуриентам.

ИД ВШЭ принял участие в международной книжной ярмарке non/fiction

В начале апреля в Гостином дворе на Ильинке прошла Международная ярмарка интеллектуальной литературы «non/fiction Весна». В ней приняли участие более 250 издательств, посетили ярмарку 42 266 человек. Издательский дом Высшей школы экономики — постоянный участник ярмарки, традиционно готовящий к ее началу книжные новинки.

В НИУ ВШЭ создан первый в России диссовет по востоковедению и африканистике

Его возглавил член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН и руководитель Международного центра антропологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Бондаренко. В состав диссертационного совета вошли известные российские востоковеды и африканисты Высшей школы экономики и других ведущих организаций.

Как использовать ИИ в обучении: пять советов от питерской Вышки

Студенты и преподаватели питерской Вышки посетили мастер-класс от Института востоковедения и африканистики. О том, как можно использовать ИИ в учебных и научных целях, рассказала Алена Коробочкина, академический руководитель программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений».

Чайная церемония, Наруто и норигэ: Вышка встретила год Зеленого Деревянного Дракона

В день второго новолуния после зимнего солнцестояния Центр культур НИУ ВШЭ превратился в место встречи любителей китайской, японской, корейской и вьетнамской культур. Студенты, преподаватели и гости Вышки отметили восточный Новый год. Под южнокорейские хиты и популярные опенинги из аниме все желающие пробовали себя в каллиграфии, учились искусству оригами, ели азиатские сладости, пили восточные чаи. Финалом праздника стал большой тематический концерт.

Ректор НИУ ВШЭ предложил вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления

В рамках пленарного заседания XIX Международного мусульманского форума ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что востоковедение является стратегически важной исследовательской сферой в нашей стране. Необходимо вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления и зафиксировать его в номенклатуре Минобрнауки.

Oriental Crazy Day 2023: фото с пандой, каллиграфия и восточное гостеприимство

21 мая Школа востоковедения Вышки устроила традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day 2023. На «Встрече под звездами», состоявшейся в Центре культур НИУ ВШЭ, абитуриенты смогли познакомиться с образовательными программами, узнать условия поступления в Высшую школу экономики, пообщаться со студентами и преподавателями университета.