• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Евроремонт обязательственного права

12 мая в здании Вышки на Ордынке состоялся научный семинар, организованный кафедрой предпринимательского права факультета права ГУ-ВШЭ, — обсуждали проект "Концепции совершенствования общих положений обязательственного права России".

В ходе семинара c комментариями к проекту концепции выступили профессор кафедры предпринимательского права ГУ-ВШЭ Юрий Фогельсон и Кристофер Осакве.

В своем выступлении Юрий Фогельсон сформулировал три важнейших, на его взгляд, предложения концепции, отметив, что первые два представлены в работах диссертантов кафедры предпринимательского права, что свидетельствует о том, что юристы Вышки идут в ногу со временем. Первым значимым изменением является включение в Гражданский кодекс (ГК) РФ оговорки о добросовестности, чему посвящена диссертация Светланы Яковлевой. Другое важнейшее нововведение касается частичного изменение подхода к стандартам доказательства убытков — возможность судов самим оценивать сумму убытков. Тема стандартов убытков была включена в диссертацию Анны Николаевой, в ее работе особое внимание уделялось тому, как при сегодняшнем российском праве, где до сих пор иногда превалирует "советский подход", требования о взыскании убытков зачастую оказываются недоказуемыми. Третье предложение касается предоставления судам возможности дополнять условия договора с целью исключить предъявление исков, уничтожающих договор.

Господин Фогельсон рассказал и о других важных пунктах проекта. Они касались в основном обязательств, убытков и договоров — эти изменения исходят из правоприменительной практики и позволяют решать споры более здраво, вне рамок формального "советского права".

Вместе с тем было отмечено, что многие проблемы не нашли отражения в проекте концепции. Так, скажем, осталось не проясненным правило об упущенной выгоде, не оговорены принципы учета интересов должника, не изменен механизм обязанности доказательства причинной связи, практически ничего не изменено в регулировании общих условий сделок и так далее.

Таким образом, по мнению Юрия Фогельсона, отношение к проекту концепции совершенствования общих положений обязательственного права не может не быть двояким. С одной стороны, выдвинутые предложения позволяют модернизировать право и переориентировать правовое мышление, привнести в него более гибкие подходы, повысить качество договоров. С другой стороны, краеугольным камнем новой концепции является существенное повышение степени свободы судей при оценке суммы убытков, что является заимствованием из системы общего права. Однако в общем праве судья действует так, чтобы принять справедливое решение и опирается при этом на правовую традицию. "Как цивилист, человек, занимающийся гражданским правом, я приветствую такие изменения, — сказал Ю. Фогельсон, — но как человек, живущий в конкретной стране и знающий ее особенности, я говорю, что меня это пугает, я отношусь к этой новации настороженно". Кроме того, особо подчеркнул он, многие проблемы в проекте почти не отражены.

Кристофер Осакве в своем комментарии прежде всего отметил, что согласен с замечаниями, высказанными Юрием Фогельсоном. Со своей стороны, он перечислил несколько основных изменений, которые, по его мнению, необходимо добавить в концепцию. Необходимо поднять статус добросовестности от десятой до пятой статьи, дать дефиницию самого понятия. Также нужно ввести институт ответственности наподобие германской схемы. Кроме того, признать исправленную оферту акцептантом как оферту, то есть, допустить исправление акцепта, пойдя по пути американского права, хотя, опять же, нет уверенности в том, что Россия к этому готова. И еще необходимо уточнить условия отказа от договора.

Господин Осакве, специалист по правовой компаративистике, добавил, что предлагаемая концепция выявляет тенденции движения российского права к праву европейскому, германскому. Причем это сближение отражает и некоторые мировые тенденции — реформы конкретных разделов права носят конъюнктурный, "страновой" характер, в то время как изменения обязательственного права имеют более унифицированный, международный характер. Точно так же английское право все больше отходит от американских стандартов и стремится к германскому. Однако в случае с российским правом беспокойство вызывает то, что (если проводить аналогию с переустройством дома) проводится не капитальный ремонт, а некий отделочный евроремонт здания обязательственного права. Чтобы концепция была цельной, она требует существенной доработки и принятия решения о том, в сторону какой системы права все же движется российская правовая система.

Со своим комментарием выступила и ведущая семинара, заведующая кафедрой предпринимательского права ГУ-ВШЭ Оксана Олейник. Она отметила, что рассматриваемая концепция видится ей значительным рывком вперед, несмотря на множество спорных моментов и недоработок, из-за которых часто создается впечатление, что это не конкретные изменения, а "технико-юридический косметический ремонт". Однако на семинаре кафедры предпринимательского права проходило только одно из тех обсуждений в различных институтах, которые предстоит пройти проекту концепции. Что-то из этих обсуждений будет донесено до разработчиков и, видимо, повлечет за собой изменения в законопроекте. Как считает О. Олейник, детальное обсуждение проекта — при условии доведения результатов обсуждения до широкой общественности — дает возможность повлиять на судьбу законопроекта в целом.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова