Бесплатного среднего образования в мире нет?
7 сентября Институт развития образования ГУ-ВШЭ провел очередное (первое в новом учебном году) заседание семинара «Актуальные разработки и исследования в области образования». С докладом «Размывание границ: изменяющиеся формы и многообразное влияние частного репетиторства» выступил директор Научно-исследовательского центра по сравнительному образованию CERC в университете Гонконга, профессор Марк Брэй.
Марк Брэй до 2006 года преподавал в университетах Эдинбурга, Папуа — Новой Гвинеи, Лондона и Гонконга. С 2006 по 2010 годы занимал пост директора Международного института ЮНЕСКО по планированию образования (IIEP). Профессор Брэй был президентом Всемирного совета ассоциаций сравнительного образования (WCCES) в 2004–2007 годах. Он автор публикаций в области сравнительного образования, управления и финансирования образования. Стал первым ученым, системно изучающим репетиторство как часть сферы образования. Его пионерские работы в этой области открыли новые направления в теории образования, в экономике и социологии образования.
По словам научного руководителя Института развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ Исака Фрумина, «это один из самых часто цитируемых исследователей сферы образования в мире, человек, который доказал, что эпоха «великих географических открытий» в образовании не завершена. Марку Брэю принадлежит и первое употребление термина «теневое образование», обозначающего неофициальную составляющую образовательного процесса. Самому распространенному проявлению «теневого образования» — репетиторству — и был посвящен доклад.
— Дополнительные частные уроки по какому-либо языку, математике, физике и другим предметам — весьма распространенное во всем мире явление, — сказал профессор Брэй. — Часто учителя, преподаватели вузов и студенты занимаются с учениками школ. Я буду говорить только о таких формах, когда за дополнительные занятия по основным предметам платятся деньги. Репетиторство не просто существует, оно развивается, использует разные каналы коммуникации: постепенно получает распространение репетиторство через Интернет.
В разных странах репетиторство имеет свою специфику. К примеру, в США правительство разрабатывает программу по частному репетиторству, то есть фактически выделяет значительные средства на эти услуги, чтобы сделать их максимально доступными. Не секрет, что многие семьи тратят очень много на оплату услуг репетитора. Такое положение, по мнению Марка Брэя, может усилить социальное неравенство.
Еще одно негативное проявление — дополнительные уроки своим ученикам. Преподаватель не выкладывается на основном занятии для того, чтобы получить дополнительный доход за счет частных уроков. Это, по мнению профессора Брэя, очень болезненный вопрос, поскольку он связан с коррупцией: учитель вынуждает заниматься дополнительно, чего-то недодает на занятиях специально, завышает или занижает оценки и так далее. Именно по этой причине в некоторых странах заниматься репетиторством со своими учениками запрещено.
— «Теневое образование» (репетиторство), — продолжил Марк Брэй, — существует параллельно с основной системой образования. Изменение школьной программы или появление национального экзамена приводит к изменению системы репетиторства.
То, что «теневое образование» охватывает значительную часть потребителей образовательных услуг, подтверждается статистическими данными. В частности, в Корее 73 процента учеников начальной школы получают дополнительное образование, занимаются с репетитором по основным предметам, а 56 процентов корейских школьников продолжают эту практику и в средней школе. Основной мотив — подготовиться и хорошо сдать тот или иной экзамен, поступить в университет или колледж. Но иногда действуют и другие мотивы. Например, ученик занимается дополнительно «за компанию», чтобы больше общаться с друзьями, или просто потому, что ему интересен предмет. Кроме того, в Корее занятия в школах заканчиваются около 15.00. В это время обычно родители детей еще на работе. Поэтому занятия с репетитором призваны заполнить это время, чтобы ребенок был под присмотром педагога.
Еще одна сторона обсуждаемой проблемы, которую затронул докладчик, — финансово-экономическая. Развитие репетиторства может быть связано с заработной платой педагогов. Чем ниже зарплата, тем выше вероятность того, что учитель или преподаватель будет давать частные уроки.
Объемы оборота средств в этом секторе образования растут год от года. В некоторых странах этот рост составляет более 10 процентов ежегодно. Даже в Африке, где система образования в целом не развита так хорошо, как в других регионах мира, репетиторство получило распространение. По имеющимся у профессора Брэя данным, объем рынка «теневого образования», например, в Германии составляет 1,5 млрд. евро в год, в Греции — 1,7 млрд. евро, во Франции — 2,21 млрд. евро. В Корее и Турции объем рынка еще больше. Такие данные опровергают распространенный во всем мире тезис о бесплатном школьном образовании.
— Кто же становится репетитором? — задается вопросом Марк Брэй. — Во-первых, существуют профессиональные тьюторы, для которых репетиторство — обычная постоянная работа. Существуют даже многонациональные компании по предоставлению услуг репетиторства, действующие во многих странах мира. Во-вторых, это учителя школ и преподаватели вузов, для которых репетиторство — неосновная работа. Много репетиторов из числа педагогов-пенсионеров, а также студентов, еще не имеющих высшего образования. Иногда с учениками начальной школы занимаются и старшеклассники. Это не очень распространенное явление, но оно существует.
Вообще же ситуация с репетиторством в разных странах очень разная. То, что существует в России, трудно найти в азиатских странах, и наоборот. Репетитор может не соответствовать официальным критериям для преподавательской работы по уровню профессиональной подготовки (студенты), возрасту (пенсионеры), размеру академической группы.
— Например, в Гонконге, где я живу и работаю последние 25 лет, — рассказал Марк Брэй, — некоторые репетиторы собирают огромные аудитории, как концерты. Они могут быть идолами молодежи, их портреты размещены на огромных плакатах и на автобусах. Некоторые их них стали миллионерами. При этом один из них провалил экзамен на диплом бакалавра.
У обсуждаемой проблемы существуют и социально-психологические аспекты. Так, по имеющимся наблюдениям, услугами репетиторов пользуются не только слабые ученики, но и наоборот, хорошо подготовленные. Это приводит к разрыву в уровне подготовки даже в пределах одного класса школы. Репетиторство может стать обязательным условием социального роста. Например, поступить в престижный университет без дополнительных занятий практически невозможно.
В завершение своего сообщения Марк Брэй обратил внимание на то, что во многих странах государственные органы управления образованием предпочитают не обращать внимания на репетиторство.
— Я же считаю, что министерство образования, по крайней мере, должно знать, каково состояние дел в этом секторе, и выстраивать соответствующую политику. С одной стороны, это дополнительная занятость населения (учителей и преподавателей) и, соответственно, рост доходов. С другой стороны, возникает и ряд проблем, связанных с социальным неравенством (не все семьи могут оплачивать услуги репетитора), с методикой преподавания, с налогообложением. Часто ведь репетиторство не дает знаний по предмету, а является «натаскиванием» для сдачи экзамена. Поэтому все это нужно изучать, исследовать, анализировать, чтобы понимать, что происходит, в каком направлении развивается, — резюмировал докладчик.
Отвечая на вопросы участников семинара, Марк Брэй рассуждал о том, что дополнительные занятия, например, по музыке и танцам — не основным школьным предметам — это определенный социальный капитал, формирующий положение человека в обществе. И это тоже часть «теневого образования». Существует даже репетиторство для детей дошкольного возраста.
Интересовало участников семинара и то, насколько качественны услуги репетиторов.
— Качество репетиторства может быть очень разным, — ответил он. — Это зависит не только от квалификации репетитора, но и от мотивации ученика. Но такова же ситуация и в «открытом» секторе образования. Проблема в том, что качество таких услуг оценить крайне сложно: родители, как правило, не присутствуют во время занятий, а проверить можно только постфактум — сдал или не сдал ребенок экзамен. Естественно, что в крупных городах, где есть университеты, конкуренция в этой сфере выше, поэтому выше и качество услуг. В сельской же местности ситуация сложнее. Но все это можно свести к вопросу социального неравенства.
Профессор Брэй высказал свое мнение и по поводу запретов на занятие репетиторством:
— Бороться, на мой взгляд, не надо. Надо наблюдать и изучать, менять по необходимости политику в сфере образования. Есть страны, где пытались и пытаются это все запретить. Но искоренить нельзя — репетиторы уходят в «тень», перестают платить налоги. Если есть спрос — будет и предложение. Наблюдать необходимо еще и потому, что ситуация в «теневом образовании» отражает то, что происходит в «открытом» образовании. Это явление может быть рассмотрено с разных точек зрения, с позиций экономики, социологии, педагогики, психологии.
Подводя итоги дискуссии, директор ИРО ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина, поблагодарила Марка Брэя за «содержательный и хорошо структурированный доклад» и заключила, что «в мейнстрим-образовании и в репетиторстве есть как хорошее, так и плохое».
— Думаю, что вычленять из процесса образования только аспект академических достижений нельзя, — добавила она. — Важны и другие аспекты. Школа не только учит, но и социализирует. Важно, чтобы обе системы дополняли друг друга, чтобы репетиторство сопровождало официальную систему. Тогда будет и комплексный результат. Плохо, когда репетиторство означает только дополнительную нагрузку для ученика, когда он попадает в стрессовые ситуации.
Исак Фрумин, высоко оценив исследование, проведенное Марком Брэем, констатировал:
— У любой публичной услуги всегда появляется ее теневое сопровождение. До конца удовлетворить все запросы просто невозможно, поэтому теневая часть рано или поздно возникает. Как только мы что-то меняем в официальной части, например, вводим систему контроля качества образования (ЕГЭ помимо прочего эту функцию тоже выполняет), начинает развиваться соответствующий вид репетиторства. Мне кажется, что важно изучать саму технику репетиторства, приводящего к положительному результату.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»
Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.
Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России
18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.
Волонтеры: Академия Матиуша для детей без родителей
В феврале студенты Высшей школы экономики запустили проект «Академия Матиуша», цель которого — помочь в учебе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Об этом рассказывает руководитель проекта, магистрант факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Владимир Коршаков.
Конвейерное обучение штучных специалистов
29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.
«В Японии нет особых проблем с нарушением прав человека»
«Гражданское общество в Японии: своеобразие в международном сравнительном контексте» — с лекцией на эту тему на семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ 24 января выступила Маки Кайта, аспирантка кафедры гуманитарных и социальных наук японского университета Цукуба.
Роберто Унгер: экономика против экономики
14 декабря в Высшей школе экономики с открытой лекцией выступил известный бразильский ученый, профессор Гарвардской школы права, экс-министр стратегического развития Бразилии Роберто Мангабейра Унгер.
Открытый урок преподавателя Сасаки
30 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ состоялся открытый урок по японскому языку ведущего преподавателя школы «Интеркультура» (Токио) Сасаки Хаято. Своими впечатлениями от занятия поделились студенты факультета, изучающие японский язык.
Религия и гражданское общество: польский взгляд на Россию
Факультет философии ВШЭ организовал серию встреч с польским социологом религии профессором Енджеем Моравецким и провел научную конференцию «Модели религиозно-мифологического мировосприятия и гражданская идентичность».
Этика управления по Джентайл
27 сентября в ВШЭ состоялась встреча с Мэри Джентайл, старшим научным руководителем колледжа Babson (США) и автором книги «Дайте ценностям право голоса».
«Какая это странная идея — Большая Москва…»
25 июня в Высшей школе урбанистики ВШЭ с открытой лекцией «Планирование московской агломерации и принципы развития транспортного обслуживания» выступил американский урбанист, совладелец консалтинговой компании «Nelson\Nygaard» Джеффри Тумлин.