• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как в добром старом кино

25 ноября в московском Доме кино Высшая школа экономики отметила свое 11-летие торжественным вручением премий «Золотая Вышка».

Фанфары. Дефиле девушек в черном с внешностью моделей. Номинанты и лауреаты. Сцена Дома кино… Что это? Кинофестиваль, скажете вы. И окажетесь почти правы. Действительно, 25 ноября в московском Доме кино прошел абсолютно «киношный» ритуал. Но на сей раз, на прославленной киноплощадке в роли кинематографистов оказались студенты и преподаватели ГУ-ВШЭ. Школа отметила свое 11-летие торжественным вручением премий «Золотая Вышка». И, как на настоящем кинопразднике, здесь были номинации на главные роли, на роли второго плана и даже лучшую «массовку». А также премии для лучших сценаристов, продюсеров, режиссеров. В самом деле, по «сценариям» вышкинских ученых выстраиваются сегодня сложнейшие управленческие решения, профессора университета каждодневно играют главные роли в российском образовании, а руководители Школы «продюсируют» и «режиссируют» жизнь всего значительно повзрослевшего за минувшие 11 лет вышкинского организма. Как сказал со сцены праздника ректор Школы Я.И.Кузьминов, сегодня в ГУ-ВШЭ учатся 11 тысяч студентов и аспирантов, работают тысяча преподавателей и научных сотрудников, полторы тысячи человек обеспечивают повседневную работу университета. К сожалению, зал Дома Кино смог вместить только одну двадцатую этого большого коллектива. (Правда, не все места были заполнены приглашенными — организаторы мероприятия немножко перестарались, жестко квотируя пригласительные билеты для сотрудников).

Каждой номинации премии предшествовала ироничная кинозаставка — цитата из бессмертного гайдаевского фильма. Узнаваемые эпизоды смотрелись неожиданно свежо в контексте университетской, да и общероссийской жизни, и поэтому зал всякий раз реагировал на эти киноцитаты хохотом и аплодисментами. Затем под свет софитов выходили номинанты премий и, согласно «оскаровскому» ритуалу, конверт с засекреченным до поры решением конкурсной комиссии вскрывал кто-то из почетных гостей праздника — руководители Минпромнауки и Минобразования, Госкомстата России, президент Школы Александр Шохин, который в день рождения Школы отпраздновал и свой собственный день рождения. Дипломы лауреатов и статуэтку «Золотой Вышки» получили: Леонид Григорьевич Ионин, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой, декан факультета прикладной политологии, Игорь Владимирович Липсиц*, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики фирмы, Ринат Кирдань, студент 4-го курса Международного института экономики и финансов, Константин Седов, выпускник факультета экономики 1997 года, Генеральный директор «Кунцевского химического комбината», студенческий коллектив «Xion Group», коллектив Высшей школы менеджмента и научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Григорьевич Ясин. При этом студент Кирдань стал самым счастливым из лауреатов — кроме премии он получил еще и ноутбук фирмы Compaq, который вручил ему лично директор компании Фостер Групп, выпускник нашей школы Борис Хобод. Решено что в будущем все лауреаты премии «Вышка» в номинации «За успехи в учебе» будут получать подарки от этой компании.

Как на настоящем кинофестивале церемония вручения премий сопровождалась концертными номерами, которые были также органично встроены в стилистику и логику кинематографического шоу. Особенно понравился зрителям скетч по мотивам классической кинокомедии «В джазе только девушки», динамично и смешно сыгранный трио из Студенческого театра ГУ-ВШЭ. И, как в старом добром кино, в заключение на сцену выехал огромный торт с одиннадцатью свечками — по числу прожитых университетом лет. Теперь, после вечера в Доме кино мы с полным основанием можем сказать, что у «Вышки» есть свой «Оскар» — золотая птичка надежды.

* * *

Впечатления участников

Вот и прошел первый в череде торжеств этого года вечер в честь дня рождения Школы. Торжество прошло для всех по-разному, и поэтому мы решили дать возможность всем желающим поделится своими впечатлениями.

Итак,
Впечатление первое. Музыкальное.

Бас-бидон кефира

Утро началось с телефонного звонка и слова «КЕФИР». Что меня разбудило больше, сама не знаю. Ясно было одно, а точнее, два: музыканты едут и им нужен кефир. Понятное дело, потащилась в магазин. Кефир был закуплен с запасом.

«Easy Winners» — питерский джаз-бэнд из пяти человек: справа у окна Моника (маракасы, вокал) ест котлетки из баночки, у плиты Вася (гитара) наливает себе кофе, Андрей (банджо, бас-бидон, казу, вокал) пытается усесться на табуретке «левым полупопием», чтобы хватило места для еще одного человека, Виталик (корнет) отказывается от табуретки в пользу правого полупопия Андрея и садится на футляр своего корнета (у нас не хватает стульев), и, наконец, второй Вася (аккордеон) слева и, опять же, у окна ведет себя несколько спокойнее остальных — молчит. Кефир исчезает с могучей скоростью.

«Easy Winners» на удивление easy. Я почти не чувствую смущения оттого, что не знаю значения слова «диксиленд» и не могу похвастаться джазовой фонотекой. А когда разговор переходит на музыкальные прибамбасы вроде колонок и усилителей, Моника вздыхает и вообще уходит перерисовывать варежки из журналов по рукоделию. Кстати, чехлы на маракасы она вязала сама — а то они слишком сильно гремят. Почувствовав облегчение — джаз-музыканты, оказывается, бывают вполне земными! — я даже подвергла их маленькому испытанию: зашивала в их присутствии колготки. Они, кстати, держались мужественно — правда, в основном потому, что держали глаза закрытыми и пытались спать.

«Easy Winners» играют новоорлеанский джаз в той степени, в которой это возможно в наше время — все-таки инструменты не совсем аутентичны. Тем не менее, в их арсенале много чего интересного. Например, конструкция под названием бас-бидон, сделанная из половины бочки, палки, лески, винной пробки и колка. В метро его иногда принимают за туалет для дачи. Или вот, казу — дудка ручной работы, основная часть которой раньше была флаконом женского дезодоранта. А на корнете Виталика вообще стоит дата — 1900 год, и в некоторых своих местах корнет действительно так стар. Просвещали меня на этот счет в метро, там же происходила демонстрация некоторых инструментов. Остальные я увидела уже в Доме Кино, куда пришла за несколько минут до того, как белоснежные тортоформы начали спускать по лестницам в фойе. «Easy Winners» разыгрывались перед выступлением. По секрету они сообщили мне, что заначка кефира уже выпита и что им никто не аплодировал — а жаль. А потом они стали играть, и те, кто это слышал, наверняка и без меня поняли, как это было здорово. Мне и впрямь казалось, что это поют не Андрей и Виталик, спорившие с утра из-за чьих-то там полупопий, и не Моника, которая призналась, что не знает ни одного иностранного языка, — а просто поставили старую-престарую пластинку где-то в укромном местечке и голос из далеких-предалеких времен доносит до нас нехитрые английские слова. А казу, кстати, издалека оказалось похожим на сигару, и, глядя в окошечко фотоаппарата, я не сразу узнала флакончик из-под дезодоранта «Импульс».

Жаль только, что джаз закончился слишком быстро. Разошлись немногие танцующие пары, разошлись все, ради кого эту музыку везли из самого Питера. Похоже, мы понемножку теряем умение веселиться просто для того, чтобы веселиться, даже когда для этого есть и место, и время, и «Easy Winners» с почти что самым настоящим новоорлеанским джазом.

Если у кого-то вдруг возникнет желание наверстать упущенное, приезжайте в Петербург: в «Пурге» по вторникам и в «Красном лисе» по средам туалет для дачи снова становится бас-бидоном — а это волшебство почище, чем в сказке о Золушке!

* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.