ЕГЭ: бульдозер с функциями эскалатора
22 декабря в ГУ-ВШЭ прошел очередной семинар из цикла «Актуальные исследования и разработки в области образования». С докладом на тему «ЕГЭ в системе оценки качества образования» выступила руководитель Центра оценки качества Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галина Ковалева.
Предваряя свое выступление, Галина Ковалева отметила, что в меньшей степени готова говорить о результатах единого госэкзамена — они известны и опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Гораздо важнее обсудить вопрос о роли и месте ЕГЭ в системе оценки качества образования. Особенную актуальность он приобретает в свете недавней встречи президента Дмитрия Медведева с членами комиссии по совершенствованию проведения ЕГЭ. Напомним, признав эффективность единого госэкзамена, президент отметил, что это не универсальный способ оценки качества образования. Необходимо как совершенствовать сам экзамен, так и вводить дополнительные механизмы проверки знаний.
В связи с этим, добавила Галина Ковалева, цель доклада — понять, что дает ЕГЭ и в чем заключаются его ограничения, что нужно делать, чтобы адекватно интерпретировать его результаты и получать полную картину о качестве образования в стране.
Задача, которая изначально стояла перед единым госэкзаменом, напомнила Галина Ковалева, — это оценка образовательных достижений выпускников и их дифференциация по уровню подготовки для поступления в учреждения профессионального образования. Под образовательными достижениями сегодня понимают не только знания по предметам, но и индивидуальный прогресс школьников, умение учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы, сотрудничать и работать в группах. Однако ЕГЭ позволяет получить информацию только об уровне общеобразовательной подготовки выпускников по отдельным предметам. Причем только тех выпускников, которые сдавали экзамен (обязательными являются только математика и русский язык, остальные — по выбору).
Остановившись более подробно на результатах единого госэкзамена 2009 года в сравнении с 2008 годом, Галина Ковалева резюмировала, что благодаря анализу результатов ЕГЭ, во-первых, можно получить обобщенную информацию об уровне и качестве общеобразовательной подготовки. Во-вторых, определить средний уровень подготовки выпускников. В-третьих, описать особенности подготовки различных групп учащихся. В-четвертых, выявить направления совершенствования образовательного процесса. В-пятых, оценить качество контрольных измерительных материалов (КИМов). И, наконец, получить информацию для разработчиков стандартов общего образования второго поколения.
Однако чтобы делать выводы о качестве образования, данных, которые дает ЕГЭ, недостаточно. «Данных много, с ними можно работать, но необходима дополнительная информация, чтобы интерпретировать их корректно», — пояснила Галина Ковалева. В частности, неизвестно, по каким учебникам учился школьник, сдавший ЕГЭ, сколько часов в неделю он изучал данный предмет и прочее. «Для корректной интерпретации нужна дополнительная информация. Как решать эту проблему, я не знаю», — сказала Галина Ковалева. При этом вся страна сегодня обсуждает результаты ЕГЭ. «Управленцы интерпретируют результаты ЕГЭ "в лоб". Это было и есть», — с сожалением признал один из руководителей семинара, вице-президент Российской академии образования (РАО) и экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов.
По словам Галины Ковалевой, ЕГЭ можно более эффективно использовать в системе управления качеством образования при соблюдении ряда условий. Чтобы интерпретация была корректной, необходима контекстная информация, данные в динамике. «Несмотря на попытки ввести единую шкалу, этого пока недостаточно», — пояснила она. Необходим единый банк «откалиброванных» заданий. «Он формируется. Но его еще нет», — отметила эксперт. От года к году меняется структура экзамена, форма заданий, поэтому сравнения недопустимы. Кроме того, должны быть разработаны специальные модели КИМов, которые позволяют сравнивать результаты: «Это серьезное профессиональное задание, на которое пока не хватает финансирования».
В завершение своего доклада Галина Ковалева остановилась на экономическом аспекте использования результатов ЕГЭ.
«Я хотела бы сослаться на книгу, которая появится в ближайшие месяцы, — "Высокая цена низких результатов". В ней дается экономический прогноз развития стран в зависимости от того, какое количество детей демонстрирует низкие образовательные результаты...» «Это понятная ситуация, — вставил ремарку Виктор Болотов. — Хорошее образование дает хорошую экономику. И наоборот». «Дело не только в этом, — возразила Галина Ковалева. — Больший эффект в экономике дает не просто повышение среднего балла в процессе реформ, а именно работа с учащимися, которые имеют низкие результаты».
Во время обсуждения доклада научный руководитель образовательных программ Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Катерина Поливанова поинтересовалась, не слишком ли много задач приходится решать с помощью ЕГЭ. «В результате выясняется, что каждую очередную задачу он решает не так хорошо, как хотелось бы», — пояснила свой вопрос участница семинара.
Этот тезис прокомментировал Виктор Болотов. Он согласился, что на ЕГЭ возлагают не свойственные ему функции. «ЕГЭ не решает задачу мониторинга знаний по физике. Выборки нет. А если даже есть, то она нерепрезентативная, — пояснил он. — Думаю, в ближайшие годы ЕГЭ займет свое важное и нужное место. И мы не будем требовать от бульдозера функций эскалатора». По его словам, в экспертном сообществе уже осуждается идея создания Федерального института оценки качества образования, которому и предстоит решать задачи, которые сейчас подчас возлагают на ЕГЭ.
Ректор МВШСЭН Анатолий Каспржак, комментируя доклад, отметил неоднозначность обсуждаемой темы. «Я приходил на доклад "ЕГЭ в системе оценки качества образования", а услышал доклад "В чем проблемы ЕГЭ как государственного экзамена", а точнее "Что можно извлечь из результатов ЕГЭ?"», — пояснил он. По его словам, проблемы ЕГЭ остаются теми же, что и раньше: «Во-первых, это отсутствие уровней. Причем не только — профильного и базового. Этих уровней должно быть существенно больше. Во-вторых, то, что ЕГЭ — это два теста в одном флаконе: выпускной и вступительный. Сколько бы меня ни убеждали, что английский аналог выполняет ту же функцию, но у меня есть ощущение, что Шотландия от этого отказывается именно по этой причине».
По словам Анатолия Каспржака, ЕГЭ создал иллюзию относительно оценки системы образования в России: «ЕГЭ ничего не проверяет. Это значит, что если мы не добавим что-то к ЕГЭ, то нельзя требовать то, чтобы начальники департаментов образования в регионах не учитывали эти данные при лицензировании, аттестации и так далее. В ситуации полного отсутствия информации они, естественно, будут использовать результаты ЕГЭ».
Анатолий Каспржак согласился с выступавшими ранее в том, что делать выводы о качестве образования, основываясь на результатах ЕГЭ, нельзя. «Меня всегда удивляет, когда на радиостанции "Эхо Москвы" говорят, что в опросе на ту или иную тему 20% слушателей проголосовало "за", а 80% — "против". Мало того, что это только слушатели "Эха Москвы", так это еще только те активные, кто дозвонился. Но на основании их голосов почему-то делается какой-то вывод. О каких выводах мы можем говорить, если ЕГЭ по химии сдавали 7,4% выпускников школ, а по географии — 3,4%?»
«ЕГЭ вводился как независимая оценка уровня освоения школьной программы. А что вузы на вступительных экзаменах должны спрашивать? Им запрещено выходить за пределы школьной программы. Это не "два в одном". Это один результат, который могут использовать и те, и другие. И у тех, и у других есть своя специфика использования этого результата», — прокомментировал выступление Каспржака Виктор Болотов.
В завершение семинара директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина поблагодарила Галину Ковалеву за доклад и резюмировала, что исследование результатов ЕГЭ и сам экзамен решают разные задачи. «Исследование результатов ЕГЭ, их интерпретация — это большое поле, существующее вне зависимости от того, что представляет сам по себе ЕГЭ, какие цели он преследует и какие задачи решает, — отметила Абанкина. — Несомненно, ЕГЭ относится к одному из элементов современной социальной инфраструктуры, которая должна быть в любой стране. Но, конечно, это не единственный инструмент, и он много чем должен быть дополнен».
Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ
Презентация Г. Ковалевой «Единый государственный экзамен в системе оценки качества образования»
Вам также может быть интересно:
Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования
Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
В российском высшем образовании сложилась новая реальность
28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.
В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов
Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
78%
студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.
Вышкинский студенческий мониторинг качества образовательных услуг признан лучшим
Комитет по качеству образования Студсовета Вышки стал победителем Всероссийского конкурса студенческих практик в сфере повышения качества образования в номинации «Лучший проект, нацеленный на мониторинг качества образовательных услуг». Конкурс был организован Российским союзом молодежи совместно с Рособрнадзором и Ассоциацией студенческих объединений России.
Сильных вузов стало больше
В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».
Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается
Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.
Преподаватель — это менеджер знаний
Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».
Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов
Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».
CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ
Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.