Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Креативный класс от Дмитрия Быкова*

22 января в Высшей школе экономики состоялась встреча с поэтом, писателем и журналистом Дмитрием Быковым (эпитет "известный" опускаем, поскольку этот автор уже балансирует на грани известный-знаменитый).


Романист и колумнист Дмитрий Быков с охотой и много пишет, а всевозможные журнальные и книжные редакции и издательства с охотой и много его публикуют. Он лауреат и победитель всяческих литературных конкурсов. В том числе, к примеру, в 2006 году с биографией "Пастернак" занял первое место в престижном состязании "Большая книга" (организаторы этого конкурса уверяют, что в мире литературы это вторая — после Нобелевской — премия по величине вознаграждений, выплачиваемых победителям).

Официальной темой встречи в Вышке, которую организовал клуб "Креативный класс" отделения культурологи факультета философии ГУ-ВШЭ, значилось обсуждение свежего романа Дмитрия Быкова "Списанные". Сюжет романа пересказывать, конечно, не буду — читатель вправе сам проследить за развитием интриги. Скажу лишь, что главный герой — сценарист Свиридов, стряпающий на заказ сценарии к разным "русским сериалам" — внезапно попадает в некий таинственный список. Очень нехороший список. Потому что список составлен где надо. Сотрудниками сами знаете какой федеральной службы. Из-за чего герой начинает испытывать массу проблем — то с выездом за рубеж, то с работой и т.п. И при этом никаких официальных обвинений, никаких объяснений, ни даже намеков — ничего! Естественно, Свиридов пытается выяснить, что же это, собственно, за список. А главное — за что его туда вписали? Ведь вроде нигде не состоит, ни в чем таком не участвует… Можете не сомневаться, в ходе "расследования" обнаружится просто невероятное число причин, по которым современный россиянин запросто может оказаться "списанным".

Неудивительно, что обсуждение этой книги прошло в формате рефлексии на тему судеб русской интеллигенции и по духу напоминало советские кухонные посиделки 70-80-х годов прошлого столетия. Д. Быков держался с присущей ему независимостью, был бодр и искрометен, однако эта жизнерадостность в облике удачливого писателя парадоксальным образом сочеталась с какой-то чуть ли не диссидентской затравленностью и обреченностью.

Аудитория пыталась дать свои интерпретации основной идеи "Списанных". Кто-то счел, что Быков "все упрощает", кто-то, наоборот — что переусложняет и демонизирует. А некоторые и вовсе набирались дерзости и признавались, что смогли осилить лишь 30 страниц, и это несмотря на то, что будучи математиками, стараются оставаться в культурном контексте и изо всех сил следить за книжными новинками.

Дмитрий Быков не без интереса выслушивал, как его истолковывают собравшиеся представители интеллигенции, и признался, что сам он этот свой роман не очень-то любит, однако любит отдельные его куски. Один из таких даже зачитал вслух.

Кусок был смачным, про желание одного из героев романа пожрать. С возбуждающим аппетит описанием борща, да сальца с черным хлебушком, да непременно с водочкой. А еще этот отрывок был про то, как за нехитрыми процедурами вроде "пожрать" жизнь-то и проходит. И список вот этих необходимых каждому человеку процедур никогда не меняется.

Выходит, спрашивали Быкова, что все в нашей жизни можно (и нужно?) отнести к тому или иному списку? И главное лишь, чтобы это не был особый, если не сказать, особистский, список, составленный там где надо, сами знаете где. И тогда находящемуся в списке человеку будет не то чтобы счастье, а хотя бы ему будет чем заслониться от страха, что он — в очереди на попадание в особый список. Быков в ответ лишь улыбался и просил еще мнений.

Участники дискутировали долго. Быков подвел жирную черту "итого" высказыванием еще одного из своих героев, мол, "быть живым, значит — уже быть в каком-то списке", потому что людям так удобнее, когда все и всё разложено по полкам списков.

И затем снова долго-долго спорили о судьбах отечественной интеллигенции и ее месте в народе. Не только аудитория мучила писателя вопросами, но и сам писатель неоднократно обращался к ней с вопросами. ("Учительская привычка", — объяснил Быков, который, как выяснилось, действительно сейчас трудится учителем русского языка и литературы в школе.) Вы никогда не задумывались, вопрошал Быков, почему так называемые авторские песни, одновременно и "не сговариваясь" появившиеся в середине 1950-х годов у живущих в разных концах огромной страны поэтов-интеллигентов, вмиг стали народными? Впрочем, на многие адресованные аудитории вопросы ему все же пришлось ответить самому, видать, тоже "учительская привычка". Вот и на этот свой вопрос он ответил сам же: "Народом называется тот, кто пишет народные песни. Авторская песня, ставшая народной, — лучший показатель того, что интеллигенция в то время стала народом". (Напомним, "тогда" — это 1953-й год, "кто-то" умер, быковская метафора — "рухнула стена"). "Фольклор пишет тот, кто осведомлен о правилах жизни", — добавил Дмитрий.

"А должна ли интеллигенция испытывать чувство вины?" — вопрошали из зала. "Вы попали в нерв, — ответствовал писатель, — чувство вины присуще интеллигенции, которая в меньшинстве. Должна ли учительница испытывать чувство вины перед сантехником? А за что, собственно?"

Однако писатель тут же высказал нечто поразительное, он словно смирился с этим интеллигентским комплексом "без вины виноватого": "Главное, чтобы чувство вины можно было перевести в стихи, а не в революции!"

Порой Дмитрий сыпал сплошь афоризмами (да так, что казалось, иначе он и разговаривать-то не умеет, что ни фраза — то Мысль, а что ни мысль — то Фраза). Чего стоит одно его опрометчивое заявление, что "художественное бывает точнее социологического". Вот уж ему повезло, что социологов Вышки в тот вечер в аудитории не было.

Иной раз противоречивый, но всегда уникально велеречивый (оба слова в корне своем хранят "речь"),  веселый и грустный, толстый (не виноватая я, он сам себя так называл!) и удивительно тонкий, игрок (в слова) и педагог Быков провел подлинный мастер-класс. Будучи мастером, он просто показал класс.

"А можно ремарку?" — спрашивали из зала посреди очередного его монолога.

"Можно даже Хемингуэю!" — отвечал он, и под смех аудитории огорошивал: "Признаюсь, мое такое забалтывание идет от сосущего чувства бессмыслицы существования".

Что ж, он — блестящий стилист, блистательный интеллектуал, который может позволить себе многое. Безудержную откровенность, например. Он называл вещи своими именами, а жену перед чужими людьми — Иркой.

Кстати, о жене — той самой, которая должна быть музой поэта и верным боевым товарищем любого уважающего себя русского писателя. Быкова спросили, каким он представляет себе идеального читателя? Он, конечно, вспомнил и предложил на эту роль кандидатуру любимой женщины, но потом оговорился, что из последнего романа та прочла всего страниц 30, как и некоторые честные товарищи, присутствующие в аудитории, так что вот идеальным читателем для него стал профессор кафедры наук о культуре Ян Левченко — устроитель нынешнего мастер-класса. А вообще, идеальный читатель — интеллигентный человек, который когда-то боялся, а потом этот страх преодолел.

Также писатель сообщил, что продолжение "Списанных", которое он анонсировал в конце романа, не состоится. Во всяком случае не выйдет вторая книга из обещанной трилогии. Дело в том, что эту полностью написанную и уже сданную в издательство рукопись Быков решил не публиковать. Почему? Об этом чуть позже. А пока — о чем, по словам писателя, была эта вторая книга.

Речь в ней идет о приключениях "последних героев" на острове Джоппа. Ну, разумеется, название острова продиктовано тем, что его открыл "известный мореплаватель Джопп". А что вы еще могли подумать про ласкающее слух название?

Описание жизни на острове, состоящем из двух волнительных волнообразных половинок (Быков даже нарисовал плод своей географической фантазии на доске), разделенных какой-то неведомой тропой аккурат посередине, повергало в шок и уныние. Уныние не от сюжета и уж, конечно, не от залихватского мастерства рассказчика, а от того, как убедительно автор показывает — кто-то сверху (но не с небес, а поближе) манипулирует нами, причем не только нашими поступками, но даже и нашими желаниями.

В неопубликованном романе последние герои, среди которых, кстати, всё сплошь первые лица нашего ТВ (вслед за Быковым условно назовем их сванидзе-соловьевы), проходят через ряд затейливых испытаний. Потом, когда совершенно уж устают питаться одними лишь змеями, решают убраться с острова восвояси. Но им не позволяют — шоу должно продолжаться. Что делать? Взбунтоваться и взять ведущего в заложники! Но восстав и взяв в плен шоумена по фамилии Познер (и поглумившись над ним), вдруг узнают что этот бунт за них придумал некий Эрнст в Москве и что именно он их грамотно подтолкнул к такой развязке. В общем, вывод — иногда только кажется, как ловко и замечательно ты сам все придумываешь, а на самом деле кто-то всегда тобой грамотно управляет.

Затем на долю участников шоу выпадает еще целый ряд испытаний, страданий, переживаний, кто-то даже погибает от рук и зубов местных людоедов, и, в конце концов, как они ни брыкались и как ни бунтовали, а пришлось вернуться к тому формату игры, с которого все и началось. По-быковски это, разумеется, звучало более изысканно: "они вернулись к тому способу угнетения, в котором есть хоть какие-то зачатки утонченности". Такая вот робинзонада.

Быков написал эту книгу аккурат к моменту, когда реальные "последние герои" Ерофеев и Джигурда сбежали с реального острова, и весь его вымысел-замысел внезапно стал, по мнению Дмитрия, походить на пародию. А ему требовалась драма. Что ж, настоящий писатель — катализатор историй, и Быков обратился к другим сюжетам.

Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Ивана Морякова

Дмитрий Быков в Высшей школе экономики 11 марта 2010 г.

* Дмитрий Быков включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Военная подготовка необходима всегда»

В конце марта начнется конкурсный отбор первокурсников НИУ ВШЭ в Военный учебный центр

5 марта

«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ

Заседание Ученого совета НИУ ВШЭ 26 февраля было посвящено науке. Участники заседания обсудили результаты научной деятельности университета, работу аспирантуры и диссертационных советов через призму приоритетов научно-технологической политики страны. Кроме того, состоялся конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

3 марта

«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества

19 февраля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся студенческий фестиваль, посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы. В течение дня проводился показ фильмов III Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству», в холлах работали тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и героям СВО, а также площадки патриотических студенческих организаций. Вечером состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

21 февраля

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

10 февраля

«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024

10 февраля в НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) 2024 года. На конкурс было подано 1916 работ, победителями и лауреатами стали 320 человек, и награждение было проведено на четырех секциях: социальных наук, экономико-менеджериальных наук, точных наук, гуманитарных наук и креативных индустрий.

12 февраля

Вам также может быть интересно:

Диалекты хантов различаются больше, чем славянские языки

Исследовательница из НИУ ВШЭ и Института системного программирования РАН Идалия Федотова посчитала основные лексические различия в диалектах хантов. Оказалось, что сегодня этот малочисленный народ говорит не на двух, как считалось ранее, а на трех отдельных языках. Результаты опубликованы в журнале «Урало-алтайские исследования».

Изображая инопланетянина: как западная и восточная культура влияют на творчество и его оценку

Понятие «креативность» не имеет однозначного определения. Концепция креативности в разных культурах варьируется, что накладывает отпечаток и на оценку результата творческой деятельности. Этот факт подтвердило исследование сотрудников Лаборатории креативности и мультилингвизма НИУ ВШЭ на примере оценки творческих заданий студентами из России и Объединенных Арабских Эмиратов. Исследование было проведено в рамках гранта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». 

Как «цифра» помогает изучать «букву»

Цифровые технологии открывают новые возможности для изучения и публикации литературных архивов. О том, как их использовать и о результатах первых российских проектов в этой сфере, говорили участники круглого стола «Текст как DATA: рукопись в цифровом пространстве», состоявшегося 9 октября в Вышке.

При чем здесь Цветаева? Как издатели повелись на фейк, и что из этого вышло

Иногда мелкие заблуждения становятся глобальными ошибками. Это как нельзя лучше подтверждает новый сборник лирики Марины Цветаевой, напечатанный под фейковой обложкой — с чужим фото из интернета. О том, как снимок появился и почему мы перестаем узнавать и понимать поэта, рассказывает Светлана Салтанова, сотрудник ВШЭ, редактор портала IQ.HSE и автор книги о Цветаевой.

Русский балет и танцовщики Гитлера. Список литературы: 13 книг по истории и пониманию танца

Ирина Сироткина, научный сотрудник Института истории естествознания и техники С. И. Вавилова РАН, автор курса «Танец и двигательная культура в истории и современности» в ВШЭ специально для IQ.HSE выбрала 13 книг о танце.

Электронный архив литературы Серебряного века «Автограф» перешел в ведение Вышки

«Автограф» дает возможность изучать электронные копии рукописей русских писателей конца ХIХ – начала XX века, которые до этого хранились в обычных — закрытых для ученых и общественности — архивах разных городов и стран.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Тест: поэт или нейросеть

Борис Орехов, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ, научил нейросети писать стихи. IQ HSE сделал по ним тест. Проверьте себя: сможете ли вы отличить произведение, написанное компьютером, от человеческого?

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Неканонический Конан Дойл

Репутация создателя Шерлока Холмса менялась у русской аудитории рубежа XIX-XX веков более резко и драматично, чем восприятие его героя. Поначалу публицисты и литературные критики видели в Артуре Конан Дойле британского милитариста, колониалиста и «бульварного романиста». А позже пресса подчеркивала его «разностороннее и сильное дарование» и интерес к России, выяснила преподавательница Школы филологии НИУ ВШЭ Мария Кривошеина.