Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Продвижение Вышки: Япония + Россия

13 июня стартовала первая часть обмена визитами групп студентов и аспирантов ГУ-ВШЭ с двумя ведущими японскими университетами: Киото и Хитотсубаши.


Этот проект, инициированный управлением международной академической мобильности ГУ-ВШЭ совместно с посольством Японии в Москве,  реализуется факультетом мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ  и студентов — членов московского отделения международной молодежной организации AEGEE-Москва.

Двенадцать японских студентов, аспирантов и молодых исследователей приехали на неделю в Москву, в Вышку. Здесь преподаватели и студенты организовали для японских гостей лекции, семинары и круглые столы, посвященные глобальным проблемам, российско-японским отношениям, особенностям корпоративного управления в России и Японии, экономике и культуре двух стран. Кроме того, в программе визита — посещение Совета Федерации, музеев, театров.     

На открытии проекта состоялось первое знакомство японцев со студентами и преподавателями Вышки. Проректор Исак Фрумин рассказал об особенностях российской системы образования, о студентах и выпускниках Вышки, о вызванных кризисом изменениях на российском рынке труда. Японских студентов особенно заинтересовала организация научной работы в российских университетах. Звучали вопросы о том, много ли студентов Вышки принимают участие в реальных исследованиях, сколько у нас аспирантов.  Как часто бывает, не все вопросы были «удобными»: одна из японских участниц, обратив внимание на вестернизированность  ГУ-ВШЭ, прямо спросила, заимствует ли университет программы западных вузов. Отвечая на этот вопрос, Фрумин пояснил: «Мы создаем программы международного уровня и не ставим перед собой цель создать нечто уникальное и изобретать то, что было изобретено до нас. Однако мы не заимствуем программы западных университетов. Мы разрабатываем свои программы с оглядкой на то, что происходит вокруг. К примеру, таких курсов, как «российская экономика», там просто нет. Или, положим, мы переводим на русский американский учебник по психологии, который в свою очередь был написан на основе работ российских психологов. Можно ли здесь говорить о заимствованиях?»

Студенты факультета мировой экономики и мировой политики тоже рассказывали японским коллегами о российском образовании, но уже с другой точки зрения. К примеру, третьекурсник Никита Aлентьев говорил о библиотеке и демократичном стиле преподавания в Вышке, а также о модульной системе, которая, по его мнению, приучает к тайм-менеджменту.

Общались гости и хозяева на английском языке: японский изучается на факультете мировой экономики и мировой политики, но не все студенты им владеют, так же, как и не все японцы говорят по-русски.

В свою очередь, японцы рассказали об университетах Киото и Хитотсубаши, которые, как отметил Исак Фрумин, относятся к числу лучших в Японии.

В университете Киото учатся 20 тысяч студентов и аспирантов. Из них 600 — на факультете экономики, с которым сотрудничает Вышка. Глава киотской делегации Казухо Йокогава особо отметила, что около трети студентов экономического факультета - иностранцы, среди которых есть россияне. Сама г-жа Йокогава в России не впервые: она изучала русский язык в институте им. Пушкина и продемонстрировала знание российских реалий, сравнив «старую столицу» — древний город Киото — с Петербургом. Университет Киото с Вышкой связывают давние и прочные отношения: рассказывая о своих академических интересах, японцы вспоминали о том, как у них выступали профессора Вышки Андрей Яковлев и Вадим Радаев.

В отличие от университета Киото с его десятью факультетами, специализирующимися на всех областях знания от литературы до медицины, в университете Хитотсубаши изучают только общественные науки: экономику, менеджмент, право, социологию. Студентов-иностранцев в университете пока немного, и делегаты надеются, что академические обмены позволят укрепить связи университета с международным студенческим сообществом.

Визит японских студентов в Москву продолжится неделю. Студенты Вышки могут принять участие в круглых столах и других мероприятиях программы. Со стороны ГУ-ВШЭ лучшие студенты регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики с соответствующей языковой подготовкой будут отобраны руководством факультета для ответной поездки в Японию.

Более подробно о том, как возникла идея российско-японского обмена и о перспективах проекта рассказывают заместитель проректора ГУ-ВШЭ Борис Железов и помощник декана факультета мировой экономики и мировой политики по международным  связям Наталья Винокурова.

Наталья Винокурова: — Смысл проекта состоит в том, чтобы организовать сотрудничество между университетами. У нас на факультете 45 человек, которые изучают Японию как регион с точки зрения политики, экономики, языка. Мы планируем организовать это сотрудничество таким образом: японские студенты приехали сейчас к нам, мы организуем для них лекции, семинары с нашими преподавателями. В дальнейшем мы надеемся, что наши лучшие студенты смогут посетить Японию для реализации совместных проектов и планов. Для факультета мировой экономики и мировой политики это очень важно, потому что он должен быть своеобразным МИДом нашего университета. Я бы хотела особо поблагодарить Динару Измайлову (аспирантку факультета мировой экономики и мировой политики и президента AEGEE-Moskva) за большой вклад в организацию данного проекта. В дальнейшем, если такие обмены станут более регулярными  — у нас есть идеи совместных проектов с Австрией, Испанией, Стэнфордским университетом (США), — мы бы хотели организовать отдельные центры, которые будут соответствовать направлению обучения наших студентов. Может быть, со временем это превратится в большой центр, который сможет поддерживать академические обмены.

Борис Железов: — Я бы добавил, что этот проект имеет большие шансы на успех и  дальнейшее развитие. Мы стремимся к долгосрочным, партнерским отношениям с ведущими научно-образовательными центрами. Япония для нас — один из приоритетных регионов.  Часто партнерские отношения начинаются с обмена визитами руководителей университетов: ректоров, проректоров и деканов. Но когда мы узнали, что существует японская программа международных обменов, решили начать с молодежного обмена. Мы предложили сделать культурный обмен культурно-академическим. Выражаем особую благодарность за поддержку и участие посольству Японии, в особенности министру Акиро Имамура, заведующему информационным отделом посольства Японии в Москве, и первому секретарю посольства Макико Мурай, руководящей программой молодежных обменов.

— Почему все-таки именно университеты Киото и Хитотсубаши?

— У нас уже были академические контакты с этими университетами. Мы также посоветовались с посольством, которое рекомендовало эти два университета.

— А каковы перспективы визита в Японию для наших студентов?

— Ответный визит наших студентов и аспирантов предусмотрен условиями программы молодежных обменов. Университет обеспечивает пребывание японцев в Москве,  а потом наши отправятся в Японию на таких же условиях. Мы рассчитываем на то, что те студенты, которые примут активное участие в организации этого визита, потом поедут в Страну Восходящего Солнца.

Екатерина Рылько, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Фото Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

«Увидеть мир под другим углом»: студентки Вышки в Университете ОАЭ

Кто может отправиться в Университет ОАЭ (United Arab Emirates University) по программе академической мобильности? Как организовано обучение, если присутствовать на занятиях могут либо только молодые люди, либо только девушки? И чем заняться с пятницы по воскресенье, когда в вузе выходные? Рассказывают студентки НИУ ВШЭ Ульяна Кобылкина и Ника Прокудина, которые недавно вернулись из UAEU.

Общежитие-дворец, зачеты без зачеток, погружение в ML: студент ВШЭ — в Армении по программе мобильности

Студент 2-го курса магистерской программы «Интернет вещей и киберфизические системы» МИЭМ ВШЭ Алишер Юлдашов отправился по программе академической мобильности в Российско-Армянский (Славянский) университет Еревана. Организация учебного процесса, предметное наполнение программы, впечатления от жизни в столице Армении — в рассказе студента от первого лица.

Новые направления обучения, более 300 заявок из 20 стран: открылся набор на “Study Tour Experience”

“Study Tour Experience” — уникальный проект для иностранных абитуриентов магистратуры, желающих примерить на себя, каково это — быть магистрантом Вышки. Международная учебная стажировка реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2020 года в двух форматах, онлайн и офлайн, на двух языках — английском и русском. В осеннем семестре 2024/25 учебного года стажировка пройдет с 11 по 23 ноября, а крайний срок подачи заявок — 13 октября.

В Вышке впервые прошел фестиваль Russian Culture Day

В начале марта в кампусе Вышки на Покровском бульваре состоялся фестиваль Russian Culture Day, организованный Дирекцией по интернационализации НИУ ВШЭ. Иностранные студенты приняли участие в викторинах, лекциях и мастер-классах, а также смогли попробовать традиционное русское угощение — блинчики с вареньем.

«НИУ ВШЭ — международный университет, представляющий разные культуры и народы»

19 декабря в атриуме корпуса ВШЭ на Покровском бульваре прошел масштабный фестиваль «Весь мир в одной Вышке», который объединил более 20 национальных студенческих организаций и клубов университета. Их представители рассказали участникам события о новогодних традициях разных народов, провели квизы и викторины. Организатором мероприятия выступила Дирекция по интернационализации ВШЭ.

Как вузы развивают интернациональную среду для самореализации иностранных студентов

Учеба в зарубежном вузе — это плюс для карьерного трека, бесценный опыт и расширение спектра возможностей. Но при этом для студента это еще и большой стресс от погружения в иную культурную среду и новые, подчас неожиданные, вызовы. Как университеты помогают учащимся адаптироваться и находить возможности для самореализации, эксперты и представители ведущих вузов обсуждали на сессии «Развитие интернациональной среды для создания комфортных условий самореализации иностранных студентов» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.

Ориентационные сессии для иностранных студентов: «Я сегодня в ВШЭ — это исполнение моей мечты»

В Вышке прошли ориентационные сессии, которые Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников организовалдля поступивших в университет иностранных граждан. В ходе встреч эксперты центра рассказали о предоставляемом визово-миграционном сопровождении, внеучебной студенческой жизни, провели экскурсии по кампусу и тур по городу.

Высшая школа экономики открыла экспериментальную школу для студентов из Таиланда

НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге продолжает стратегическую программу по развитию образовательных и научно-исследовательских связей с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По запросу Университета Таммасат (Таиланд) на базе Управления по международным связям питерской Вышки создана специальная краткосрочная образовательная программа «Русский язык и культура».

Игра, которая объединяет: в Вышке прошел первый турнир по мини-футболу среди иностранных студентов

В “HSE Inter Football Cup” приняли участие шесть мужских и две женские команды иностранных студентов НИУ ВШЭ, представляющих 30 стран. Организаторами мероприятия стали Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников Дирекции по интернационализации совместно с кафедрой физического воспитания НИУ ВШЭ.

«Это путешествие изменило меня к лучшему»

На англоязычной магистерской программе ВШЭ «Население и развитие» изучают вопросы, связанные с влиянием демографических процессов на социальное развитие страны, и учатся применять инструменты государственного управления для обеспечения устойчивого развития. Студенты и научный руководитель программы рассказали о специфике обучения в магистратуре Вышки.