Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Все на продажу

2 июня в Культурном центре ГУ-ВШЭ состоялся просмотр и обсуждение документального фильма известного режиссера Виталия Манского "Девственность". Перефразируя известную пословицу, можно сказать: это о том, как невинность не блюсти, а капитал приобрести.


Три провинциальные девушки едут завоевывать Москву. Фабульно в самом начале это может показаться похожим на сюжетный ход знаменитого фильма "Москва слезам не верит". Но сходство это только кажущееся. Фильм Манского — о том, что ныне в России все на продажу, вопрос в цене — в евро или долларах.

Действие начинается с тоскливых панорам российских городков, глядя на которые понимаешь отчетливо: работы тут нет, в лучшем случае, если есть, зарплата 2 тыс. рублей, парни, как в стародавние времена, ходят тут стенка на стенку, до смерти, в домах-сараюшках или квартирах, больше похожих на трущобы, обитают рано состарившиеся женщины, которые жили по прежним меркам правильно — учились, работали, — а жизнь так и не состоялась. И новое поколение девчонок так жить не хочет — в Москву, в Москву! Это не три сестры Чехова, но они всеми силами и любыми средствами рвутся в столицу. До сих пор существует в их головах миф о Москве как городе-саде, городе-рае, где золото, а ныне доллары, прямо под ногами валяются, а вместе с этими долларами — и счастье тут же, как бонус. Надо только взять эти деньги, цель оправдывает средства.

Виталий Манский снял эпизоды разных кастингов, где молодым людям задавался вопрос: что бы эксклюзивного ты мог сделать за большие деньги? Оказывается, юная поросль готова: продать своих родителей, испражняться в тапочки соседу по комнате, целоваться  с любым представителем того же пола, переспать с кем угодно и, наконец, продать свою девственность. Как говорится в закадровом тексте (автор — Дмитрий Быков*, читает Александр Цекало), "мы вступаем в эру торговли девственностью. Это ведь самое главное — найти товар, который почти не нужен продавцу и резко повышает самоуважение покупателя. Проще только продать душу дьяволу, но души, как доказала наука, нет. Однако это вовсе не означает, что покупатель ушел с рынка. Покупатель — он здесь! Он рядом! Просто он интересуется другим ассортиментом… Откуда мы знаем, чего попросил бы у дьявола Фауст, если бы он родился и прожил всю жизнь где-нибудь в Караганде? Раньше за душу предлагали серьезную цену: всемогущество, всезнание, вечную молодость, в крайнем случае взаимную страсть. Про деньги покупатель даже не заикался: то, что ему предлагали, было дороже любой валюты. В наше время рынок стал гораздо демократичней. Во-первых, упростился товар… Во-вторых, запросы тоже стали другими: всезнания уже даром не надо, от вечной молодости одни проблемы.… На рынке это называется девальвацией".

Одна из героинь, создающая себя по образу и подобию куклы Барби — "все чтоб розовое — дом, одежда, машина, и много-много денег" — с мажорным личиком выслушивает перед отъездом наставления тетки: чтоб от вредных привычек держалась подальше, была хорошей девочкой. Бедная тетка! Она не подозревает, что пить и курить — младенческие забавы по сравнению с тем, чем будет заниматься ее девочка… Карина Барби при этом произносит пафосные речи: я всего достигну, я человек цели, через все перешагну, но буду богатой и известной. Мадонна постарела, а Бритни Спирс уже не девушка, пора им на покой — я иду! Свою физическую девственность она считает сокровищем, которое повышает ее цену, но тем не менее готова продать ее за… — тут перебираются цифры — за пять миллионов долларов. Другая героиня, Катя, предлагала себя в Интернете за 5 тыс. долларов, но никто не откликнулся, тогда она сделала это за 3 тысячи. Третья героиня, Кристина, попав в вожделенную для нее программу "Дом-2" и считая ее "хорошей школой жизни", поддерживаемая по телефону мамой в своих устремлениях, через пару дней оказывается за воротами — ей не повезло… Но факт остается фактом: за энное количество долларов-евро, как говорит одна из девушек, она может, ну, например, лишить себя девственности бутылкой кока-колы. При этом, как сказал на встрече Виталий Манский (повидавший много процедур отбора кандидатов на то, на се), кастинг в любой крупной компании мало отличается от кастинга в программе "Дом-2".

Идеология успеха любой ценой — только не продешеви! — насаждаемая ныне в России, на фоне нищеты и прозябания, хронического чувства фрустрации и безвыходности толкает девчонок на дно, которое они считают вершиной. И вот Карина Барби работает в стриптиз-баре, ходит в крупные кинотеатры и приглашает на этот фильм своих приятелей, а когда начинаются эпизоды с ее танцами вокруг шеста, сама выскакивает на сцену перед экраном, пытаясь демонстрировать стриптиз вживую. Она счастлива. Правда, этого не скажешь об администрации кинотеатра — ей уже не продают билеты, — но зато у нее появился бой-френд, которого она называет Кеном.

Представляется, что девственность в названии фильма — это не только и, возможно, не столько физическая ткань, сколько ментальная, нравственная. Эти девушки, репрезентирующие огромную часть поколения Next, не думают, не рефлексируют, они просто попадают в этот поток, в этот, как сказал один известный писатель, "карман мира", где высокое, социально значимое и требующее труда презирается, а низкое объявлено высоким и достойным. И этот "карман" кажется им всем миром.

Скандал — это любое нарушение общепринятых норм. Скандален князь Мышкин в "Идиоте", живущий согласно христианским заповедям в нехристианском мире. Скандал используется авангардом в искусстве — для выявления абсурдности каких-то устаревших или просто не нравящихся автору норм. Но когда скандал становится нормой, как в нынешнем шоу-бизнесе, он превращал бы окружающее, отдельное локальное пространство, просто в коммунальную кухню, если бы не одно «но»: как говорится в одном анекдоте, это уже не просто шоу-бизнес, это наша Родина, сынок, мы здесь живем. Это не отдельные глупые развратные девочки, а социальное явление. Мозги, мыслью не изуродованные, душа, выглядящая как пустое место, девственны незатронутостью интеллектом, сердцем, элементарными нормами морали.

Фильм "Девственность" вышел в ограниченном прокате, но — единственный среди нехудожественных лент — попал в топ-десятку сентября-мая по количеству просмотров в России. С документальным кино это случилось впервые за много лет… А тем временем, по словам Виталия Манского, телеканал ТНТ собирается подавать на него в суд за моральный ущерб проекту "Дом-2".

Алина Морева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

О ценности девственности и цветущей сакуры

Александр Архангельский и Виталий Манский
Александр Архангельский и Виталий Манский
Безусловно, на всякий товар найдется свой купец. Но помимо купца-продавца на всякий товар, порой, к сожалению, еще находится и покупатель. Во вчерашней публичной дискуссии о девственности как товаре эту тему отчего-то не затронули. Однако за кулисами встречи она все же всплыла. Быть может, потому, что наличие такого покупателя и есть самое страшное в этой истории — истории про продажу девственности? Об этом мы поговорили с профессором ГУ-ВШЭ, телеведущим и писателем Александром Архангельским* и с режиссером фильма Виталием Манским.

— Александр Николаевич, с одной стороны, если, например, речь идет о наркотиках, то судят ведь не за употребление, а за распространение и хранение. С другой, предложение рождается спросом. Если есть продавец, значит, есть и покупатель. Кто, по вашему мнению, этот таинственный покупатель девственности?

— Он — растлитель. Он нарушает закон. Но, кроме того, девочки тоже виноваты, они ведь не такие уж и маленькие, они совершеннолетние. Фильм начинается с того, что девочки паспорт получают. Но, конечно, растлители отвечают в большей степени…

Вообще Манский — человек и режиссер выдающийся! О чем бы он ни снимал, а он может снимать о далай-ламе, о Тату, о Путине или о девственности, он всегда делает фильмы, которые отвечают на вопрос, кто мы такие здесь и сейчас. Не кто мы в вечности, не кто мы в истории, а кто мы такие здесь и сейчас. Это никогда не приговор, но это всегда диагноз. Диагноз, который побуждает нас к размышлению о том, что мы можем сделать, чтобы изменить систему ценностей. Фильм "Девственность" — это фильм про систему ценностей, которая возобладала в обществе. А строго говоря, этому посвящен весь наш цикл "Важнее, чем политика" — как ценности определяют нашу жизнь.

И важно проводить такие встречи в Высшей школе экономики, потому что Вышка — то самое место, от которого будет зависеть не только экономическое устройство нашей жизни, но и ценностная шкала, определяющая наше поведение, нашу жизнь в обществе.

— Г-н Манский, слово "девственность" предполагает определенный смысл: чистоту и непорочность. И такая чистота словно противопоставляется грязному миру, который окружает героинь. Вот только отчего-то ни одна из героинь не выглядит такой уж чистой и непорочной. Да и окружающий их мир, город их мечты, в который они так стремились, просто преисполнен грязи. И в то же время существует фильм "Мемуары гейши", в котором продажа девственности является чуть ли не ритуалом. Да, там тоже молоденькие гейши продают девственность тому, кто больше заплатит… вот только почему-то продажа девственности под цветение сакуры не выглядит столь омерзительной, как то же самое действо в грязной, переполненной окурками, пивными банками и прочими отбросами Москве… Виталий, все же интересно ваше личное отношение к самому факту продажи девственности.

Ответ режиссера был предельно краток:

— Мое отношение, все, что я хотел сказать, я сказал в своем фильме. Вот только я все же не стал бы поэтизировать продажу девственности… Даже под сакурой.

Екатерина Березнер, Новостная служба портал ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова
 

* Александр Архангельский и Дмитрий Быков включены Минюстом в реестр иностранных агентов.

 

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Военная подготовка необходима всегда»

В конце марта начнется конкурсный отбор первокурсников НИУ ВШЭ в Военный учебный центр

5 марта

«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ

Заседание Ученого совета НИУ ВШЭ 26 февраля было посвящено науке. Участники заседания обсудили результаты научной деятельности университета, работу аспирантуры и диссертационных советов через призму приоритетов научно-технологической политики страны. Кроме того, состоялся конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

3 марта

«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества

19 февраля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся студенческий фестиваль, посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы. В течение дня проводился показ фильмов III Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству», в холлах работали тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и героям СВО, а также площадки патриотических студенческих организаций. Вечером состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

21 февраля

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

10 февраля

«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024

10 февраля в НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) 2024 года. На конкурс было подано 1916 работ, победителями и лауреатами стали 320 человек, и награждение было проведено на четырех секциях: социальных наук, экономико-менеджериальных наук, точных наук, гуманитарных наук и креативных индустрий.

12 февраля

Вам также может быть интересно:

Человек — больше, чем справка

В Высшей школе экономики прошла последняя в этом сезоне встреча из цикла «Важнее, чем политика». Как и в прошлый раз, ее гостями стали представители общественных и благотворительных организаций. На этот раз речь шла об образовании детей с особыми потребностями самого разного рода.

«Быть волонтером — это больше, чем профессия»

Кто такой волонтер? Что побуждает человека оторваться от собственных повседневных забот и идти в добровольческие отряды по поиску пропавших людей, ездить в глубинку к забытым старикам, устраивать праздники больным детям? На эти и другие вопросы ответили гости встречи из цикла  «Важнее, чем политика», организованного ВШЭ  и Фондом «Либеральная миссия»: волонтер добровольческого отряда по поиску пропавших без вести людей общественной организации «Лиза Алерт» Ирина Воробьева, учредитель консультационно-дискуссионного клуба «Азбука приемной семьи» при Фонде «Арифметика добра» Диана Машкова, координатор фонда «Старость в радость» Ксения Чудинова и учредитель организации «Больничные клоуны» Константин Седов.

«Культурная политика не может быть одна на всех»

9 декабря в Вышке прошла встреча из цикла «Важнее, чем политика», ее гостем стал публицист, телеведущий, прозаик и кинодокументалист Александр Архангельский*, ординарный профессор ВШЭ. Именно он семь лет назад вместе с научным руководителем ВШЭ Евгением Ясиным стоял у истоков этого цикла и был его ведущим. Теперь он вернулся — уже в качестве почетного гостя семинара, — чтобы поразмышлять о том, что с тех пор изменилось.

Государственный музей имени Пушкина ждут большие перемены

В Высшей школе экономики прошла последняя в этом году встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия», ее гостем стала директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак.

Евгений Бунимович: «Кто-то знает, как придумать, а я знаю, как объяснить»

В Высшей школе экономики состоялась очередная встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия», ее гостем стал учитель математики, известный публицист, поэт и государственный деятель Евгений Бунимович.

Михаил Пиотровский: «Мы не зависим от зрителя, но мы дискутируем с ним»

18 марта состоялась очередная встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная Высшей школой экономики и Фондом «Либеральная миссия». На этот раз гостем университета стал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Как выжить молодым писателям и России?

В Москве по инициативе администрации президента РФ прошло первое Российское литературное собрание, на котором обсуждались меры поддержки отечественной литературы. Накануне этого собрания, 19 ноября, о проблемах выживания качественной литературы в условиях рынка говорила на встрече в ВШЭ Ольга Славникова, один из самых известных современных русских прозаиков. Она стала гостьей семинара «Важнее, чем политика» под руководством Евгения Ясина.

За русский язык можно поволноваться

Русский язык не погибает, а развивается, но беспокоиться о его судьбе все равно полезно. Лингвист Максим Кронгауз стал гостем очередной встречи «Важнее, чем политика», организованной НИУ ВШЭ и фондом «Либеральная миссия».

Алексей Иванов рассказал о «горнозаводской цивилизации»

Труд остался главной ценностью и наследием горных заводов Урала. 21 октября в рамках цикла «Важнее, чем политика» гостем ВШЭ стал писатель, культуролог Алексей Иванов.

Отец и сын: задокументированная попытка понять друг друга

15 октября прошла организованная ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия» встреча Клуба любителей документального кино, в программе которой был представлен фильм «Отец и сын» Павла и Марцеля Лозинских.