• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование будущего: контент подстраивается под студента

Образование будущего: контент подстраивается под студента

Научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ Дмитрий Аббакумов — автор учебного курса «Теория и практика компьютерного тестирования» и разработчик программного обеспечения «Adaptivity Guide», позволяющего адаптировать электронные учебные курсы под возможности студентов. Свои идеи он недавно представил в Принстоне на конференции The 2014 Computerized Adaptive Testing Summit и в Москве на ‪Edcrunch. В интервью он рассказал, почему за адаптивным обучением будущее и как оно развивается в Вышке.

Онлайн-образование и адаптивные технологии

Несмотря на то, что первые адаптивные технологии в образовании появились более полувека назад, по-настоящему популярными они становятся только сейчас. Главным объяснением этого, на мой взгляд, является распространение массовых открытых онлайн-курсов (massive open online course — MOOC) и в целом развитие информационных технологий в образовании.

Исследователи говорят, что в ближайшие годы онлайн образование будет продолжать набирать обороты. Например, аудитория образовательной платформы Coursera за год с момента запуска достигла 3 миллионов студентов, а сегодня, спустя два года — превысила 8 миллионов студентов. Количество курсов от ведущих университетов на Coursera приближается к тысяче.

Именно сейчас, когда в рамках онлайн-курса учебная группа насчитывает десятки и сотни тысяч человек, становятся чрезвычайно актуальными вопросы персонализации: какой контент будет релевантным для данного студента в данный момент, какая задача будет оптимальной для него с точки зрения трудности? Ответы на эти вопросы могут дать адаптивные образовательные технологии. Речь идет о сервисах, приложениях, программах и платформах для адаптивного обучения, в которых электронный учебный контент подстраивается под студентов: предъявляется в нужный момент, в удобной форме и в оптимальной последовательности.

От адаптивного тестирования к адаптивному обучению

Сама идея адаптации контента «под ученика» выросла из компьютерного адаптивного тестирования. В тестировании алгоритм формирует для каждого испытуемого индивидуальный набор заданий — каждое последующее задание подбирается в зависимости от ответа испытуемого на предыдущее, а оценка знаний пересчитывается и уточняется после нового задания. Таким образом, этот алгоритм работает с комбинацией двух параметров — подготовленности испытуемого и трудности заданий. Исследования показывают, что в среднем компьютерный адаптивный тест в два раза короче, чем обычный, при одинаковой точности измерений.

Обучение устроено гораздо сложнее. Какие бы не были совершенные технологии передачи данных, какой бы качественной не была графика, какие бы искусные лекторы не преподавали, всегда остается проблема неоднородности студентов. Люди разные и учатся они по-разному: одни проще усваивают информацию в виде текста, другие — в графиках и диаграммах, третьи — на слух. Студенты различаются по стартовым знаниям и способностям, поэтому один и тот же материал для кого-то может оказаться очень сложным, а для кого-то, наоборот — простым. Есть еще особенности памяти, внимания, мотивации и множество других характеристик, которые отличаются от студента к студенту. Поэтому алгоритмы адаптивного обучения должны оперировать множеством параметров как на стороне студента (подготовленность, способности, восприятие информации, память, мотивация), так и на стороне контента (трудность, последовательность, структура, содержание).

Общие принципы

Адаптивное обучение в общем виде строится по одной схеме. Сначала происходит сбор информации о том, как учится человек (например, что вызывает затруднения, в каких задачах и какие именно ошибки он делает, с какой скоростью читает, на какой картинке задерживает взгляд), затем с помощью специальных математических моделей и алгоритмов осуществляется анализ этой информации, и, наконец, на третьем этапе идет подбор обучающего контента в соответствии с полученными данными анализа и направление его обучающемуся.

Адаптивные технологии и психометрика

В мире не так много проектов по адаптивному обучению, их можно пересчитать по пальцам. И, что самое интересное, все существующие проекты пока не конкуренты друг другу, так как они используют разный подход.

Например, один (www.mathsgarden.com) подбирает для младших школьников оптимальные по трудности математические задачи, другой (www.cerego.com) анализирует контент с точки зрения запоминаемости и предлагает студентам индивидуальный план по его изучению. Есть мощная аналитическая платформа Knewton (www.knewton.com), которая собирает данные о том, как учатся тысячи студентов и на основании их обработки подбирает индивидуальные задания, дает подсказки и рекомендует партнеров для обучения.

Около 40 процентов тех, кто не справляется с учебными онлайн-курсами на Coursera, недовольны сложностью предлагаемого контента

Меня же интересует настройка трудности, последовательности и содержания учебных материалов под психометрические профили студентов. Психометрика — это наука, занимающаяся психологическими и педагогическими измерениями. Поэтому под психометрическими профилями понимается предметная подготовленность студентов, их способности к быстрой обработке информации, сохранению концентрации внимания, к работе со сложной текстовой информацией.

Сейчас я при поддержке Управления инновационной деятельности ВШЭ разрабатываю программу Adaptivity Guide. Она поможет авторам курсов внести в контент изменения, чтобы улучшить его усвоение студентами (зачастую под доработкой контента приходится понимать разработку нового).

По мнению экспертов, около 40 процентов тех, кто не справляется с учебными онлайн-курсами на крупнейшем образовательном ресурсе Coursera, недовольны сложностью предлагаемого контента. Каких задач или объяснений, каких ссылок и дополнительных материалов им не хватило — вот вопросы, на которые, в том числе,  мы пытаемся ответить с помощью разрабатываемой в Вышке программы Adaptivity Guide. Это одно из конкурентных преимуществ программы, ведь она по сути, станет персональным учебным ассистентом для преподавателя онлайн-курса.

С начала учебного года мы совместно с Центром развития образовательной среды ВШЭ тестируем некоторые мои модели и алгоритмы в рамках курсов на Сoursera. Я надеюсь, в декабре мы сможем представить первые результаты этого проекта и предложить свои рекомендации по внедрению адаптивных элементов в эти курсы.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

«Интенсив U4U постепенно превращается в базовую площадку для коммуникации преподавателей вузов РФ и стран СНГ»

26–28 октября Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ провела пятый интенсив U4U online для вузов — сетевых партнеров. Высшая школа экономики с 2014 года создает массовые открытые онлайн-курсы, является соучредителем Национальной платформы «Открытое образование», включает онлайн-курсы в учебные планы, сопровождает студентов в процессе цифрового обучения, а также осуществляет контроль качества и оценочные процедуры.

Преподаватель МИЭМ разработал бота-помощника, чтобы мотивировать студентов

«Чат-бот для повышения эффективности технологии "Перевернутый класс"» разработал доцент МИЭМ Александр Варнавский. Бот был представлен в МГУ на Международной конференции-конкурсе инновационных технологий в системе ИТ-образования и занял первое место в направлении «Информационно-педагогические технологии».

2 000 000

подписчиков зарегистрированы на курсы НИУ ВШЭ на образовательной платформе Coursera.

«Развитие онлайн-курсов – один из элементов программы ВШЭ по поддержке региональной науки»

Образовательный интенсив U4Uonline для вузов – сетевых партнеров по внедрению blended learning с использованием онлайн-курсов Вышки прошел в Москве и на базе учебного центра «Вороново». На интенсив приехали представители 29 высших учебных заведений из разных городов России, а также ближнего зарубежья.

В Высшей школе экономики стартовали вступительные испытания для иностранных абитуриентов в онлайн-формате

В 2017 году НИУ ВШЭ впервые проводит вступительные испытания для иностранных граждан, поступающих в бакалавриат, с использованием онлайн-технологий.

Вышка онлайн: стратегии и перспективы образовательных технологий

ВШЭ — один из первых вузов страны, который начал сотрудничество с международной образовательной платформой Coursera, и единственный на сегодня с таким количеством курсов на ней — 21. Кроме того, 5 октября стартовали первые курсы Вышки на Российской национальной платформе открытого образования. Какие задачи в связи с этим решает университет? Как отбираются курсы для размещения на Coursera? На эти и другие вопросы отвечает свежий, 109-й, номер бюллетеня «Окна роста».

На летней школе изучили этапы создания онлайн-курсов от замысла до воплощения

Как создать идеальный массовый онлайн-курс? Любые ли дисциплины могут быть реализованы в этом формате? Каковы механизмы маркетингового продвижения таких курсов и какова роль психометрической аналитики в их разработке? Ответы на эти и другие вопросы искали слушатели летней школы «МООС: от замысла до воплощения», организованной Центром развития образовательной среды ВШЭ.

Благодаря онлайн-курсам лучшие преподаватели будут доступны широкой аудитории

17 апреля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в панельной дискуссии «Цифровые технологии в жизни университета», которая прошла в рамках Московского международного салона образования. Он ответил на вопросы ведущего, журналиста Александра Архангельского*, и гостей салона.

Вышка участвует в создании «Российской национальной платформы открытого образования»

Восемь ведущих российских вузов объединились в ассоциацию «Российская национальная платформа открытого образования». Они планируют создать ресурс, на котором будут размещаться онлайн-курсы на русском языке по основным образовательным дисциплинам. Это откроет любому российскому студенту доступ к наработкам лучших университетов страны. О задачах и возможностях этого проекта рассказывают проректор Сергей Рощин и руководитель Центра развития образовательной среды Евгения Кулик.

25%

слушателей англоязычных курсов Вышки на Coursera — жители США.