О происхождении храмовых куполов
20 февраля цикл открытых лекций ВШЭ в музеях Москвы продолжил доцент кафедры социальной истории ВШЭ Андрей Виноградов, выступивший в Покровском соборе (храм Василия Блаженного) с лекцией «Почему на храме купол? Два тысячелетия истории и символики купола».
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, или собор Василия Блаженного. С этим прекрасным храмом связано много различных историй и легенд. Согласно одной из них, создатели Покровского собора Барма и Постник были ослеплены, чтобы никогда и нигде больше не смогли выстроить ничего подобного. Или, не дай Бог, лучше.
В XVI веке на месте собора стояла Троицкая церковь, возле которой в 1552 году был погребен блаженный Василий, московский «Христа ради юродивый», наделенный даром ясновидения: так, он предсказал московский пожар 1547 года, уничтоживший почти всю столицу. Василию Блаженному приписывают множество чудес, сотворенных как при жизни, так и после смерти. Одно из них такое: Блаженный разбил камнем образ Божьей Матери на Варваринских воротах, а когда его стали бить, велел поскрести красочный слой образа. И обнаружилась под тем изображением «дьявольская харя».
Юродивых на Руси считали святыми и верили, что они брали на себя болезни для искупления человеческих грехов. Кстати, в числе тех, кто нес гроб Василия Блаженного был сам царь Иоанн Васильевич Грозный, а погребение совершал митрополит Макарий. А вскоре здесь началось строительство нового Покровского собора, куда позднее были перенесены мощи Василия.
Но это история, легенды, а собор — живой, настоящий.Помещение небольшое, места в нем считанные, так что попасть на лекцию «Почему на храме купол?» было довольно сложно. Но пусть не обижаются те, кому это не удалось: все можно посмотреть и послушать в нашей видеозаписи. Как всегда, интересно и информативно.
И место очень соответствовало теме, потому что речь шла о куполах, а их, венчающих церкви, из которых состоит храм Василия Блаженного, одиннадцать: девять куполов по числу престолов и еще два — над приделом Василия Блаженного и над колокольней. Да, все наши луковки и шатры — тоже купола, просто так они модифицировались с течением времени. Такими стали, переехав в Северную Россию из Древнего Рима транзитом через Южную Византию. Так что можно рассматривать лекцию как путевые заметки.
К сожалению, остановки были не очень частыми, но ведь невозможно вместить всю застывшую музыку архитектуры в одну лекцию. Хотя применительно к куполам это скорее застывшая идеология, причем не только христианская. Вращающийся потолок, выкрашенный синей краской и со звездочками, был во дворце Нерона, а в Царском кургане под Керчью найдены остатки такого же купола, правда, стационарного: и синяя краска, и звездочки золотые… Но это уже не дворец, а усыпальница. Нерон-то при жизни считал себя богом, а обитателю Царского кургана приготовили посмертное жилище на небесах.
То, что купол — символ неба, не открытие, конечно. В демократической Древней Греции куполов не строили. В отличие от деспотического Рима, там пожалуйста, там — прародитель куполов Пантеон, великий и великолепный. Но мы-то в каком ряду и на каком месте — с нашими шатрами, похожими на космическую ракету больше, чем на купол Святой Софии? Ответ в лекции.
И не забывайте, пожалуйста, что впереди еще много-много интересного, потому что скоро весна и Парк Горького снова распахнет свои гостеприимные объятия посетителям наших публичных лекций на открытом воздухе.
Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Истоки русской архитектуры остаются загадкой
Даже в начале XXI века мы не можем точно ответить на вопрос, кем были строители первых каменных храмов на Руси, откуда они появились. На этот счет существуют разные теории. О них на лекции «Начало каменной архитектуры на Руси и вопрос о родине ее мастеров» в рамках проекта «Университет, открытый городу» в Музее архитектуры им. Щусева рассказал доцент кафедры социальной истории НИУ ВШЭ Андрей Виноградов.