• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выездная школа для первокурсников ВШЭ

С 7 по 9 декабря в Подмосковье прошла выездная междисциплинарная школа, организованная для первокурсников Вышки Социологическим клубом (СК) ВШЭ «Город» и студентами факультета экономики ВШЭ. В интервью стажеру портала, студентке Валерии Кайде о событии рассказывает один из руководителей школы, представитель СК «Город» Константин Глазков.

Константин Глазков
Константин Глазков
— Что подвигло вас на организацию школы?

— С 2002 года клуб «Город» выезжал на подобные школы вместе с абитуриентами, учащимися 9-11 классов, чтобы вовлечь школьников в социологическую среду и дать им более четкое представление об этой науке — тогда школа была именно социологической. Собирали ребят со всей России. Отбор проходил по эссе, которых приходило порядка 150-200, тогда как участвовало всего 30-40 человек. Я лично был на предпоследнем выезде и уже знал, что хочу быть социологом. Тогда нам рассказывали про социологию вещей и сейчас, учась на четвертом курсе, я понимаю, что здесь, на факультете, нам никто об этом никогда не расскажет. Последняя школа была в 2010 году, весной, но абитуриентов набрали еле-еле: то ли подвела информационная сеть, то ли ЕГЭ захватило все внимание школьников. Таким образом, первый импульс для проведения выездной школы — это традиция, очень хорошая и добрая.

Также это своего рода проверка для клуба: сможем ли мы все это потянуть, организовать и не разругаться. А еще дело вот в чем. Количество поступивших на факультет социологии ВШЭ резко выросло, и стало понятно, что многие учатся здесь лишь потому, что не прошли на другие факультеты. Проблему нужно было решать, и родилась идея выезжать не с абитуриентами, а уже со студентами, чтобы помочь им разобраться в том, куда же они попали — это было полтора года назад.

— Почему школа стала междисциплинарной?

— На самом деле экономисты на третьем курсе не больше социологов знают, кем будут в будущем — кроме как бухгалтерами или предпринимателями. И у многих из-за этого возникают «внутренние расстройства», что, кстати, видно было из присланных к нам эссе.

— Сколько всего было заявок?

— Примерно 30-35. Притом что все было рассчитано на чуть больше, чем 20 человек, мы готовы были столько принять, хоть это и нарушает атмосферу, но в итоге не все смогли приехать. Тем не менее, доехал человек из Питера, чего никто не ожидал. Также участвовали две девушки из Финансовой академии и Московского городского педагогического университета.

— Почему главной темой обсуждений были выбраны аукционы?

— Потому что важно было предложить то направление исследований, которое могло бы заинтересовать и экономистов, и социологов. Мы, к примеру, не брали рыночные ситуации, так как для социолога это слишком трудно. А аукцион — конкретные условия, где люди сидят плечом к плечу и взаимодействуют: им рассказали правила, и они строго их выполняют. Мне показалось, что это подойдет. С другой стороны, для экономистов аукционы — очень тяжелая математика, требуется применять теорию игр. Возможно, выбор оказался не самым удачным. Как оказалось, такое потянет только опытный исследователь, который профилируется на этом предмете. Но мы были вынуждены освоить его хотя бы частично, чтобы представить студентам и обсудить.

— Каковы итоги выездной школы?

— О главном результате я пока не знаю. Основная наша задача — заставить студентов задуматься, показать проблески того, куда им можно дальше идти и что с полученными знаниями делать. Когда это проявится, сказать трудно. Но все, что посеяно, должно же когда-нибудь взойти — вот и посмотрим года через два.

— Планируете и дальше проводить такие мероприятия?

— Теперь, когда механизм обкатан и понятно, как это все происходит, сделать это будет намного легче. Не случайно идея пользуется поддержкой факультета. Что касательно междисциплинарности, воплотить ее сложно — прежде всего, содержательно, потому что велик риск еще больше запутать студентов. Не так-то просто взять два абсолютно разных подхода и грамотно их соединить, для начала нужно самим с этим хорошо разобраться. Тем не менее, что-то у нас получилось, и было очень приятно наблюдать, как, скажем, две студентки с разных факультетов сошлись в споре о перформативности. А раз каких-то успехов мы все-таки добились, почему бы не двигаться в этом направлении дальше?

Впечатлениями поделились и участники выездной школы.

Алена Кислянская, первый курс факультета социологии:

— Решила поехать в выездную школу, потому что хотелось больше узнать о социологии: чем вообще на практике занимаются настоящие социологи, какой методологический аппарат используют, на какие уже известные исследования опираются. Исследователей и исследований тысячи, а понять, какие действительно релевантны, не очень-то просто. Мне понравилось изучать науку вне стен учебного заведения, да еще и нон-стоп. При этом обстановка царит дружеская, и в обсуждениях участвует каждый. Из-за того, что лекции и семинары у нас прерывались лишь приемами пищи и сном, у нас была возможность полностью погрузиться в научную среду на несколько дней. У нас даже банальная игра, будь то «Мафия» или «Пантомимы», была с легким налетом «научности».

Дмитрий Лесневский, первый курс факультета социологии:

— Школа очень понравилась! Привлекла интересная тема аукционов и возможность наладить контакт с новыми людьми с других факультетов. Больше всего запомнились лекции и ночные посиделки в приятной компании. С удовольствием поеду еще раз, если предложат.

Валентина Королева, первый курс факультета экономики:

— Не могу сказать, что вынесла для себя много нового из лекций, зато ближе познакомилась с социологами. Здорово обсуждать общие темы, узнавать разные точки зрения и спорить.

Артур Варданян, первый курс факультета экономики:

— Отличная организация, атмосфера и семинары — получил море впечатлений. Наладил контакт с лектором и заручился поддержкой в создании факультатива по топологии и дифференциальной геометрии на нашем факультете.

 

Валерия Кайде,  студентка первого курса факультета социологии, специально для новостной службы портала ВШЭ