• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Время покажет, кто в науке "слабое звено"

Поднять престиж науки и поддержать "доцента в потертом пиджаке", по выражению ректора МГУ Виктора Садовничего, — таковы основные задачи Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2008—2012 годы, которая обсуждалась 29 марта на заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) в Высшей школе экономики.

Поднять престиж науки и поддержать "доцента в потертом пиджаке", по выражению ректора МГУ Виктора Садовничего, — таковы основные задачи Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2008—2012 годы, которая обсуждалась 29 марта на заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) в Высшей школе экономики.

На мероприятии присутствовали президент Финансовой академии при правительстве РФ Алла Грязнова, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, председатель ВАК Михаил Кирпичников, ректоры вузов, представители общественности.

На обсуждении шла речь о необходимости доработать программу. Ее проект Министерство образования и науки РФ представило в начале весны, однако он увяз в недрах правительства. "Существует реальный риск отодвигания на долгий срок действий по обновлению и поддержке нашего педагогического корпуса и учреждений Академии наук и ведущих университетов", — отметил ректор ГУ-ВШЭ, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов.

Директор Института статистических исследований и экономики знаний, проректор ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг обрисовал положение дел в российском образовании и науке языком цифр. Они удручают: по индексу конкурентоспособности Россия находится на 66-м месте среди 127 стран, по качеству школьного образования — на 28-м, между Турцией и Уругваем, только 38 процентов вузов выполняют какие-либо исследования и разработки, средний возраст профессора высшего учебного заведения — 58 лет. Не осталось следа и от былого престижа профессий ученого и преподавателя. "Могли ли мы представить, поступая в вузы, что в табели о рангах ученый, согласно недавнему опросу, окажется рядом с работником торговли и крестьянином?" — резюмировал докладчик.

На заседании перечислялись и другие "болевые точки": нехватка кадров, интенсивный отток ученых в самом продуктивном возрасте за границу, низкие зарплаты в сфере науки. "Для того чтобы спокойно работать, сосредоточившись на основной деятельности, аспирант в Москве должен получать 30-35 тысяч рублей, — убежден председатель ВАК Михаил Кирпичников. — Не надо бояться этой цифры, ведь речь идет об элите". Неоднократно звучали и ностальгические нотки по советским временам, когда на стипендию аспиранта — 85 рублей — можно было жить. Говорили и о необходимости выделения жилья для начинающих ученых, достойных пенсиях и медстраховках для людей преклонного возраста — ведь не секрет, что сегодня они часто держатся за свою работу, не пуская молодых. Акцентировали внимание и на общем среднем образовании — особенно плохо сейчас обстоят дела с уровнем подготовки по русскому языку и математике. Не раз высказывалось мнение, что без должного технического оснащения университетов зарплата — это пособие по безработице, ведь главная задача ученого — исследования, а они зачастую невозможны без дорогостоящих приборов.

Чтобы решить накопившиеся проблемы, требуются меры, которые решено отразить в программе: это и создание условий, обеспечивающих приток в сферу образования квалифицированных кадров, и отток тех, кто представляет собой "слабое звено" в науке, и ориентация на перспективные университеты, их финансовая поддержка.

В академическом сообществе нет сомнений в необходимости Федеральной целевой программы. Но чтобы она принесла плоды, нужно принять ее в правительстве.

— У меня состоялся телефонный разговор с Алексеем Кудриным, — сказал Ярослав Кузьминов. — Минфин ожидает эффективных программ. Шанс убедить коллег в Минэкономразвитии и Минфине у нас есть. Без всякого сомнения, они понимают смысл этой программы.

 

Надежда Дудко

 

Ссылки:

Заседание Российского общественного совета по развитию образования, ГУ-ВШЭ, 29 марта 2007 г.Заседание Российского общественного совета по развитию образования, ГУ-ВШЭ, 29 марта 2007 г.