Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Здесь нет старших»

Пять лет назад Лаборатория институционального анализа экономических реформ (ЛИА) стала первой научно-учебной лабораторией ГУ-ВШЭ. Перспективы развития таких лабораторий в университете и проблемы академического развития вуза в целом обсуждались 13 марта на торжественном заседании ЛИА.


Как призналась руководитель ЛИА, директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич, открывая пять лет назад лабораторию, ее создатели «не ставили себя в жесткие рамки и не очерчивали границ» — и именно такой подход к работе позволил ЛИА достигнуть существенных результатов. Не утомляя собравшихся излишней статистикой, Мария Юдкевич напомнила только, что за последние годы сотрудники лаборатории выпустили около 160 публикаций, организовали десятки научных семинаров и круглых столов, провели несколько школ и, конечно, участвовали в разнообразных международных конференциях.

— Я надеюсь, что и в следующие пять лет мы продолжим создавать институциональные прецеденты, новые институты, новые правила, по которым жить будет лучше и веселее не только нам, но и окружающим, — добавила руководитель ЛИА.

На заседании были названы и сотрудники лаборатории, особо отличившиеся в минувшем году. В номинации «Преподавательский дебют» была отмечена ассистент кафедры институциональной экономики, исследователь ЛИА Мария Семенова. Ассистенты ЛИА Яна Козьмина и Елизавета Сивак составили лучший «Преподавательский дуэт» лаборатории. Профессор кафедры институциональной экономики, старший исследователь ЛИА Леонид Полищук был награжден как автор «Публикации года», а ассистент этой же кафедры, ассистент ЛИА Илья Прахов был назван «Научным руководителем года».

Затем участники заседания вспомнили прошлое и поговорили о том, в каком направлении движется российское академическое сообщество сейчас.

Научный руководитель ЛИА, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов выделил два пути, которые могут привести студента или аспиранта в серьезную науку. Первый, традиционный для России, но также распространенный за ее пределами, — это путь подмастерья, когда начинающий ученый играет роль «обслуги», помощника ученых, уже заработавших себе имя. И хотя ничего страшного в такой ситуации, кажется, нет, она ведет к возникновению одного негативного эффекта. Ярослав Кузьминов назвал его «воспроизводством локального провинционализма»: люди начинают заниматься имитацией, соблюдением формализма и субординации, а не реальной научной работой. Это ведет к тому, что «молодежь» перестает уважать своих учителей: за что уважать тех, кто не дает тебе раскрыться?

— В этом смысле молодежный коллектив, каким является ЛИА, имеет существенное преимущество, — полагает ректор ГУ-ВШЭ. — Здесь нет старших. Это коллектив, держащийся на горизонтальных связях и работающий в режиме свободной академической конкуренции. ЛИА дает пример настоящей академической социализации всему российскому академическому сообществу, которое нуждается в мотивационном возрождении.

Этим примером активно воспользовались в самой Высшей школе экономики. Появление ЛИА стало катализатором создания в Вышке целой сети научно-учебных лабораторий (НУЛов), хотя поначалу лаборатория институционального анализа задумывалась как «нечто уникальное и невоспроизводимое».

— Достаточно быстро выяснилось, что эта система вполне тиражируема, — сказала Мария Юдкевич, — и сейчас все НУЛы Вышки напоминают мне фонтан «Дружба народов» на ВДНХ, правда, нас уже больше пятнадцати. Хорошо быть не уникумом, а одной из сестер в большой семье.

Поздравить ЛИА с пятилетием пришли представители других лабораторий ВШЭ. К примеру, из Санкт-Петербурга приехал заведующий Лабораторией социологии образования и науки Даниил Александров, который признался, что впервые увидел, каким может быть научный коллектив, когда познакомился с работой ЛИА.

— Тогда я попытался воспроизвести в питерской Вышке это ощущение восторга от коллективной деятельности, которая называется наукой, — рассказал Даниил Александров. — Это действительно вознаграждение, которое люди получают помимо денежных оплат. И я очень рад, что в Вышке придумали, как эту коллективную работу можно институциализировать. Правда, я выскажу одно опасение: важно, чтобы лаборатории не превращались в научные школы. Нам нужно научиться отпускать коллег в свободное плавание.

Заведующий Лабораторией анализа и выбора решений, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Фуад Алескеров «решил сразу говорить о проблемах». Главную из них он видит в том, что «теоретическое знание не доводится до потребителя». Поэтому, чтобы теоретические разработки не пропадали даром, а подвергались практическим испытаниям и применению, Фуад Алескеров считает необходимым создавать научно-учебные группы непосредственно при лабораториях, а также выходить на прямое сотрудничество с научными центрами при зарубежных университетах, которые по сути являются теми же лабораториями.

О том, как создавалась лаборатория «Центр фундаментальной социологии», напомнил ее руководитель, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Александр Филиппов. Убежденный в том, что «теоретической социологии в России нет», он, тем не менее, нашел в Вышке группу студентов, которым интересна сугубая теория, и преподавателей, которые готовы ей учить.

— Мы забили головы студентов такими курсами, обеспечили их таким пакетом образования, что я пожалел, что меня в свое время никто так не учил, — сокрушенно заметил Александр Филиппов, добавив, что лаборатория всегда должна существовать в режиме стресса и перегрузок.

Декан факультета экономки, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Владимир Автономов рассказал о том, какое влияние на деятельность его факультета оказало создание ЛИА.

— Выражаясь научным языком, позитивные экстерналии от этой лаборатории мы получаем давно, вслед за ней у нас на факультете одна за другой стали рождаться лаборатории, — сказал он. — Получился замечательный эффект: «взрослые» ученые стали больше заниматься исследованиями, ведь им пришлось доказывать молодым коллегам, что они все еще чего-то стоят.

Руководитель Лаборатории исследований рынка труда, проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин разбавил серьезный тон последних выступлений, пожелав, чтобы Вышка когда-нибудь отметила не только рождение, но и смерть первой лаборатории. Ведь «все время только рождаться — это неестественно с точки зрения демографии».

— Я не думаю, что существует универсальная форма создания лаборатории, но пять лет назад мы стали свидетелями удивительного выплеска энергии и энтузиазма, который не иссяк до сих пор, — сказал Сергей Рощин. — Я вам хочу пожелать, чтобы вы оставались несерьезными.

Впрочем, пожелания Сергея Рощина сбудутся, вероятно, наполовину. Формальная «смерть» первой научно-учебной лаборатории будет зафиксирована, но, на самом деле, ЛИА лишь трансформируется в более серьезную структуру. Речь идет о предстоящем преобразовании ЛИА в Институт институциональных исследований с несколькими кафедрами и лабораториями — с соответствующим предложением к Ученому совету ГУ-ВШЭ планирует обратиться Ярослав Кузьминов.

— Но мне очень бы хотелось, чтобы структура, которую мы создаем на базе лаборатории, не обросла формальностями, чтобы сохранилось регулярное общение, проводились семинары, как это происходило на протяжении пяти лет, — отметил ректор ГУ-ВШЭ. — Вообще нам нужно развивать сеть неформальных связей внутри университета, «оживлять» взаимодействие между лабораториями и кафедрами. Это Рубикон, который Вышке еще предстоит перейти, но Лаборатории институционального анализа это сделать уже удалось.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Военная подготовка необходима всегда»

В конце марта начнется конкурсный отбор первокурсников НИУ ВШЭ в Военный учебный центр

5 марта

«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ

Заседание Ученого совета НИУ ВШЭ 26 февраля было посвящено науке. Участники заседания обсудили результаты научной деятельности университета, работу аспирантуры и диссертационных советов через призму приоритетов научно-технологической политики страны. Кроме того, состоялся конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

3 марта

«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества

19 февраля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся студенческий фестиваль, посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы. В течение дня проводился показ фильмов III Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству», в холлах работали тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и героям СВО, а также площадки патриотических студенческих организаций. Вечером состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

21 февраля

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

10 февраля

«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024

10 февраля в НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) 2024 года. На конкурс было подано 1916 работ, победителями и лауреатами стали 320 человек, и награждение было проведено на четырех секциях: социальных наук, экономико-менеджериальных наук, точных наук, гуманитарных наук и креативных индустрий.

12 февраля

Вам также может быть интересно:

Вышел новый номер «Окон роста»

Его основная тема — преподавательская надбавка как новый стимулирующий инструмент. Кроме того, из этого номера вы узнаете, какие курсы Центра академического письма Вышки и для кого могут быть полезны, в каком новом антиюбилейном проекте можно принять участие, и прочитаете воспоминания некоторых сотрудников об университете. Вместе с «Окнами роста» выходит 18-й выпуск приложения «География Вышки» с рассказом профессора Школы филологии Миры Бергельсон о воротах Аляски — Анкоридже.

Американский студент выбрал ВШЭ для начала научной карьеры

Студент магистерской программы «Население и развитие» Томас Эспи родился в Алабаме, но всегда интересовался русским языком и культурой. Со временем он выучил русский язык и приехал в Москву учиться. Томас рассказал новостной службе ВШЭ о своих научных исследованиях, впечатлениях от учебы и от Москвы.

НИРС-2015: Шерлок Холмс против пиратов

Накануне Нового года были подведены итоги очередного конкурса научно-исследовательских работ студентов ВШЭ. Из почти тысячи работ по 17 направлениям жюри отобрало 94 призера. А мы выбрали несколько работ, показывающих, насколько широки и нетривиальны исследовательские интересы студентов Вышки.

Ярослав Кузьминов представил нового директора кампуса ВШЭ в Нижнем Новгороде и рассказал о перспективах развития вуза

4 июня ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов посетил нижегородский кампус НИУ ВШЭ и обсудил с коллегами перспективы развития университета.

Новая лаборатория будет исследовать проблемы развития Москвы без оглядки на мнение городских властей

14 мая в Высшей школе урбанистики ВШЭ прошла презентация Лаборатории полевых исследований города ВШЭ, которая будет проводить исследования в сфере социологии и социальной географии, формируя новую коммуникативную площадку ученых, общественных деятелей, городских активистов и студентов.

НИРС-2013: студентов-победителей наградили поездкой в Нидерланды

25 декабря в Высшей школе экономики состоялась церемония награждения победителей и лауреатов Конкурса научно-исследовательских работ студентов 2013 года.

Конкурс НИРС – 2013: итоги подведены

Подведены итоги ежегодного Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) ВШЭ. Публикуем список победителей и лауреатов конкурса.

«Высокие требования окупаются большими возможностями»

Какие возможности для построения научной карьеры открывает аспирантура ВШЭ? Чем она привлекает молодых ученых? О своем опыте обучения в аспирантуре рассказывают аспирант кафедры демографии Екатерина Митрофанова и аспирант кафедры макроэкономического анализа Ольга Кузнецова.

Ученый совет: конкурс ППС и регламенты работы

1 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.

Academic writing center: новые курсы

В феврале стартуют новые программы Academic writing center ВШЭ — «Академическое письмо и сопутствующие компетенции» и «Техника презентаций». Комментирует руководитель проекта Женя Бакин.