1 ноября студент магистерской программы ВШЭ «Доказательная образовательная политика» Сергей Виньков пробежал Нью-Йоркский марафон. Как попасть на один из самых известных марафонов планеты, что общего между марафоном и исследованием и в чем сила большой цели, он рассказал в интервью для Новостной службы ВШЭ.
Мне кажется, марафоны — это не только спортивные мероприятия. Хотя в настоящий момент можно получить спортивный третий разряд за финиш на марафонской дистанции или выиграть стотысячные призы, большинство людей бегают не ради призовых мест. Я отношусь к той категории участников, которые соревнуются не с другими людьми, а, прежде всего, с собой. Марафон сегодня — это часть туристической индустрии, они привлекают большие туристические потоки в города их проведения.
Но так или иначе, марафон сильно «прокачивает» мотивацию, в которой многое зависит от человека, который решил преодолеть эту дистанцию.
И это его выгодно отличает, скажем, от защиты диссертации, где многое зависит от других людей и обстоятельств: экспертов, формальных процедур и правил, конъюктуры в конкретной дисциплинарной области. В беге на длинные дистанции больше свободы для действий и независимости от внешних правил, меньше воздействие третьих лиц. Есть цель и план для достижения этой цели.
Задумываться о марафоне меня по-настоящему заставил кризис. На тренингах, которые я посещал, постоянно говорилось о том, что бег помогает перестроить взгляды на жизнь, отрефлексировать жизненные события. Многие книги о бизнесе, здоровье, рекомендуют практиковать пробежки. Вот я и решил начать что-то менять в своей жизни с постановки долгоиграющей цели — марафона. Пробежки давно были встроены в мой распорядок дня, но не было какой-то системности, не было конкретной цели. Цель я зафиксировал в феврале 2015 года, когда почти спонтанно купил билет в Нью-Йорк, подобрав даты к дню проведения марафона. После этого я начал жадно собирать информацию о том, как попасть на марафон. Сейчас, уже оглядываясь назад, понимаю, что попасть на Нью-Йоркский марафон куда сложнее, чем его пробежать.
Есть несколько способов попасть на Нью-Йоркский марафон. Первый (квалификационный) — в течение года надо пробежать один из сертифицированных марафонов с определенным результатом. Второй (благотворительный) — можно найти благотворительную организацию (из списка, опубликованного на сайте марафона), которая имеет гарантированную квоту марафонских мест, и, предварительно договорившись с ней, начать собирать деньги на предложенный ею проект. Если ты соберешь нужную сумму, получишь место в забеге. Третий, самый доступный и наименее надежный вариант — это принять участие в лотерее. Еще один путь — наиболее дорогой — покупка турпакета.
С точки зрения психологии после участия в марафоне понимаешь, что для любой жизненной или профессиональной цели стратегия важнее, чем тактика
Я начал с того, что зарегистрировался на официальном сайте как участник лотереи, но не выиграл. Для меня, как человека, не проживающего в США, оставалось только два варианта — туристический пакет или участие в благотворительной программе марафона. Первый вариант (из-за его цены) я даже не рассматривал и остановился файндрайзинговой программе. Исходя из своих исследовательских интересов, поскольку мне интересна тема образовательных инноваций и цифрового неравенства, я выбрал Camp/Interactive — это некоммерческая организация, которая занимается обучением основам программирования среди неблагополучных семей. У меня есть стойкое убеждение, что через образование мы можем решить ряд социальных проблем среди неблагополучных подростков. И компьютерная индустрия — отличная среда для социализации таких подростков. К сожалению, свои обязательства по сбору средств я не выполнил, но Camp/Interactive все же предоставила мне возможность принятие участие в забеге, за что я им сильно благодарен.
Многие бегуны пишут, что во время подготовки им было сложно следовать графику тренировок. У меня тоже были с этим небольшие трудности. Но я попытался наметить себе несколько промежуточных целей — официальные забеги, которые позволяли мне не расслабляться. Один из них состоялся в Риме, это был полумарафон, который я осилил за 2 часа 1 минуту, а другой — в Москве — полная марафонская дистанция (42,1 км) — за 4:14. Эти забеги стали частью общего тренировочного плана для Нью-Йорка. Хотя, если подводить итоги, то план тренировок я выполнил только на 70 процентов, в общей сложности у меня состоялось 117 тренировок. Не выпадать из графика помогали фото-отчеты и дневник-тренировок в социальных сетях, запись трекинга пробежек в специализированных он-лайн приложениях.
Для меня поездка в Нью-Йорк была связана с определёнными бюджетными ограничениями. Денег на проживание в отеле у меня было, поэтому я начал искать возможность бесплатно пожить в Нью-Йорке, и в итоге через социальные сети нашел ребят, которые меня приютили на неделю.
Если говорить о физическом состоянии, то после пересечения финишной черты ощущаешь неописуемый восторг и эйфорию от завершения проекта длиною в несколько месяцев. Я финишировал с временем 4:04. С точки зрения психологии после участия в марафоне понимаешь, что для любой жизненной или профессиональной цели стратегия важнее, чем тактика. У меня была большая цель, путь к которой был растянут во времени и пространстве, поскольку мои тренировки проходили в нескольких странах — в Дании, России, Италии и США — с февраля по октябрь 2015 года.
Безусловно, участие в таких мероприятиях учит справляться с трудностями и «ловить волну» — событийную, волну действий, волну бегущей толпы. Все это помогает держать темп по жизни. Конечно, марафон — еще и отличная площадка для нетворкинга. Среди моих годовых целей на 2015 год значилось расширение круга социальных контактов. За неделю в Нью-Йорке я познакомился с большим количеством людей. В Нью-Йорке люди разговаривают везде и со всеми. В начале ноября весь город живет марафоном.
Я убедился, что спринтерский подход не применим в науке, а вот марафонская дистанция имеет много общего с проведением исследования. Первые километры — это подготовка драфта статьи по результатам исследования, середина дистанции — публичное заявление о результатах на конференции или семинарах, последние метры — это доработка материала, которая действительно происходит иногда в состоянии усталости и замыленности глаз, работа с рецензентами и финиш — публикация твоего исследования.
Плюс теперь я знаю, что участвовать в благотворительности можно не только через волонтерство или пожертвования. Можно просто регистрироваться в специальных приложениях, которые собирают информацию о твоей физической активности (бег и т.д.), и тем самым вносить вклад в развитие исследований по медицине. Удивительно, как, поставив одну цель, можно получить такое количество результатов — снижение веса, знакомство с новыми людьми, неповторимые впечатление и т.д. Спасибо всем, кто поддерживал меня на моем пути к и во время марафона.