Почему западные ценности противопоставлены «нашим»?
Связаны ли публично выражаемые ценности и реальное поведение людей? Влияет ли ценностный выбор на качество жизни граждан? 28 мая в рамках проекта «Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» преподаватель факультета прикладной политологии ВШЭ Ирина Соболева выступила с открытой лекцией «Западные ценности vs "Духовные скрепы"».
Каждый человек индивидуален, каждый народ особенный, каждая страна уникальна. Или наоборот: люди все по сути своей одинаковы, да и все народы, в общем-то, похожи, а все страны проходят одинаковый путь развития, просто с разной скоростью и в разных условиях. Выбирайте, какое утверждение вам ближе.
«Западные ценности» и «духовные скрепы» — это про нашу страну, про всех нас. Ученые, социологи и политологи провели исследование ценностных предпочтений, духовных ориентиров. Граждане разных стран отвечали на пять вопросов о своих ценностях. Ценности такие: власть и богатство, достижения, самостоятельность, комфортность и традиции. И наши соотечественники чаще всего на первое место ставили власть и богатство! Здесь мы на первом месте, именно это мы считаем главной ценностью в жизни. А по пониманию ценности каких-либо иных личных достижений мы на пятом месте. Самостоятельность и независимость ценят только треть россиян, а комфортность и традиции вообще плетутся в хвосте. Вот и весь наш особый путь. Власть и богатство — вот наши «духовные скрепы». Кстати, «западные ценности» оказались совсем иными.
Ценности не бывают западными или восточными. Они бывают просто человеческими: любовь, семья, образование, наука, искусство, спорт или даже любование природой — все это ценно для личности
Почему же так? Почему мы на первое место ставим выживание, а не самовыражение? Пора осознать наконец, что пресловутые «западные ценности» — фантазия, прямо по Киплингу («Запад есть запад, восток есть восток, им не сойтись никогда»). И эта вымышленная противоположность травмирует умы граждан многих стран, россияне здесь вовсе не исключение.
Оказывается, все человеческие патриотические эмоции делятся на конкретные и абстрактные. Мы любим или не любим свою страну по-разному. Чем человек образованнее, чем выше его интеллектуальный уровень, тем более конкретные формы принимает его любовь. И гражданин, который не одобряет те или иные действия властей, — необязательно не патриот, он просто любит свою страну иначе, у него другие точки отсчета.
Абстрактная любовь к Родине, связанная с осознанием выживания как основной человеческой ценности, несколько противостоит любви конкретной, которая основной ценностью считает возможность самовыражения. И этот выбор любви к Родине не связан с материальным положением человека, он связан с его образовательным уровнем, с интеллектом и ценностной ориентацией. А ценности не бывают западными или восточными. Они бывают просто человеческими: любовь, семья, образование, наука, искусство, спорт или даже любование природой — все это ценно для личности. И с развитием этой самой личности самовыражение становится для нее ценнее простого выживания. Такова логика развития человека. Таковы общечеловеческие «духовные скрепы». И мы непременно к этому придем, иначе просто не бывает.
Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Соболева Ирина Владимировна
Преподаватель Факультета прикладной политологи
Вам также может быть интересно:
Институт когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ создал дорожную карту молодого ученого
Дорожная карта молодого ученого — это интерактивный пошаговый план, в котором отражены основные этапы научной карьеры — от поступления в магистратуру до защиты кандидатской диссертации. Она создана в рамках проекта Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ «Я пошел в науку», который реализуется при поддержке Минобрнауки России.
Вдохновляющий опыт: представители Вышки приняли участие в съезде студенческих научных сообществ
Студенты Высшей школы экономики приняли участие в XII Всероссийском съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ во Владивостоке. Они поучаствовали в деловых и психологических играх, конкурсах, оформили Менделеевскую карту и познакомились с участниками из других вузов и городов.
Scientarium: как прошла первая в этом году школа молодого исследователя
Недавно в учебном центре Вышки «Вороново» состоялась школа молодого исследователя “Scientarium ” для представителей двух крупных и активных студенческих сообществ университета: «Научные кураторы» и «Республика ученых». За неполные три дня каждый участник узнал больше об академическом мире Вышки, получил навыки, необходимые в исследовательской деятельности и популяризации науки, по-новому взглянул на возможности развития, познакомился со множеством заинтересованных в науке студентов.
Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов
Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.
В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.
Живое общение и научная дискуссия: как прошла Школа молодых ученых Вышки
Умение донести свои идеи до других ученых — один из важных навыков современного исследователя. Для налаживания сотрудничества и создания междисциплинарных исследовательских проектов студентам разных научных направлений также необходимо умение выстроить коммуникацию. Эта тема стала одной из главных в ходе зимней школы инициативных молодых ученых, прошедшей в Огниково 9–11 декабря.
Молодые ученые ВШЭ расскажут о визуальном искусстве и будущем современной культуры
Проект «Университет, открытый городу» начинает цикл лекций «Новая зрелищность в визуальном искусстве» в культурном центре ЗИЛ. Как трансформируется кинематограф, какое место занимают видеоигры в современной культуре и почему культурные институции меняются под влиянием медиа — ответы на эти и другие вопросы прозвучат на лекциях. Кроме того, зрители смогут посмотреть и обсудить документальный фильм, режиссером которого стала доцент ВШЭ.
Факты о студентах в науке
Учебный процесс в ведущих вузах страны все более тесно связан с исследовательским. Ко Дню студентов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил подборку фактов о том, как сочетаются учеба и наука в российских вузах и конкретно в Вышке. Источниками данных послужили аналитический доклад «Российская молодежь: образование и наука», Мониторинг экономики образования, Мониторинг инновационного поведения населения, другие материалы ИСИЭЗ, а также результаты опросов Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.
Сотрудники Вышки получили премии правительства Москвы для молодых ученых
Руководитель департамента больших данных и информационного поиска Владимир Подольский и доцент департамента прикладной экономики Елена Вакуленко отмечены за свои математические труды и исследования рынка труда соответственно.
Вышка учредила гранты имени Дмитрия Семенова для молодых зарубежных исследователей
Гранты будут присуждаться на конкурсной основе для прохождения стажировки в лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ и реализации совместных исследований.