• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студентов ВШЭ научат рассказывать школьникам о своих исследованиях

Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ приглашает студентов принять участие в проекте «Посланники науки». Получив дополнительную подготовку, они смогут проводить увлекательные занятия со школьниками. Студентам 1-2 курсов бакалавриата это будет засчитываться как выполненный проект, если в учебном плане образовательной программы, по которой учится студент, предусмотрена проектная деятельность.

В течение нескольких дней студенты пройдут у преподавателей Вышки, в том числе у психологов, курс обучения, посвященный популяризации научного знания. Часть курса — тренинг эффективной презентации, который проводится совместно со специалистами консалтинговой компании KMPG.

Затем студенты отправятся в школы Москвы и, реже, ближнего Подмосковья, где проведут занятия для старшеклассников на темы, связанные со своими научными интересами. Выбрать школу помогают координаторы проекта, но студент может сделать это и самостоятельно. Возможные формы занятий — тематическая экскурсия, мастер-класс, лекция и др. Участники проекта могут проводить их индивидуально или группами до четырех человек.

После того, как студент провел занятие, происходит «разбор полетов»: вместе с преподавателями университета он анализирует результаты общения со школьниками.

«Для студентов ВШЭ это хорошая возможность приобрести навыки преподавательской работы: научиться адаптировать, а затем доступно и занимательно излагать научный материал массовой аудитории, — говорит директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Тамара Протасевич. — Занятия со школьниками могут быть засчитаны в качестве проекта, если в учебном плане образовательной программы, по которой учится студент, предусмотрена проектная деятельность. Также участие в проекте может учитываться в качестве дополнительного преимущества при назначении повышенной стипендии».

К участию в проекте приглашаются студенты бакалавриата и магистратуры любых образовательных программ. Для этого нужно до 16 ноября 2015 года подать заявку на сайте проекта. Отбор кандидатов — конкурсный: к заявке нужно приложить мотивационное письмо.

Для школьников проект «Посланники науки» — это возможность не только получить новые знания, но и пообщаться со студентами в неформальной обстановке, узнать об особенностях обучения в Высшей школе экономики.

 

 

Полина Аракчеева, студентка IV курса образовательной программы «Культурология»

Свой первый урок в рамках проекта «Посланники науки» я провела в школе на юге Москвы — рассказывала о своих исследованиях в области социально-гуманитарных наук. Хотелось показать ребятам, что социально-гуманитарное знание — равноправная область научного знания.

Для выступления я выбрала кейс, которым занималась в рамках дисциплины «Социология культуры», — о современных концертах популярной музыки. Например, я рассказывала, что исполнители могут бросать со сцены барабанные палочки или медиаторы, какие-то предметы с символикой группы, а поклонники с удовольствием их ловят, иногда даже устраивая за них драки. Приводила примеры. Отвечая на вопрос, зачем они это делают, я ссылалась, в частности, на концепцию «капитализации эмоций» и «ложной заинтересованности индивидуальностью» (false interest in an individual). Конечно, сама задавала вопросы слушателям, предлагала им выдвинуть версии ответов, — иногда получалась мини-дискуссия, что меня очень радовало.

Я предполагала, что рассказ об исследованиях рок-концертов как части современной повседневности может прозвучать необычно и непривычно. Судя по реакции школьников, так и оказалось. После выступления благодарили, но подробных комментариев не прозвучало — возможно, это оказалось непривычной для школьников темой.

Визиты молодых исследователей в школы производят впечатление и вносят свой небольшой вклад в борьбу со стереотипным представлением о науке как о скучном занятии в пыльном кабинете, а о гуманитарной науке — как о разговорах «за жизнь».

 

Екатерина Васильева, аспирантка Школы философии

Я стала участником проекта «Посланники науки» в 2012-13 учебном году, когда училась на 1 курсе магистратуры факультета прикладной политологии. Сначала было несколько вводных занятий, в том числе мастер-класс по искусству публичной презентации в KPMG. Проект мне понравился с самой первой встречи: туда пришли интересные ребята с самых разных факультетов, наши собрания проходили очень весело и доброжелательно, мы помогали друг другу подготовиться к встрече с детьми, предлагали неожиданные идеи и вносили критические замечания.

В первый год я провела 5 уроков в трех школах Москвы и ближайшего Подмосковья (в Выхино, в поселке Барвиха и в Красногорском районе). Ребята везде были очень разными, где-то уроки прошли более успешно, где-то менее. Моя тема в тот год была достаточно теоретической и трудной для детского восприятия: я рассказывала, что такое политический миф.

В следующем учебном году я также провела несколько уроков в школах в Выхино и на Арбате. На этот раз тема была более практической: «Что такое государство?», поэтому в целом занятия показались более продуктивными. В прошлом году я провела еще пару уроков в школе в Кузьминках.

Если обобщить весь этот опыт, то, наверное, главное, что я поняла, участвуя в проекте, — что школьники очень чувствительны к настроению рассказчика. Для них важно не столько содержание лекции, сколько сам процесс общения с новым человеком — лектором из ВШЭ. Поэтому нужно быть очень чутким, общаясь с ними, стараться улавливать, когда они перестают понимать, когда они устали, когда им стало скучно. Новой информации должно быть совсем немного, гораздо важнее — способ ее подачи, шутки и непосредственное общение.

Сейчас я аспирант Школы философии и с сентября преподаю в распределенном лицее ВШЭ — веду теорию познания в московской школе № 2095. Конечно, полученный опыт мне во многом помог: я стараюсь подстроиться под учеников, под их настроение и желания, не стремлюсь успеть все, но при этом слежу, чтобы они получали новые знания и навыки, серьезно относились к предмету.

 

Анастасия Пятачкова, аспирантка Департамента международных отношений ВШЭ

В проекте «Посланники науки» я участвовала в 2011-2012 году — выступала в нескольких московских школах и ездила на выездной семинар в Рязань, впечатления остались самые позитивные.

Проект интересен не только как возможность попробовать себя в роли преподавателя, но и для собственного кругозора. Ведь в нем задействованы студенты разных образовательных программ. Благодаря проекту я познакомилась со многими замечательными людьми, с которыми поддерживаю связь до сих пор, — мы встречаемся на семинарах кадрового резерва, на конференциях и т.д.

Опыт участия в проекте очень пригодился мне в дальнейшем. Сейчас я являюсь исполнительным директором Школы будущего международника на факультете мировой экономики и мировой политики — использую полученные навыки в работе как со школьниками, так и со студентами, которым предстоит вести у них занятия.

 

Надежда Буйлова, преподаватель Школы филологии

Я участвовала в проекте «Посланники науки» три года подряд — на 3-4 курсе бакалавриата и на 1 курсе магистратуры. Мы побывали в нескольких школах — хорошо помню поездку в Рязань, потому что это был наш первый «десант» за пределы МКАД.

Мои проекты, о которых я рассказывала школьникам, были посвящены смайликам и взаимоотношениям текста и изображения. Поначалу казалось, что рассказать интересно про изменения в коммуникативной сфере невозможно, что выдержать 40 минут выступления перед незнакомой аудиторией нереально, что провести два урока подряд без перерыва нельзя.

Сейчас я преподаватель в Вышке. У меня бывает по три пары без «окон». И оказалось, что эти три года были отличной практикой. Вы научитесь не бояться аудитории, заинтересовывать слушателей, рассказывать так, что к вам будут подходить и спрашивать, что еще можно почитать по этой теме.

Все, что я узнала на «Посланниках науки», мне пригодилось. Надеюсь, что пригодится и вам.

9 ноября, 2015 г.

«Вышка» в Telegram